Исихазм

Автор Тема: Экопоселение православных молитвенников  (Прочитано 12936 раз)

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Если в очередной раз на форуме попробовать пофантазировать на тему экопоселения, можно, как мне кажется, сделать это следующим образом.
1. Главным и единственным объединяющим фактором сделать молитвенный путь. Мне кажется великолепным вариант описанный здесь:

Цитировать
Отец Иоанн, расскажите, как именно проходит ваше богослужение?
   Я почти полностью приглушаю свет, и перед большой иконой Христа зажигаю одну свечку. Студенты стоят, кто-то сидит на коленочках, кто-то - на полу или на стуле, а я предстою у иконы, и в течение получаса слышно только моё чтение Иисусовой молитвы. И после этого наступает полная тишина. Мы тихонько выходим из комнаты и идём пить кофе.

   Если хочешь, чтобы студенты куда-нибудь пришли - с тебя угощение. Достаточно будет кофе и печенья, но уже это создаст ощущение соборности, евхаристичности - единение в молитве и единение за трапезой. Увы, у многих понимание Причастия сузилось до взаимоотношений отдельного человека со Христом: «Не мешайте мне, я иду причащаться!» Люди забыли, что они должны быть общиной. Когда они вновь обретают горизонтальное измерение в Церкви, они готовы двигаться дальше.

Если дать возможность Господу реально действовать через сердца в умы, а затем и деяния членов общины получится очень круто.

Попробовать взять все положительное и избавиться от недостатков существующих экопоселений староверов, Анастасиевских, Виссарионовского, и того же Ауровиля. Несомненно кое-что положительное ими во всяком случае организационно наработано.

Мне кажется сам процесс работы над созданием такого проекта и его реализацией может привлечь очень талантливых людей, создать множество полезных наработок. Если вести к Богу, а не к себе, будет полноценная православная община, цементатом которой будет именно духовная жизнь.

Лично у меня есть наработки в области образования, бизнеса и ремесла, а также боевых искусств. Кроме того достаточно широкий круг интересов, позволяющих ориентироваться в ряде организационных моментов. В частности строительства. 3 года до кризиса руководил строительной компанией. Есть опыт организации стройки. Кроме того изучал принципы градостроительства в теории, особенно в аспекте духовной жизни, экопоселений. Закономерности возникновения городов вокруг очагов живой духовной жизни.Тогда это происходило очень сильно, особенно 14-15 век на Руси.

Думаю каждому, если покопаться можно найти нечто, что можно принести в общую копилку. Главное, чтобы все шло именно изнутри, от Господа, без духа "пионеров", "замполитов", "комсоргов". Изначально тонко, аккуратно, можно сказать наощупь. Без каких-либо идеологий и теорий "рая на земле", которго как известно не может быть в материальном смысле, а лишь в духе.

Думаю сам опыт путешествий, а также организаторской деятельности показывает некоторые возможности практической мысли в данном направлении.

p.s. Еще повторюсь в отношении простіх форм духовной жизни, доступных каждому:
Цитировать
Святитель Феофан Затворник
Письма. Выпуск III
Письмо 379

Милость Божия буди с вами!

Достопочтеннейший о. N.!

Молитвенное свое правило, по причине слабости зрения, вам можно ограничить временем и часа, как бы делаете, для него достаточно. Вместо же читания молитв в молитвенниках, можно вам молиться коротенькими молитовками. Дело сие состоит в следующем: изберите себе коротеньких молитовок, по вашим потребам духовным, десятка три-четыре-пять, заучите их на память и повторяйте их на правиле 5 и 10 раз каждую, как делают с молитвою Иисусовою, всячески стараясь, чтобы со словами молитовки шли неразлучно и помышления и чувства, выражаемые молитовками. Потрудитесь так час, и довольно. Главное дело в том, чтобы всякая молитовка произносимая исходила из сердца. Для этого при заучивании надо глубоко обдумать их.

Содержанием молитовок должны быть: славословие, благодарение, прошение и особенно покаяние. Такие и молитовки надо подобрать. Садитесь, читайте псалмы, и какой стишок падет на сердце, записывайте его. Потом возьмите Октоих, который весь состоит из умиленных воззваний к Богу, выбирайте подходящие вам воззвания и записывайте. Тоже и из молитвенников можно почерпнуть. Наберется много. Выберите из сего наиболее подходящее к вам, и молитесь сими молитовками.

Образчик коротких молитовок можно видеть в 24 молитовках св. Златоуста, что помещаются в ряду молитв на сон грядущим. Их можете теперь заучить, обдумать и прочувствовать, и употреблять. Видно, что Златоуст ими молился.

Переделайте просительную ектению в короткие молитовки, так: день (или ночь, вечер) совершен, свят, мирен и безгрешен даруй мне, Господи, и прочие 6-ть молитовок.

Возьмите из: "Помилуй мя Боже" стихи - до "воздаждь ми радость спасения". Все эти стишки глубоко покаянные.

