Исихазм

Автор Тема: Наследие форума или повторение - мать учения  (Прочитано 19863 раз)

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Дорогие братья и сестры, прошу здесь кратко (по возможности с указанием места расположенияна форуме) приводить мысли из старых обсуждений, имеющие неприходящее значение и поныне. Может быть с некоторыми комментариями. Думаю это будет полезно, чтобы видеть всю палитру наработок нашего форума с момента его основания и поныне.
p.s. Если Админ сочтет это лишним (возможен лишний перегруз форума), пусть удалит. или может быть есть какой-то альтернативный вариант. А может быть важен вновь нарождающийся поток, а не экскурсы в прошлое ... здесь не совсем уверен как лучше поступить для общей пользы.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Наследие форума или повторение - мать учения
« Ответ #1 : 04 Февраль 2010, 16:41:37 »
О том, что нарождается сегодня, о событиях внутренней жизни в масштабах Руси.

Цитировать
Alexander
Administrator
            Любовь душевная и духовная
« Ответ #6 : 15 Ноября 2004, 19:05:39 »   

Это верно. Бог снисходит до нашего уровня и дает учителей, могущих учить сообразно человеческой немощи и времени. Если соприкоснуться с духом 19 века, можно понять, что учительство и старчество того времени было именно таким, каким могло быть. И мы сами можем многому научиться, читая жития и наставления подвижников 19 в. Кроме того, любое прошедшее и настоящее время содержит в себе тайны не открытой для нас святости. Много ли мы знаем о прп.Серафиме Саровском как учителе и наставнике? - а его беседа с Мотовиловым пронизана неземным светом! Свет (и отсветы) святости мы находим в творчестве поэтов, писателей и художников века пробуждения самосознания русского народа. Культура, политика, экономика... они тоже указуют на Божие Домостроительство в "отдельно взятой стране".

Сейчас другое время: то, что было забыто и спрятано, выходит наружу. И уже не скажешь "не знаю", когда знаешь и видишь. И не убежишь в пустыню от самого себя.

Немного покопался в старых темах. Объем и масштаб наработок реально потрясает. Как говорится на любой вкус. Главное, знать что вообще есть ТАКОЕ. Для этого и создал тему.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Наследие форума или повторение - мать учения
« Ответ #2 : 04 Февраль 2010, 16:50:52 »
Цитировать
Alexander
Administrator
            Жена и Иисусова Молитва
« Ответ #1 : 15 Января 2006, 22:03:06 »   

Полагаю, только если жена сама собирается подвизаться, ее согласие будет крепким. Если согласие каким-либо образом вынужденное, ждите серьезных семейных проблем. Важным условием является благословение духовника(ов). Не каждый духовник даст такое благословение, но скорее тот, кто сам монашествует или с одобрением относится к монашескому образу жизни. И форма такого благословения, вероятно, будет мягкой.

Считаю, при интенсивной супружеской жизни молитва вряд ли станет успешной.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Наследие форума или повторение - мать учения
« Ответ #3 : 05 Февраль 2010, 06:09:18 »
Цитировать
О некоторых моментах вхождения внутрь при молитве
« : 06 Июня 2009, 15:35:49 »   

Выношу на форум вопросы, недавно заданные в личной переписке, и ответ на них. Я могу только приветствовать то серьезное отношение к своему молитвенному пути, которое выказывает автор вопросов. Наш форум мучим пустыми и безликими репликами-штампами, далеко отстоящими от какой-либо работы над собой. Посему любая попытка понять себя воспринимается как глоток чистого воздуха...
---

