Исихазм

Автор Тема: Тренировка концентрации внимания  (Прочитано 14311 раз)

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Тренировка концентрации внимания
« Ответ #30 : 23 Январь 2010, 19:42:12 »
Антиквар, а что вы понимаете под механическим творением молитвы на работе?

Прежде это было не более чем беззвучное шевеление губами :)
Со временем стало чем-то вроде постоянного умственного напряжения. То есть значительная часть внимания расходуется на внешние ситуации, но часть его постоянно удерживается на том, чтобы повторять про себя слова молитвы. Ум при этом не погружается в слова молитвы, это скорее памятование о ней.
Но иногда чувствуешь, как молитва творится где-то в сердце - вопреки внешним офисным бурям. Это уже не могу назвать механической молитвой, это то, что живет внутри постоянно, но заглушается внешним миром.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Тренировка концентрации внимания
« Ответ #31 : 23 Январь 2010, 19:51:57 »
Антиквар, а что вы понимаете под механическим творением молитвы на работе?

Прежде это было не более чем беззвучное шевеление губами :)
Со временем стало чем-то вроде постоянного умственного напряжения. То есть значительная часть внимания расходуется на внешние ситуации, но часть его постоянно удерживается на том, чтобы повторять про себя слова молитвы. Ум при этом не погружается в слова молитвы, это скорее памятование о ней.
Но иногда чувствуешь, как молитва творится где-то в сердце - вопреки внешним офисным бурям. Это уже не могу назвать механической молитвой, это то, что живет внутри постоянно, но заглушается внешним миром.


  Я и говорю, что тем и полезен навык (даже механический), что незримо воздействует на сердце...и без всяких там болевых ощущении. :-)
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

SrgK

  • Сообщений: 604
    • Просмотр профиля

Re: Тренировка концентрации внимания
« Ответ #32 : 23 Январь 2010, 20:21:21 »
Какие способы сохранения внимания можно эффективно использовать?

Законы соотношения очагов возбуждения (или доминант) были открыты тысячелетия тому назад. Есть закон торможения слабых доминант более сильными. Слабые подкрепляют более сильную, т. к. их энергия, переходя в тормозное состояние, сливается с более сильной, победившей доминантой. Так, например, при увлеченной работе, человек не слышит мелодию, которую сам же и насвистывает или напевает. Пение  помогает еще сильней сконцентрироваться на работе. Ритмичное дыхание можно проводить как слабую доминанту, которая поможет для развития другой доминанты -- сосредоточения.

юнга

  • Сообщений: 1213
  • Максим, православный
    • Просмотр профиля

Re: Тренировка концентрации внимания
« Ответ #33 : 23 Январь 2010, 21:27:08 »
Антиквар, а что вы понимаете под механическим творением молитвы на работе?

Прежде это было не более чем беззвучное шевеление губами :)
Со временем стало чем-то вроде постоянного умственного напряжения. То есть значительная часть внимания расходуется на внешние ситуации, но часть его постоянно удерживается на том, чтобы повторять про себя слова молитвы. Ум при этом не погружается в слова молитвы, это скорее памятование о ней.
Но иногда чувствуешь, как молитва творится где-то в сердце - вопреки внешним офисным бурям. Это уже не могу назвать механической молитвой, это то, что живет внутри постоянно, но заглушается внешним миром.

То есть вы, к примеру, разговариваете по телефону и в это время в уме произносите молитву? А не проще за всеми делами видеть незримо присутствующего в них Господа? Стремиться , конечно, нужно к постоянному творению молитвы. Но дело в том, что , не знаю как у вас, на работе часто нужна полная сосредоточенность на выполняемом деле. То есть ум занят полностью. Другое дело, когда выпадают свободные минутки...

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Тренировка концентрации внимания
« Ответ #34 : 23 Январь 2010, 21:40:23 »
То есть вы, к примеру, разговариваете по телефону и в это время в уме произносите молитву? А не проще за всеми делами видеть незримо присутствующего в них Господа? Стремиться , конечно, нужно к постоянному творению молитвы. Но дело в том, что , не знаю как у вас, на работе часто нужна полная сосредоточенность на выполняемом деле. То есть ум занят полностью. Другое дело, когда выпадают свободные минутки...