Вот вам и правило на первый раз. Потом подобрать можете и более вам потребные молитовки. Помните, что молятся Богу не слова, а ум и сердце. Потому никогда не молитесь одними словами. В книге "Невидимая брань", поминается о коротких молитовках. Смотрите главы о молитве.

Благослови вас Господи! Спасайтесь!

Е. Феофан. 4 апреля 1891 г.

Я с 2004 года периодически провожу занятия с начинающими предпринимателями. Есть довольно неплохие результаты. Обучение основано на повышении их чуткости и восприимчивости к самим себе, к их событиям жизни, в итоге повышение мотивации и реальных действий к социальному творчеству. Повышение характеристик энергии, психомоторики (единства мыслей и действий), дисциплины (определяющей общий вектор направленности). Думаю такое обучение может помочь на начальном этапе организовать в экономическом смысле жизнь общины.

Мне кажется, что от реальных условий организации жизни действительно зависит очень многое и думаю неплохо хотя бы начать размышлять по поводу их совершенствования под воздействием духовной жизни. Кроме того очень может помочь синергия духовного опыта.

Очень важно, что бы все процессы начиная от самой мысли о создании такого проекта шли не от головы, а именно из самой сердцевины, от Господа. Чтобы избежать утопий, духа коллективизма и сектанства. Чтобы это было очень очень тонко именно на внутреннем уровне.

2. Постепенное объединение людей. Например просто в регулярной общей молитве с использованием коротких молитовок. Это может быть очень длительный путь.

3. Зарождение общины молитвенников, основанной на тонкой духовной основе, духовной близости, связанной с общим молитвенным опытом, с его гранями для каждой личности

4. Начало реального осуществления строительства поселения и жизни в нем.
    4.1 Выбор места в соответствии с Божьей волей
    4.2 Реальная работа

5. Сохранить максимум возможных связей с внешним миром, чтобы не забывать евангельский завет: "Вы соль земли", чтобы помогать не только себе, но и всему миру и крупным города и селу. Не знаю пока как конкретно, но думаю в свое время Господь подскажет.

p.s. Главное сохранить силу и тонкость и быть готовым на любом из этапов свернуть проект, если на то будет воля Божья. А она может быть, если в проект просочится дух секты, пионерлагеря, съездов партии или партсобраний. Тогда это все надо будет ликвидировать незамедлительно.

Совместное жительство может быть полезно только если оно основано на всецелом поощрении собственного личного индивидуального духовного поиска и духовной свободы. Иначе опять мы прийдем к бреду идей и идеологий. И тогда опять конец.

Начать планирую со своей семьи и семьи родителей. А дальше как Бог даст
« Последнее редактирование: 01 Февраль 2010, 18:09:52 от Игорь Спасский »

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Экопоселение православных молитвенников
« Ответ #1 : 01 Февраль 2010, 18:11:13 »
Комментарии по возможности прошу писать "по делу", если по вопросу формулируемому в теме есть мнение, а не пытаться доказать, что Вы умнее чем автор. Все равно не поверю :) скорее всего. О чем можно судить по предыдущим темам ... Даже не из-за гордыни (хотя она тоже имеется :) ), а просто хочется реально разобраться в этом вопросе. В последнее время меня переполняет ряд наблюдений за спецификой городской жизни таких городов как Москва, Питер, Киев, Одесса, во всех, кроме Москвы,  бывал часто и относительно по долгу.  В Одессе живу. Могу сказать, что форма организации городской жизни - это часть единого педагогического процесса, и с точки зрения например "Педагогической антропологии" К.Д. Ушинского должна быть подвергнута тщательному наблюдению и, по его результатам, корректировке. Как на уровне отдельной семьи, так и общества в целом. Поэтому сам распорядок, диктуемый мегаполисом, мне кажется по крайней мере нуждается во внимании с точки зрения именно целей молитвенной жизни.

Думаю, что размышление над законами развития градостроительства, как ветхими, так и в духе, могут пролить свет на достаточно многие события жизни обитателей этих самых городов, что может весьма способствовать ее изменению.

Следующий очень важный момент, на который бы очень хотел обратить внимание - это организация Литургической жизни. Что является очень важным условием развития по законам Духа такого поселения.

Здесь думаю уместно процитировать пост Lily, содержание которого мне лично очень близко:

Цитировать
Для меня в первую очередь важна мистериальная (таинственная) составляющая Церкви. Не очень понимаю почему Литургии (как мистерии, Таинству) уделяется так мало места в головах православных, почему она сводится к самому факту Причащения (как употребления хлебы и вина)... Чтобы осознать, что происходит на Литургии, требуется значительное интеллектуальное и сердечное усилие, но награда будет сполна. Как можно лишать себя таинственного восхождения к Небесному Престолу, повторяя мантры по четкам? Я также не понимаю почему форма должна мешать, а не помогать и почему ее нужно отбросить, "перерасти", как любят говорить те, кто не понял сути ритуала, мистерии, материи Таинства. Почему так упорно хочется противопоставить веру и умственное усилие, хотя при правильном использовании, последнее может вознести к Небу. И тогда открывается смысл и суть земной Церкви как точки соединения земного и небесного. Может быть, усилие должно состоять не в том, чтобы отбросить, а очистить и освятить Церковь земную в своем сердце?

