На мой взгляд, гордыня - весьма сложная страсть. Одна из ее особенностей в том, что она ловчее других страстей прячется от страдающего ею. Если какое-нибудь чревообъядение легко заметить, тут показатели объективны, то гордыня маскируется куда хитрее. Она прячется за остальные семь страстей.
Почему я так считаю? А потому что они в восьмером отделяют нас от любви. Недолюбливать же ближнего - это база гордыни. Выше Питирим упомянул духовное невежество. Невежество это, конечно, плохо. Но разве это корень данного зла? Если человек широко духовно осведомлен, и не только теоретически подкован, но и практикует, пусть даже серьезный аскет, так что он никак не подходит под "духовное невежество", разве он тем самым гарантированно защищен от гордыни? По-моему - нет. Справедливо (!) видя себя ведающим побольше ближнего и прошедшим дальше, человек уловленный гордыней начинает презирать его. Недолюбливать начинает - вот и грех.
Погрешность, по-моему, именно в презрении этом, в нелюбви, а не в наблюдении того, кто кого больше ведает. Кто бы что ни ведал - любить то ближнего надо, а при гордыни это нарушается.
Борьба же - это наоборот восстановление любви к ближнему. А практически это как? Поскольку любовь - высшая добродетель, и она есть лишь иное название бесстрастия, то восстановление любви - борьба с остальными страстями. Пока одна за другой, а может и параллельно, семь других страстей не побеждены, любовь еще в полной мере не достигнута, и от гордыни до конца не избавились.