Про огонь, как бы уже все смирились, и мы и они. Нету его. Вернее есть головешки вместо костра.
Вопрос в системном подходе. А система, это математическая модель. Так или иначе, она будет исполнять то, что в неё запраграмированно.
Худо бедно – но это работает. Взять к примеру орденский устав. У них, нарушение устава игуменом – прямая дорога к его смещению посредством большинства братии.
Тоесть (!!!), и игумен и братия, черпают свои полномочия из соблюдения устава. А это идеальная мотивация к его исполнению.
Посмотрим на наши монастыри. Понятие «устава», понимается узко: исключительно как предписание типикона к богослужению.
Устава, как закона внутри монастырской жизни – не существует. Есть сложившиеся традиции, но на уровне простой общаговской – тоесть, как сложилось…
Игумен у нас – это непререкаемый императив! Ибо его назначает архиерей епархии, а не выбирается из числа братии. И все такие игумены, делают свою карьеру «на верху». Обитель получают как звёздочку на погон, и как доступ к монастырским финансам.
Если игумен мудила, он полностью меняет (перекраивает) состав братии, изгоняя и принимая нужных людей. В итоге полный беспредел и беспорядок.
Каков устав? – А как игумен скажет! И всё.
Вы не представляете, какое количество уже сложившихся братий, разрушается очередным начальственным чмом, присланным от епископа. Вокруг такого игумена, сразу образуется плотное кольцо шакалов и холуёв, которые буквально выгрызают последние остатки «духовных» а стало быть независимых от начальственного бесчиния.
При таком раскладе, истребляется сам дух монастырского братства. Остаётся только божок-игумен, и грязь (читай братия), которая прилипла к его сапогам.
Это всё системный порок, а отнюдь не «времена последние».