Конечно, зачастую служит тот, кто не понимает сам и так, что ничего не понять. Плюс ко всему важнейшие части Литургии читаются тихо в Алтаре и заглушаются хором (что просто преступно), но есть чин, книги, разобраться МОЖНО. "Ты бо еси приносяй и приносимый, и приемляй и раздаваемый" - это Церковь земная в высшем смысле (и как собрание, и как общее дело и как место, где звучат эти слова).

Важно чтобы такой проект был живым примером, а не заповедником. Тогда это поможет и РПЦ, и другим конфессиям. Именно на уровне живой духовной жизни, а не пафосной болтовни и теоретической апологетики.

p.s. По возможности прошу дать ссылки на конструктив, имеющийся как в пределах нашего форума, так и вне его.

Еще цитата:
 
Цитировать
Мне кажется неоправданно забытым такое служение: «превратиться в слышание», полностью выслушать человека, не пытаясь ему что-то навязать. У студента должна быть возможность куда-то прийти, почувствовать себя в безопасности, поговорить с теми, у кого мир на душе. Мир нам даёт молитва, она исцеляет раздробленность, возвращает нас самим себе - и окружающим. Поэтому время после нашей получасовой Иисусовой молитвы - идеальное для разговоров. Только тогда можно своему профессору задать такие вопросы, которые неуместны ни в аудитории, ни в коридоре.

***
   И студенты приходят к нам в часовню - сначала как потребители, словно в религиозный магазин или как бы за «зачётом по религии» на неделю. Но потихоньку вливаются, осознают, что происходит вокруг, наступает определённая зрелость. А потом появляется и собственное ви´дение - и они начинают предлагать: «Давайте будем кормить бездомных?», или: «Давайте будем посещать одиноких престарелых?»

   «Отлично, начинайте! Бог в помощь!» - отвечаешь ты.
« Последнее редактирование: 01 Февраль 2010, 19:02:46 от Игорь Спасский »

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: Экопоселение православных молитвенников
« Ответ #2 : 01 Февраль 2010, 19:26:44 »
p.s. По возможности прошу дать ссылки на конструктив, имеющийся как в пределах нашего форума, так и вне его.

тут вот была уже тема  - http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1990.msg47052#msg47052

Kartograf

  • Сообщений: 210
    • Просмотр профиля

Re: Экопоселение православных молитвенников
« Ответ #3 : 01 Февраль 2010, 21:07:54 »
По возможности прошу дать ссылки на конструктив, имеющийся как в пределах нашего форума, так и вне его.
Ловите: http://kartograf33.livejournal.com/7045.html - это самое свежее на сегодняшний день. "Разговор с коммунаром" там в журнале найдите (пройти по ссылке) и почитайте - очень пользительно.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Экопоселение православных молитвенников
« Ответ #4 : 01 Февраль 2010, 22:36:02 »
Дорогие братья, спасибо большое!!!  Реально очень полезная информация!!!

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Экопоселение православных молитвенников
« Ответ #5 : 02 Февраль 2010, 09:06:39 »
Вот очень хороший пример. У меня где-то есть про него даже видео, видел людей, которые такм бывали. Простите за большой пост, но думаю он полезен в контексте данного обсуждения.

Цитировать
Школьный проект Владимира Мартышина

История, которая началась с того, что столичный журналист переехал жить в «неперспективную» деревню

Представьте себе сельскую школу, где с каждым годом растет число учеников. Родители со всей России везут туда своих детей, а конкурс – семь человек на место. Чтобы работать в этой школе, учителя переезжают из города в деревню, где всего двенадцать домов.

Все это кажется невероятным. Но такая школа есть – в селе Ивановское Борисоглебского района Ярославской области. Происходят здесь и совсем удивительные вещи: шестиклассники изучают старославянский язык по книгам XVII века, а вместо дискотек проводят костюмированные балы при свечах.

В 1993 году, когда в село Ивановское переехал столичный журналист Владимир Мартышин с женой и тремя детьми, младшему из которых было полтора года, местная школа ничем не отличалась от других. Только у четырех педагогов было высшее образование. Остальные предметы преподавали молоденькие девушки, закончившие 11 классов.

В материальном плане дела здесь обстояли даже хуже, чем в соседних селах. Учеников становилось все меньше, и областной департамент образования отнес Ивановскую среднюю школу к разряду «неперспективных». Поэтому ее не включили ни в одну губернаторскую программу: ни по компьютеризации, ни по обеспечению автобусами.