Я около двух лет после прикосновения к некоторым святоотеческим трудам решила для себя просто так...Ни для каких-то конкретных целей говрить в себе мысленно иисусову молитву.Не задумываясь об опасностях на пути и заблуждениях. Прочитала о самодвижной иисусовой молитве и решила сделать её частью своей жизни.
В результате к чему-то пришла ...
1. Во мне откуда-то возникают ответы на мои же вопросы.
2. У меня есть ощущение присутствия и связи с Иисусом Христом. Есть одна иконка, которая у меня на рабочем столе уже несколько лет. И я, глядя на неё давно уже сверяюсь что ли...Смотрю на выражение Иисуса Христа и словно ответ получаю...Чаще вижу очень любящий взгляд...Иногда бывает строгий, твёрдый. Я понимаю, что пишу наивно...Как уж могу. И надеюсь на  Ваше понимание.
3. Однажды я внутренне поняла, что место молитвы находится должно в центре груди...Словно прячешь её вглубь и, хочется согнуться немного, хочется руки сложить лодочкой у груди. Это само изнутри идёт. И лишь потом я осознаю, что видела такие молитвенные позы на картинках.
4. Однажды я почувствовала, что она действительно самодвижная. Забудешься...идёшь...и и ловишь себя на том, что молитва говорится внутри, без моего осознанного участия, сама включается. Правда нужно оговориться, что раньше, несколько лет назад я мантры повторяла бесконечно. Возможно и молитва на этом уровне двигалась...Не знаю.
Сейчас всё сбилось правда.
Заново взялась. Но хочу творить короткую  молитву:"Господи, помилуй". Так можно?
И меня тревожит, не впала ли я, что называется в прелесть?
 
Если Вам нетрудно.
Что обо всё об этом Вы думаете?

Я думаю, что Вы вошли в очень характерную область, которая раскрывается по мере погружения в молитвенную жизнь. При движении внутрь себя начинает открываться внутренний мир. Для этого мира свойственна некая (начальная) интуиция, ощущение присутствия и множество других переживаний, которые оставались за порогом восприятия во внешней жизни.

Такое погружение - с серией новых переживаний - практически неизбежно. И я полагаю, что тот, кто их не имеет (на этом начальном этапе), просто не обладает достаточной чувствительностью либо не сумел сколь-нибудь углубиться в себя и плавает на поверхности.

Эти переживания - знак движения внутрь. Не более. Надо понимать, что движение внутрь себя лежит через скрытые (оккультные) области умственного и душевного пространства. Люди, живущие внешним миром, привязаны к нему внешними образами. Эта привязанность - одно из основных проявлений фальши (прелестности) их существования - фальши, введенной в норму мира сего. При молитвенном вхождении внутрь себя появляется три опасности: 1) принять новые переживания за чистую монету, типа откровений от ангелов; 2) испугаться и сбежать; 3) неосознанно привязаться к новым переживаниям. Первая - весьма грубая - опасность больше грозит для неразборчивых и тщеславных людей с эзотерической жилкой. Вторая - обычная проблема для людей внешнего образа воцерковления. Третья опасность долго преследует всех, кто серьезно подвизается на этом пути.

На начальном этапе (вхождения внутрь себя) третья опасность, пожалуй, больше преследует женщин. Они эмоционально более чувствительны, а именно эмоции в этом случае первыми и просыпаются. Также для этого этапа характерно домысливание и оформление своих переживаний в известных благочестивых образах.

Если у Вас возникают ответы на Ваши же вопросы, то это нормально. Но нельзя привязываться ни к этой (новой, лучше сказать: забытой старой) способности, ни к самим ответам, и ни в коей мере не считать их некой истиной. Если Вы чувствуете связь с Господом, взирая на Его иконку, и взгляд Его меняется, то это неплохо, но никак не является истиной в последней инстанции и скорее выражает Ваше состояние и отношение... Если Вам хочется сложить руки лодочкой на груди, сложите их, но не превращайте этот молитвенный жест в некую значимую вещь.

Если Ваша молитва на некоторое время становится самодвижной, в этом нет ничего странного. Вы же молитесь несколько лет... Только самодвижность не является ни целью молитвы, ни признаком ее благодатности.

Важно идти без привязанностей (как со знаком "+", так и со знаком "-") к любым переживаниям и опытам, не принимая и не отвергая...

