Если в очередной раз на форуме попробовать пофантазировать на тему экопоселения, можно, как мне кажется, сделать это следующим образом.
1. Главным и единственным объединяющим фактором сделать молитвенный путь. Мне кажется великолепным вариант описанный здесь:
Отец Иоанн, расскажите, как именно проходит ваше богослужение?
Я почти полностью приглушаю свет, и перед большой иконой Христа зажигаю одну свечку. Студенты стоят, кто-то сидит на коленочках, кто-то - на полу или на стуле, а я предстою у иконы, и в течение получаса слышно только моё чтение Иисусовой молитвы. И после этого наступает полная тишина. Мы тихонько выходим из комнаты и идём пить кофе.
Если хочешь, чтобы студенты куда-нибудь пришли - с тебя угощение. Достаточно будет кофе и печенья, но уже это создаст ощущение соборности, евхаристичности - единение в молитве и единение за трапезой. Увы, у многих понимание Причастия сузилось до взаимоотношений отдельного человека со Христом: «Не мешайте мне, я иду причащаться!» Люди забыли, что они должны быть общиной. Когда они вновь обретают горизонтальное измерение в Церкви, они готовы двигаться дальше.
Если дать возможность Господу реально действовать через сердца в умы, а затем и деяния членов общины получится очень круто.
Попробовать взять все положительное и избавиться от недостатков существующих экопоселений староверов, Анастасиевских, Виссарионовского, и того же Ауровиля. Несомненно кое-что положительное ими во всяком случае организационно наработано.
Мне кажется сам процесс работы над созданием такого проекта и его реализацией может привлечь очень талантливых людей, создать множество полезных наработок. Если вести к Богу, а не к себе, будет полноценная православная община, цементатом которой будет именно духовная жизнь.
Лично у меня есть наработки в области образования, бизнеса и ремесла, а также боевых искусств. Кроме того достаточно широкий круг интересов, позволяющих ориентироваться в ряде организационных моментов. В частности строительства. 3 года до кризиса руководил строительной компанией. Есть опыт организации стройки. Кроме того изучал принципы градостроительства в теории, особенно в аспекте духовной жизни, экопоселений. Закономерности возникновения городов вокруг очагов живой духовной жизни.Тогда это происходило очень сильно, особенно 14-15 век на Руси.
Думаю каждому, если покопаться можно найти нечто, что можно принести в общую копилку. Главное, чтобы все шло именно изнутри, от Господа, без духа "пионеров", "замполитов", "комсоргов". Изначально тонко, аккуратно, можно сказать наощупь. Без каких-либо идеологий и теорий "рая на земле", которго как известно не может быть в материальном смысле, а лишь в духе.
Думаю сам опыт путешествий, а также организаторской деятельности показывает некоторые возможности практической мысли в данном направлении.
p.s. Еще повторюсь в отношении простіх форм духовной жизни, доступных каждому:
Святитель Феофан Затворник
Письма. Выпуск III
Письмо 379
Милость Божия буди с вами!
Достопочтеннейший о. N.!
Молитвенное свое правило, по причине слабости зрения, вам можно ограничить временем и часа, как бы делаете, для него достаточно. Вместо же читания молитв в молитвенниках, можно вам молиться коротенькими молитовками. Дело сие состоит в следующем: изберите себе коротеньких молитовок, по вашим потребам духовным, десятка три-четыре-пять, заучите их на память и повторяйте их на правиле 5 и 10 раз каждую, как делают с молитвою Иисусовою, всячески стараясь, чтобы со словами молитовки шли неразлучно и помышления и чувства, выражаемые молитовками. Потрудитесь так час, и довольно. Главное дело в том, чтобы всякая молитовка произносимая исходила из сердца. Для этого при заучивании надо глубоко обдумать их.
Содержанием молитовок должны быть: славословие, благодарение, прошение и особенно покаяние. Такие и молитовки надо подобрать. Садитесь, читайте псалмы, и какой стишок падет на сердце, записывайте его. Потом возьмите Октоих, который весь состоит из умиленных воззваний к Богу, выбирайте подходящие вам воззвания и записывайте. Тоже и из молитвенников можно почерпнуть. Наберется много. Выберите из сего наиболее подходящее к вам, и молитесь сими молитовками.
Образчик коротких молитовок можно видеть в 24 молитовках св. Златоуста, что помещаются в ряду молитв на сон грядущим. Их можете теперь заучить, обдумать и прочувствовать, и употреблять. Видно, что Златоуст ими молился.
Переделайте просительную ектению в короткие молитовки, так: день (или ночь, вечер) совершен, свят, мирен и безгрешен даруй мне, Господи, и прочие 6-ть молитовок.
Возьмите из: "Помилуй мя Боже" стихи - до "воздаждь ми радость спасения". Все эти стишки глубоко покаянные.
Вот вам и правило на первый раз. Потом подобрать можете и более вам потребные молитовки. Помните, что молятся Богу не слова, а ум и сердце. Потому никогда не молитесь одними словами. В книге "Невидимая брань", поминается о коротких молитовках. Смотрите главы о молитве.
Благослови вас Господи! Спасайтесь!
Е. Феофан. 4 апреля 1891 г.
Я с 2004 года периодически провожу занятия с начинающими предпринимателями. Есть довольно неплохие результаты. Обучение основано на повышении их чуткости и восприимчивости к самим себе, к их событиям жизни, в итоге повышение мотивации и реальных действий к социальному творчеству. Повышение характеристик энергии, психомоторики (единства мыслей и действий), дисциплины (определяющей общий вектор направленности). Думаю такое обучение может помочь на начальном этапе организовать в экономическом смысле жизнь общины.
Мне кажется, что от реальных условий организации жизни действительно зависит очень многое и думаю неплохо хотя бы начать размышлять по поводу их совершенствования под воздействием духовной жизни. Кроме того очень может помочь синергия духовного опыта.
Очень важно, что бы все процессы начиная от самой мысли о создании такого проекта шли не от головы, а именно из самой сердцевины, от Господа. Чтобы избежать утопий, духа коллективизма и сектанства. Чтобы это было очень очень тонко именно на внутреннем уровне.
2. Постепенное объединение людей. Например просто в регулярной общей молитве с использованием коротких молитовок. Это может быть очень длительный путь.
3. Зарождение общины молитвенников, основанной на тонкой духовной основе, духовной близости, связанной с общим молитвенным опытом, с его гранями для каждой личности
4. Начало реального осуществления строительства поселения и жизни в нем.
4.1 Выбор места в соответствии с Божьей волей
4.2 Реальная работа
5. Сохранить максимум возможных связей с внешним миром, чтобы не забывать евангельский завет: "Вы соль земли", чтобы помогать не только себе, но и всему миру и крупным города и селу. Не знаю пока как конкретно, но думаю в свое время Господь подскажет.
p.s. Главное сохранить силу и тонкость и быть готовым на любом из этапов свернуть проект, если на то будет воля Божья. А она может быть, если в проект просочится дух секты, пионерлагеря, съездов партии или партсобраний. Тогда это все надо будет ликвидировать незамедлительно.
Совместное жительство может быть полезно только если оно основано на всецелом поощрении собственного личного индивидуального духовного поиска и духовной свободы. Иначе опять мы прийдем к бреду идей и идеологий. И тогда опять конец.
Начать планирую со своей семьи и семьи родителей. А дальше как Бог даст