Владимир Мартышин устроился в Ивановскую школу учителем истории, его жена Татьяна стала преподавать русский язык и литературу.

– Местные жители смотрели на нас с недоумением, – вспоминает Владимир Мартышин. – Считали какими-то неудачниками. Еще бы! Отсюда, наоборот, все старались перебраться в город. А мы зачем-то приехали из самой Москвы! Но люди здесь добрые. На первых порах подкармливали, помогали чем могли.

Мартышин в прошлом – известный журналист, член Союза писателей, редактор отдела публицистики журнала «Москва». Его статьи были отмечены премией Гиляровского. Татьяна Мартышина – филолог, специалист по финскому языку. До переезда в деревню оба не имели никакого педагогического опыта. Да и работать в школе поначалу не думали.

– Наши планы были весьма расплывчаты, – рассказывает Владимир Мартышин. – Я собирался писать. А вообще мы уехали из-за детей. Поняли, что в городе не сможем воспитать их полноценными, нормальными людьми. Человек, который не ходит по росе, не встает в четыре-пять утра, – другой. Все определяет образ жизни.

Довольно быстро действительность конкретизировала эти отвлеченные мечты. Старшие дети Мартышиных были уже школьниками. И нуждались не только в целебной деревенской обстановке, но и в хорошем образовании. К тому же рабочие места были только в «неперспективной» Ивановской школе. Владимиру и Татьяне пришлось осваивать профессию педагога.

Через два года нового учителя истории единодушно избрали директором школы, а в окрестности Ивановского переехали еще две многодетные семьи: знакомые Мартышиных по московской жизни. Они тоже устроились в школу.

– Было ясно, что необходимо все менять, – вспоминает Мартышин. – Я разработал новую концепцию. Мы назвали ее «Школа целостного развития». Родители и учителя одобрили мой проект. И мы взялись за его воплощение в жизнь.

Теперь помимо общеобразовательных предметов, затрагивающих, по мнению Мартышина, только одну сферу – научную, в Ивановской школе работает более двадцати бесплатных кружков.

Школьники учатся петь, играть на старинных инструментах, танцевать вальс и мазурку, лепить глиняные игрушки, ставить спектакли, шить. Это эстетическая сфера.

В расписании есть уроки красноречия и чистописания. С шестого класса начинается изучение церковнославянского языка. Стараниями Владимира Мартышина в селе появился музей современного литературного процесса. Среди экспонатов – автографы Распутина и Солженицына, а также более 70 наименований литературных журналов. Полные комплекты за последние 10 лет. Все вместе это называется сфера «Слово».

– Мы, как и вся страна, криком кричим от ЕГЭ, – говорит Татьяна Мартышина. – Однако наши ученики на тестировании по русскому языку стабильно показывают результаты, которые на 10% выше средних по России. Это тоже следствие углубленных филологических занятий.

Не упущена из вида и физическая подготовка. Все мальчишки состоят в кадетском корпусе. Каждый день – занятия по военному делу. Рукопашный бой, верховая езда, стрельба.

Особый проект, в котором участвуют в том числе и девочки, – «Школа выживания». После теоретических лекций ребят на неделю забрасывают в лес, где они учатся применять полученные знания на практике.

Каждое лето школьники во главе с директором ездят в Новгородскую область, под Старую Руссу, где участвуют в поисковых экспедициях. Вместе с профессиональными поисковиками они подняли и перезахоронили останки 138 погибших солдат.

Большинство старшеклассниц посещают при школе курсы сестер милосердия. За практикой далеко ходить не надо: в селе много одиноких стариков, нуждающихся в уходе и медицинской помощи.

Но конек Ивановской школы – это особая концепция изучения истории. Хотя, по словам Владимира Мартышина, он не изобретал ничего нового. В основу преподавания положена методика «расширения горизонтов» Песталоцци.

– Детский ум не воспринимает абстракций, – поясняет Мартышин.– А изучение истории как таковой – это чистой воды абстракция. Какое дело школьнику XXI века до каких-то там царей и революций? Как это касается лично его? Никак. Мы начинаем изучение истории со второго класса. И начинаем с разговора о вещах близких и знакомых ребенку. У второклашек я веду курс «История моей семьи». Потом идут истории деревни, волости, района. И уже к старшим классам мы выходим на уровень всей страны.

Авторская программа Владимира Мартышина называется «Отечество- ведение». Специально для нее он написал и издал учебник «Моя родословная», получивший одобрительный отзыв Российского генеалогического общества. Изучать историю собственной семьи ученики Ивановской школы начинают с простых вещей: рассказа о самой старой вещи, которая есть в доме, сочинения о старейшем члене семьи. А в конце курса составляют свои родословные, некоторые – вплоть до начала XVIII века.

Дело не ограничивается расспросами бабушек и дедушек. Ребята ищут упоминания о родственниках в причастных ведомостях, церковных книгах и других документах. Школьное научное общество регулярно отчитывается о результатах своих архивных изысканий.