В идеале любое наше действие должно быть молитвой, устремлением к Богу. То, что не ведет к Богу, должно отмирать. Жизнь должна быть жизнью-молитвой.
И должно быть, это возможно. Но мое каждодневное существование сейчас далеко от этого идеала.
Видеть за всеми делами Господа - совсем не просто. И не думаю, что Он присутствует во всех делах, творящихся по нашей воле и по воле других людей.
Гораздо проще забывать о Боге в гуще суеты, в бешеном темпе работы... Поэтому механическая молитва - это своего рода метроном, напоминающий об Ином.
И еще. Если нам завещано молиться "в любом месте в любое время", то практика показывает, что это, оказывается, действительно возможно. Нужен навык, нужен труд. Даже среди работы, требующей полной сосредоточенности.
Другое дело, что это не Бог весть какое достижение и довольствоваться только этим не стоит.     

юнга

  • Сообщений: 1213
  • Максим, православный
    • Просмотр профиля

Re: Тренировка концентрации внимания
« Ответ #35 : 23 Январь 2010, 21:57:54 »
Цитата: Антиквар
В идеале любое наше действие должно быть молитвой, устремлением к Богу. То, что не ведет к Богу, должно отмирать. Жизнь должна быть жизнью-молитвой.
И должно быть, это возможно. Но мое каждодневное существование сейчас далеко от этого идеала.
Видеть за всеми делами Господа - совсем не просто. И не думаю, что Он присутствует во всех делах, творящихся по нашей воле и по воле других людей.
Гораздо проще забывать о Боге в гуще суеты, в бешеном темпе работы... Поэтому механическая молитва - это своего рода метроном, напоминающий об Ином.
И еще. Если нам завещано молиться "в любом месте в любое время", то практика показывает, что это, оказывается, действительно возможно. Нужен навык, нужен труд. Даже среди работы, требующей полной сосредоточенности.
Другое дело, что это не Бог весть какое достижение и довольствоваться только этим не стоит.
Среди работы, требующей полной сосредоточенности? Если она полная, то где же тут место для сосредоточения на словах молитвы?

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Тренировка концентрации внимания
« Ответ #36 : 23 Январь 2010, 22:12:56 »
Среди работы, требующей полной сосредоточенности? Если она полная, то где же тут место для сосредоточения на словах молитвы?

Повторюсь: оказывается, это возможно.
Во-первых,  даже при полной сосредоточенности в уме остаются своего рода "окна". Потому что любая (или почти любая) работа - это повторение ситуаций, с которыми вы уже сталкивались - минуту, час, год назад. Меняются лишь комбинации этих ситуаций. Можно сравнить с калейдоскопом: картинки разные, а стекляшки - одни и те же. Здесь помогает профессионализм, многолетний опыт работы.
Во-вторых, навык к молитве при параллельной умственной работе. Это уже мне труднее объяснить. Быть может задействуются разные участки мозга - не знаю. Физиологическими аспектами я не интересовался, мне достаточно того, что это возможно.

юнга

  • Сообщений: 1213
  • Максим, православный
    • Просмотр профиля

Re: Тренировка концентрации внимания
« Ответ #37 : 23 Январь 2010, 22:41:04 »
Среди работы, требующей полной сосредоточенности? Если она полная, то где же тут место для сосредоточения на словах молитвы?

Повторюсь: оказывается, это возможно.
Во-первых,  даже при полной сосредоточенности в уме остаются своего рода "окна". Потому что любая (или почти любая) работа - это повторение ситуаций, с которыми вы уже сталкивались - минуту, час, год назад. Меняются лишь комбинации этих ситуаций. Можно сравнить с калейдоскопом: картинки разные, а стекляшки - одни и те же. Здесь помогает профессионализм, многолетний опыт работы.
Во-вторых, навык к молитве при параллельной умственной работе. Это уже мне труднее объяснить. Быть может задействуются разные участки мозга - не знаю. Физиологическими аспектами я не интересовался, мне достаточно того, что это возможно.
Вы же сами писали, что бывают разговоры на повышенных тонах. Простите, не верю, что в этот момент вы еще и в уме произносите молитву. Да и чистая механика получается. Не лучше ли включать сердце и стараться выполнять свою работу в мире и благодарении Бога? С полным вниманием. Тем более у вас работа посложней моей ,скорей всего.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Тренировка концентрации внимания
« Ответ #38 : 23 Январь 2010, 22:55:00 »
Вы же сами писали, что бывают разговоры на повышенных тонах. Простите, не верю, что в этот момент вы еще и в уме произносите молитву. Да и чистая механика получается.