Формулировку молитвы, естественно, можно (в известной мере) менять. Если есть желание молиться более короткой молитвой, так и молитесь.
---

Надо идти дальше и глубже, отслеживая свое состояние, приучая ум к тишине, а чувства - к мирному и равновесному состоянию. И будет открываться сердечный вход.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Наследие форума или повторение - мать учения
« Ответ #4 : 05 Февраль 2010, 06:17:14 »
Очень важно в отношении даров, которыми наделяет Господь, их безграничности ... Мне кажется восприятие этого очень и очень важно для полноты духовной жизни

Цитировать
Alexander писал(а):
Цитировать
И жития святых очень четко говорят, что Господь может наделять избранных своих разнообразными дарами, иногда очень оккультного свойства... Как вы и сами знаете, наверно, при молитве обостряется чувствительность, и можно знать/ощущать/видеть то, что скрыто для внешнего взгляда.

Евгений, 
Цитировать
Я считаю, что от даров надо всеми силами отпихиваться, мало ли они откуда и какого свойства. В любом случае счастья от них не будет, а будут одни лишь хлопоты и неприятности. Это не мое мнение, а вообще аскетическая традиция. "Рукою смирения отклоняй приходящую к тебе благодать".

Это очень интересный пункт, поскольку аскетическая традиция в православии развивалась и идет по двум руслам. Конечно, когда-то это был единый поток. Описание первого потока традиционно исихастское и дано в аскетической литературе, не до конца осмыслено антропологией и придавлено богословием. Второй поток вольно или невольно игнорируется (кстати, почему?) и представлен во всей своей безбрежной красоте в житийной литературе.

Итак, почему игнорируется аскетическая практика и, главное, ее результаты, часто весьма оккультные, представленные в житийной литературе?

Kosach,  только отчасти соглашусь.

Разговор о дарах Святого Духа особый. Очевидно, что многие дары Духа проявляют себя именно в оккультной области. Из агиографии мы знаем, что святые могут летать, перемещаться в пространстве, видеть невидимое и прозревать на расстоянии, могут воевать - побеждать или терпеть временное поражение - с бесами и даже на нечистой силе (в Иерусалим, кажется) летать. И прочая. Житийная литература дает тысячи ярких примеров чудес. Кто-то скажет: древние агиографические чудеса - легендарна и мифична. Так и сейчас множество свидетельств есть чудесам, конечно, в более взвешенном виде. Приведу один пример. Князь Жевахов собрал несколько томов (кажется, шесть), свидетельствующих о чудесах, связанных с именем свт.Иоасафа Белгородского (явленных после кончины этого святого). Акафист свт.Иоасафу говорит о чудесах, совершаемых при жизни. Одно очень показательно для темы нашего разговора. Как помню, иерей сельского храма из-за корыстных причин проклял ангела-хранителя храма и потому дожил до какого-то очень большого возраста и никак не мог умереть. Еп.Иоасаф прозрел на это дело, отслужил службу на месте уже давно разрушенного храма, простил грехи престарелому священнику, и тот сразу умер на епископских руках.

Никто не будет отрицать, что жития святых являются образцом для подражания (в т.ч. повторению аскетических подвигов и самому отношению к невидимому - оккультному - миру), и только совсем амистичный и не церковный человек может заявить, что чудеса в них - сплошная фантастика и придумка для обмана народа.

Это означает, что в церкви сформирован и поддержан сознанием многих поколений верующих аскетический путь, изложение которого мы находим в богатой агиографической литературе. Отрицать этот путь или признавать его прелестным не возможно, иначе... понятно что. Поэтому он как бы замалчивается и игнорируется мыслящими интеллигентами в церкви, которые, исходя из представлений как должно быть, упор делают на чистоту и возвышенность аскетического пути. Находя сему подтверждение в мысли святых отцов и отворачиваясь (как бы не замечая) от самой жизни многих православных святых.

Я хочу, чтобы в сознании участников форума по умному деланию произошла некая перемена, и пришло видение ограниченности любой - даже самой хорошей и привычной - идеи.