Важный аспект изучения истории – знакомство с носителями традиций. Раз в месяц в школу приглашают ивановских старожилов. Встречи бывают посвящены какому-нибудь ремеслу. Например, валянию валенок, плетению кружев. Сначала школьники расспрашивают гостя, а затем под его руководством пытаются сами освоить старинный промысел.

Иногда местные бабушки учат ребят петь обрядовые песни или просто рассказывают о том, какие в их детстве были куклы и во что играла деревенская детвора на заре прошлого века. Все сведения, почерпнутые из бесед, школьники скрупулезно заносят в особый журнал.

Любимое детище директора – школьный музей. В экспонатах, одновременно трогательных и трагических, соединяется история школы, села и страны. Картины учителя рисования, погибшего в первые дни войны. Подушка, вышитая одной из первых учительниц, дочерью репрессированного священника…Помещений в Ивановской школе не хватает, поэтому начальные классы учатся прямо посреди экспонатов.

Параллельно с «Отечествоведением» Владимир Мартышин ведет еще один авторский курс: «Добротолюбие».

– Название может кого-то смутить, но это не религиозная пропаганда, – поясняет Мартышин. – Его надо прочитывать буквально. На этих уроках мы учим детей любить добро. На исторических примерах. Сергий Радонежский и Серафим Саровский – это такие же факты биографии нашего народа, как войны и революции. Обычно в школах изучение истории сводится к рассказу о битвах и сражениях. А почему бы не говорить еще и о том, что веками помогало нам побеждать?

В Ивановской школе есть несколько детей из мусульманских семей. Они тоже ходят на уроки «Добротолюбия». Как рассказывают учителя, этот деликатный вопрос решали сообща с родителями. Те согласились попробовать и через какое-то время дать ответ.

Довольно скоро родители-мусульмане выразили желание, чтобы их дети и впредь посещали «уроки добра».

– Эти занятия объективно идут на пользу, – делится своими наблюдениями учительница физкультуры Антонина Мазнина, старейший педагог Ивановской школы. – Честно говоря, поначалу я восприняла эту идею с настороженностью. Я сама атеистка. Думала, будут насаждать религию. Но дети изменились буквально на глазах. Даже на физкультуре это видно. Если у кого-то что-нибудь не получилось, его не дразнят, как это бывало раньше, а наоборот – утешают и поддерживают.

Однако и директор Ивановской школы, и все педагоги отлично понимают, что в таком тонком деле, как нравственное воспитание, никакие курсы и уроки не помогут, если нет личного примера учителя.

Большинство учителей школы – приезжие. Со всех уголков бывшего СССР: от Чукотки до Приднестровья. Почти все горожане. В Ивановское ехали целенаправленно: работать под руководством Мартышина.

Только за последние четыре года в окрестные деревни переселились 62 семьи. 40 человек устроились в Ивановскую школу.

– Когда я узнала об этом педагогическом эксперименте, – рассказывает учительница математики Анна Петрова, – я сразу же поняла, что здесь, в глухом селе, собрались мои единомышленники. Мне оказалось очень близко их стремление создать в отдельно взятой школе оазис нормальных человеческих ценностей.

Главное требование, которое предъявляет педагогам директор школы: никакой показухи. Ничего не надо делать для галочки. Не хочешь – не берись. Не можешь сделать хорошо – не делай вообще. Хотя «требование» не совсем верное слово. – Я не имею права требовать от моих коллег самоотдачи, горения, нравственной чистоты, – говорит Владимир Мартышин. – Я могу только просить их об этом. В Ивановской школе сложился и особый состав учеников. Одна треть – это деревенские ребятишки. Другая – дети городской интеллигенции, учителей. И третья – трудные подростки, от которых отказались обычные школы. Родители везут их в Ивановское в надежде, что здесь им помогут обрести твердую почву под ногами. Тоже со всей страны. Несколько лет назад при школе пришлось построить интернат.

– Мы выбираем не тех, кто способнее, или тех, кто нам больше нравится, а тех, кому нужней, – говорит Владимир Мартышин. – Но иногда с теми, кому нужней, оказывается уже поздно работать. Хотя за все это время отчислили только троих. Ко всем остальным рано или поздно удалось найти подход.

– Что бы ни говорили, – подхватывает учительница музыки Мария Чудинова, – среда очень сильно влияет на человека. Тем более на ребенка. Недавно к нам привезли парнишку, который изъяснялся исключительно матом. Оказалось, что у них в школе, причем это обычная ярославская школа, на уроках и ученики, и учитель матерились. Это не считалось чем-то из ряда вон. А у нас принято по-другому. Попадая к нам, первое время ребенок продолжает вести себя по инерции, как привык. Но потом видит, что он один тут такой. И перестает. Дети ведь очень боятся быть белыми воронами.