Знаете, к сожалению, так бывает совсем нередко. Даже регулярно. То есть произнесение молитвы в уме сосуществует с раздраженным разговором, с гневным помыслом. Я с самого начала говорил, что это - механическая молитва. Вопрос - в ее ценности. На мой взгляд, и такая безусловно ущербная молитва тоже важна. Почему - не раз указывал выше - она, в частности,  помогает утишить раздираемый яростью ум. То есть "механика" в какой-то момент превращается в укоризну самому себе, "механика" твердит тебе "опомнись, замолчи"...

Не лучше ли включать сердце и стараться выполнять свою работу в мире и благодарении Бога? С полным вниманием.

Для меня молитва - это как раз стремление водворить в уме и сердце ум и благодарение Богу, с полным вниманием. И это нелегко.

mehj

  • Сообщений: 61
    • Просмотр профиля

Re: Тренировка концентрации внимания
« Ответ #39 : 23 Январь 2010, 23:12:02 »
Мне кажется, что когда решается задача неотождествления себя с натиском эмоций, не так уж важно какими средствами это достигается: непрестанной молитвой, концентрацией на сердце, или, к примеру, дыхании.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Тренировка концентрации внимания
« Ответ #40 : 23 Январь 2010, 23:19:39 »
Мне кажется, что когда решается задача неотождествления себя с натиском эмоций, не так уж важно какими средствами это достигается: непрестанной молитвой, концентрацией на сердце, или, к примеру, дыхании.

Способы могут быть разные, вопрос - в конечной цели.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Тренировка концентрации внимания
« Ответ #41 : 24 Январь 2010, 10:09:44 »
У меня сегодня в храме было внимание деконцентрированное, но при этом одновременно говорило сердце, отвечало на слова молитв. Боли не было. Заметил, что когда пытаешься сам собрать внимание на молитве, дыхание становится поверхностным и прерывистым, автоматически задерживается, однако реальной полноты внимания словам молитвы, а тем более собственной молитвы не происходит,  когда же сказал Господи помоги, Матерь Божья и все святые! Дышать начал, как бы вдыхая зоной живота и легких, и одновременно как бы дышало все тело. При этом общая молитва стала слышна, понятна, отзывалась в сердце и времена была и моей собственной. Легче стало справляться с осуждением, просто с такого помысла легко вытаскивается внимание и он уходит. Вообще подвижное деконцентрированное внимание Господь  постепенно, надеюсь, поможет привести к безмолвию и непрестанной сосредоточенной молитве.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Тренировка концентрации внимания
« Ответ #42 : 26 Январь 2010, 01:15:46 »
У меня возник вопрос. Как состредоточиться в молитве именно на своей сердцевине, на самом нутре, где и возможна истинная встреча с Господом? Как ее отличить от области сердца (сердечного центра)? Есть ли какие-то понятные путевые вехи? 

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Тренировка концентрации внимания
« Ответ #43 : 03 Февраль 2010, 09:33:39 »
Цитировать
Опыт безмолвия
« Ответ #1 : 14 Августа 2004, 02:23:51 »   

Тема безмолвия одна из основополагающих в исихазме, и обсуждение ее на форуме сейчас будет затруднительным.

Мне кажется, для нас практически важным из того, что говорит Каллист, будет понимание безмолвия как начала очищения ума и чувств. Такое безмолвие не есть некая отвлеченная абстракция, а вполне конкретное переживание - опыт, получение которого кардинально меняет отношение человека, прежде всего, к самому себе.

Попытка утихомирить свои мысли (как и чувства) встречает сильное сопротивление со стороны последних, и здесь приходится столкнуться, опять-таки очень конкретно и весомо, со своей нечистотой, которая, оказывается, фонтанирует, не переставая. Простое "затыкание" этого грязного фонтана (напр., заставить себя внутренне молчать) не помогает никак: волевую пробку просто вышибает. Кроме того, почти автоматически срабатывает привычка не замечать мысленной грязи, находясь и купаясь в ней, как в родной стихии. Это можно заметить при чтении молитвы по четкам, когда уже на втором десятке (если не на второй бусине) "вдруг" ловишь себя на том, что ум блуждает где попало.

Несобранность, неумение концентрироваться и сосредотачиваться, ленность и инертность, рациональная замусоренность, идущая вкупе с неразвитостью, безволие и расслабленная инфантильность, прыгливость и изворотливое самооправдание  - вот характерные качества нечистого ума. И лучшим опытом безмолвия вначале будет потрясение от своей недееспособности. Такое потрясение способно открыть путь к покаянию - перемене ума (метанойе).