– Сложнее всего излечить детский цинизм, – добавляет директор Ивановской школы. – И равнодушие. Некоторые приезжают – и такое впечатление, что они уже успели безмерно устать от жизни. Им ничего не надо. Учителям приходится все время тормошить их, подталкивать: потанцуй, поиграй… А потом ребенок видит, что все вокруг чем-то заняты, что хорошо учиться – не зазорно, как считалось в его старой школе, и понемногу тоже втягивается.

– Часто приходится слышать, что главная цель школы – социализация учеников, – подводит итог Владимир Мартышин. – Иными словами, педагоги стремятся развить в детях умение приспосабливаться к обстоятельствам. А мы считаем, что нужно совсем другое: развитие в ребенке сил добра. Как правило, это идет вразрез с требованиями современного общества. Быть добрым сейчас – это значит плыть против течения. Поэтому мы стараемся воспитать их не только добрыми, но и сильными.

Владимир Мартышин уверен, что возрождение деревни начнется не сверху, а именно с таких вот единичных очагов, «оазисов нормальных человеческих ценностей». И постепенно распространять свой опыт на окружающее пространство.

В 1996 году в Ивановской школе было 60 учеников. Теперь – сто. Но это, увы, не говорит о возрождении деревни. Местных среди них всего 30 человек, остальные привлечены в Ивановское личностью директора и особой программой.

Окончив школу, выпускники без проблем поступают в городские вузы. Обратно не возвращается почти никто. Рабочих мест здесь по-прежнему нет. Колхоз давно обанкротился. Местные жители, которые не смогли уехать или устроиться в школу, годами стоят на бирже труда. Очевидно, что одной только школы, даже такой, как Ивановская, для возобновления нормальной жизни на селе недостаточно.

Никто не спешит воспользоваться и педагогическими разработками Мартышина. Областной департамент образования, в свое время одобривший обе его авторские программы, не сделал ничего, чтобы с опытом Ивановской школы смогли ознакомиться другие педагоги.

– С одной стороны – обидно, – признается Мартышин. – А с другой – я рад, что не мешают. Меня там держат за чудака. Вот и замечательно! Изредка – по собственному почину – приезжают отдельные учителя, расспрашивают, читают конспекты, методические материалы... Такие же чудаки.

Модель, по которой работает Ивановская школа, оказалась эффективной. Именно поэтому, а не из тщеславия, Мартышин какое-то время предпринимал попытки распространить свой опыт.

Уже не надеясь на местных образовательных чиновников, он вышел на федеральный уровень. Ивановская школа прошла конкурсный отбор и получила статус федеральной экспериментальной площадки.

– От этого тоже ничего не изменилось. Только диплом на стенку повесили, – разводит руками директор. – Мы несколько раз посылали туда отчеты. Но быстро поняли, что и в Москве наш опыт никого не интересует. Но я не люблю попусту сокрушаться. Я свое дело делаю. И делаю, как могу, хорошо. Все остальное – уже не в моей власти...

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Экопоселение православных молитвенников
« Ответ #6 : 02 Февраль 2010, 09:18:53 »
Главное здесь сохранить тонкость внутреннего духовного поиска, по возможности изживать какую-либо браваду. Многое из того что читал напоминает отчеты со строек пятилетки или призывы "все на Бам". Духу внутренней молитвы такое конечно чуждо. А вот те дела, что своими корнями уходят к Господу, проявляясь в нас изнутри через самое нутро, сердце, попадая в ум, а затем претворяясь в дела - это возможная основа создания искомого проекта. Главное, чтобы это все росло не в уме и не по умственным представлениям, иначе - громоздится утопия и больше ничего. А это как уже не однократно доказывала история - путь в никуда.

Нет смысла просто возрождать деревню, развивать города, если при этом начиная из нутри не будут пробуждаться люди. Поселение, город - это никак не может быть самоцелью. Цель всегда каждый человек в содействии благодати Духа Святаго.

Кроме того, при создании такого проекта важно учиться все более на положительных, работающих примерах, а не на паталогиях. Поэтому и помещен выше такой большой пост. К чему приводит обучение на паталогиях свидетельствует например современная медицина, образование, да и пожалуй молитвенная жизнь. Учиться все же нужно на понимании того как реально может работать в идеале, как должно работать. Наверное это касается любого процесса. А возможные паломки, сбои болезни знать конечно надо, но это все же должно быть на 2-3 плане.

Более всего боюсь даже мысленно уподобить экопоселение православных молитвенников стройке коммунизма, со всеми вытекающими. Так может родиться очередной феномен духовной смерти.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Экопоселение православных молитвенников
« Ответ #7 : 02 Февраль 2010, 09:47:06 »
"Разговор с коммунаром" скачал и прочел.

http://sites.google.com/site/krasnyj17/razgovor-s-kommunarom

Есть полезные практические мысли. Однако ряд положений нуждается в значительной  корректировке относительно целей духовной жизни, чтобы не повторять предыдущих ошибок советского времени.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Экопоселение православных молитвенников
« Ответ #8 : 02 Февраль 2010, 11:49:42 »
Мое мнение такое: большие цитаты, тем более весьма отстоящие от форумской направленности, не читаемы. Если кому-то захочется познакомиться с текстом, лучше дать на него ссылку. Вообще, многословие - на форуме - не лучший вариант...

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Экопоселение православных молитвенников
« Ответ #9 : 02 Февраль 2010, 13:21:12 »
Цитировать
Мое мнение такое: большие цитаты, тем более весьма отстоящие от форумской направленности, не читаемы. Если кому-то захочется познакомиться с текстом, лучше дать на него ссылку. Вообще, многословие - на форуме - не лучший вариант...

Да, понял, спасибо.  Опять у меня это повторилось с цитатами и разговорами. В итоги качество и уровень темы (тем) начинают падать. Буду исправляться.  :-). Сам чувствую, что своими интересами форум уже переэксплуатировал. Они, конечно, внешние, но так получается, что в реале обсудить особенно не с кем. Какие-то вопросы копятся, складываются в целое. Сам для себя писать не будешь, а здесь  на форуме реально вещи до которых сам бы шел месяцами, а то и годами показывают в двух-трех фразах. Другие комментарии учат терпению и умению культурно возражать на весьма разные по качеству замечания. Вообще редко, может быть даже нигде на сегодняший не встретить такой концентрат людей перешедших или стремЯщихся перейти от внешней жизни ко внутренней. Хочу пользуясь случаем сказать Вам Александр огромное спасибо о себя и от других участников, для которых общение здесь стало окном в мир духовной жизни. Пусть Господь Вас хранит на долгая и благая лета!

На самом деле не чудо ли, что форум мог стать одной из форм духовной жизни. Раньше в моем например представении общение на форуме было сродни разговорам на кухне (в плохом смысле слова). Наверное одной из форм духовной жизни может стать и экопоселение, и школа, и даже практика боевых искусств :). Все зависит от того, каков источник, что лежит в основе. Внутреннее или внешнее? Духовная жизнь или политсобрание? Сердце или ум?

Мы, кстати, недавно с друзьями обсуждали проблему того, на что в себе ориентируется человек, как это связано с воспитанием. И вот, что бросилось в глаза, большинству детей с детства твердят "думай головой", "голова на то дана, чтобы думала она", хотят оскорбить, говорят "ты безголовый" и т.д. Это один из факторов мощнейшей кодировки, блокирующей полноту восприятия человека и в итоге и сам духовную жизнь. Даже здесь на форуме сразу видно кто больше пишет от головы, а кто нет.
 
« Последнее редактирование: 02 Февраль 2010, 13:58:56 от Игорь Спасский »

Родион

  • Сообщений: 9255
    • Просмотр профиля

Re: Экопоселение православных молитвенников
« Ответ #10 : 02 Февраль 2010, 18:39:12 »
Мы, кстати, недавно с друзьями обсуждали проблему того, на что в себе ориентируется человек, как это связано с воспитанием. И вот, что бросилось в глаза, большинству детей с детства твердят "думай головой", "голова на то дана, чтобы думала она", хотят оскорбить, говорят "ты безголовый" и т.д. Это один из факторов мощнейшей кодировки, блокирующей полноту восприятия человека и в итоге и сам духовную жизнь. Даже здесь на форуме сразу видно кто больше пишет от головы, а кто нет.

Вы знаете, интересные наблюдения провел над своими детьми и над своим отношением (воспитательнвм) к ним. Попробую поделиться  :-) соображениями ИМХО в мире взрослых и детей происходит презабавнейшая вещь. Взрослый человек "умудренный" опытом на самом деле очень уступает "не умудренному" опытом ребенку, его внутренней целостности. Мир взрослого его взрослым умом давно разбит на осколки, все давно поделено на плохое и хорошее, на нужное и не нужное. И вот эту самую мудрость взрослый начинает переносить на свое чадо. Целостное, чистое, любопытное. Он его учит. Это плохо - это хорошо. И само по себе такое учение часто не просто подается как взгляд на вещи с которым можно не согласиться, а навязывается как единственно верное. То есть взрослый становиться в мире крохи неким терминатором, который разносит все вдребезги пополам своим авторитетом. И случается вполне естественная реакция - ребенок защищается, он понимает что он не "безголовый", а очень даже головый но эту голову записали в плохие головы и пытаються уничтожить. Внутренняя целостность ребенка против отторжения той "безголовой" части. Это все равно его часть. Варианты могут быть разные - он либо асоциирует себя с "хорошей" частью чтоб угодить или чтоб отстали, а "плохую" пишет глубоко в подсознанку и зажимает. Или наоборот - как протест асоциирует себя с "плохой" частью, этож его таки часть, а "хорошую" отвергает напрочь как принадлежащую терминатору и ему постылую, становиться с родителем в контры. В любом случае разбивается мир ребенка. Это приводит к массе проблем - от психосоматических в первом случае до морально этических во втором. Рушится личность.
 Я воспитывал своих долгое время весьма жестко. Гнал к счастью в том числе и ремнем. В результате - сын забил на учебу, дочь тоже. Любые попытки отдать их в танцы пестни музыку оказались безрезультатны. В доме был кошмар и боевые действия на педагогическом фронте. Потом я какимто образом начал видеть что я ничему не могу научить своих детей и ничего не могу им дать. Сначала был шок. Потом я просто оставил их в покое и занялся собой. Я перестал вообще ругаться на них (ну почти перестал :-) иногда им конечно противоленин надо капать было слегка), и что? Они стали у меня спрашивать совета. Бумс. Это было ново и я понимал что посоветовать я ничего не могу. Не знал что. Потому просто обсуждал с ними вопросы и делился мнением вообще ничего не советуя. Мы стали друзьями. Дети собрались. Сын заинтересовался учебой, бросив когдато музыкалку вдруг попросил купить гитару, и неплохо бренчит. Дочь перепробовала сама кучу всего от рисования до танцев и легкой атлетики. Они вдруг пошли сами. Без какого бы то нибыло педвмешательства. Дай Бог чтоб так и шли. Я честно говоря изрядно удивился. Потом понял что я просто перестал рушить их мир. И перестал быть врагом. А к другу уже они сами идут за советом и за помощью. Делаю что могу, но не навязываю. Понял что и способности дело весьма такое, дочь например по способностям твердая троичница-хорошистка. Но ведь она классно рисует. Как вот назвать ее "безголовой" когда у нее полно разных таллантов других.Просто поддерживаю как могу (правда сейчас слабо могу, но что есть возможность то делаю).
  У детей есть чему учиться. оказывается они могут быть учителями, даже они есть учителя :-). И такое учение может быть взаимным. Они помогают взрослому собрать свой мир из осколков. Задача же взрослого ИМХО не рушить их мир. Тогда эти миры сольются. Гармонично сольются.
 
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: Экопоселение православных молитвенников
« Ответ #11 : 02 Февраль 2010, 19:15:20 »
Мда Rodion в вашей малой церкви кипит жизнь!
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Родион

  • Сообщений: 9255
    • Просмотр профиля

Re: Экопоселение православных молитвенников
« Ответ #12 : 02 Февраль 2010, 19:22:53 »
 Может эта фича и есть передача греха по наследству? Когда вдребезги разбитый мир предков разбивает внутренний мир ребенка и дальше тот тянет свои плюс предкины осколки? И побороть такое можно только собрав себя в целое? Потом очистив? И тогда это целое пойдет с нашими детьми хотябы в ту меру, в которую они понесут? Может они соберут то, что не успели собрать мы? Может и розобьют собранное? Тогда уже их детям тащить этот хлам? Вот и задумываешься насколько важно таки внутреннее. свое собственное. пока жив.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Экопоселение православных молитвенников
« Ответ #13 : 02 Февраль 2010, 22:47:04 »
Очень важное наблюдение, у меня 3 дочери, одна (старшая) не живет со мной, с ней контакта почти нет (при том что вижусь часто), это как раз и связано с тем, о чем Вы пишите, Радион. Это реальная проблема и вообще в отношениях в семь и с другими людьми. Вот эта самая безапеляционность, идущая от сухого (засушенного) ума.

Да, ум, со всем что на него действует извне, кроме Господа, (хотя на самом деле Господь действует изнутри и извне) это самая большая трудность во всех начинаниях, а особенно в духовной жизни

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Экопоселение православных молитвенников
« Ответ #14 : 03 Февраль 2010, 09:46:18 »
 
Цитировать
для нас важно признание несоответствия между внешним и пробуждающимся внутренним. Это несоответствие может проявляться в весьма болезненных формах на большом переходном этапе извне вовнутрь. Во время такого перехода осуществляется глобальная перестройка ума, что занимает немалое время, да и на кардинальные изменения своего ума дают согласие и способны немногие, поскольку путь сей как по лезвию бритвы. Тот, кто сваливает вправо, остается со старым, м.б., чуть более развитым и расширенным умом, кто отпадает влево, встает на классический путь юродивого. Тот, кто идет дальше, будет испытывать приражения как справа, так и слева - до тех пор пока не произойдет соединение, и внутренний человек не начнет сознательно определять пути человека внешнего.

Ощущение умственной неполноценности испытывает именно внешний человек (его внешний ум), теряющий бразды правления. И другие люди также могут заметить некоторые нелады в умственной работе (восприятии, душевных проявлениях и пр.) у подвизающегося в молитве. Ну да, случилось необычное и в птичнике завелся гадкий  утенок - урод в глазах добропорядочных обитателей курятника, - и никто не сможет догадаться, что суждено ему стать прекрасным лебедем, - никто, кроме других лебедей.