Источник даров Святого Духа - нетварная энергия, отсюда и слова прп.Силуана (что Evgeny привел): "Святые никогда ничего не говорят (и не делают) от себя." Они делают не от себя, имея истинный источник, но делают собой и через себя, т.е. вполне тварными руками творят, тварными устами изрекают и тварными... чем интересно они бесам хвосты крутят, а? Воплощение даров Святого Духа происходит в тварном порядке, меняя и преображая космос человеческой жизни. И такие изменения происходят во всем - в мирах видимых и невидимых, т.е. оккультных. Или кто-то считает, что оккультное - это что-то типа гаданий, магии, алхимии и только?..

Дальше будет двигаться маленькими шажками. Аскетическая практика, осмысленная богословием и представленная в святоотеческой литературе, говорит о том, что не соблюдается в агиографической литературе, наполненной чудесами, видениями, явлениями, пророчествами, откровениями... Или мне многочисленные примеры из житий приводить, а то и статью писать, показывая то, что люди, причастные к православной церкви, и так знают? Знать-то знают, а связать отказываются, и отказываются сравнить аскетический образ, подаваемый исихастским богословием и антропологией, с образом житийного "андеграунда", и далее - народного образа православного святого и подвижника.

Связь житийной чудесновсти с собственным опытом духовной жизни, вот это действительно проблема №1 в этом ключе

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Наследие форума или повторение - мать учения
« Ответ #5 : 05 Февраль 2010, 06:36:43 »
Цитировать
СТАРЕЦ СИЛУАН АФОНСКИЙ
Иеромонах Софроний

      В православном аскетическом опыте путь отвлеченных созерцаний отвергается, как неправильный. Кто в своих богомыслиях останавливается на отвлеченном созерцании Блага, Красоты, Вечности, Любви и подобн., тот встал на ложный путь. Кто только совлекается всех эмпирических образов и понятий,— тот тоже еще не познал истинного пути.

      Православное богосозерцание не есть отвлеченное созерцание Блага, Любви и проч. Не есть оно и простое совлечение ума от всех эмпирических образов и понятий. Истинное созерцание дается Богом чрез пришествие Бога в душу, и тогда душа созерцает Бога и видит, что Он любит, что Он благ, великолепен, вечен; видит Его надмирность и неизреченность. Но отвлеченно ничто не созерцается.

      Подлинная духовная жизнь чужда воображения, но во всем до конца конкретна и положительна. Подлинное богообщение ищется человеком не иначе, как чрез личную молитву к Богу Личному. Подлинный духовный христианский опыт — есть общение с Богом абсолютно свободным, и потому не зависит от одних усилий и воли человека, как это возможно в опыте не-христианском (пантеистическом).

      Мы никогда не сможем достигнуть чрез наше неуклюжее слово передать читателю то, чем мы поражались при общении со Старцем. Живая беседа с ним носила совершенно особый характер. Несмотря на всю простоту и кротость беседы, слово его было чрезвычайно действенно, как слово, исходившее из глубокого опыта бытия, как слово подлинного носителя Духа жизни.

      Явление Христа Силуану было — личной встречей, в силу чего его обращенность к Богу приобрела глубоко личный характер. Молясь, он беседовал с Богом лицом к Лицу. Чувство Личного Бога очищает молитву от воображения и отвлеченных рассуждений, переводя все в некий невидимый центр живого внутреннего общения. Сосредоточиваясь во внутрь, молитва перестает быть «взыванием в пространство», и ум становится — весь внимание и слух. Призывая имя Божие, Отче, Господи и другие, он пребывал в таком состоянии, о котором «нельзя говорить» (2 Кор. 12, 4), но кто сам испытал присутствие живого Бога, тот поймет.

      Один замечательный подвижник Монастыря, Отец Трофим, заметил это в Старце Силуане и пришел в страх и недоумение, о чем сам поведал нам уже после кончины Старца.

http://www.hesychasm.ru/library/silouan/sofroniy_starets_siluan_afonskiy_06.htm#Head17

Живая духовная мысль, хочется пить как воду и дышать как воздухом

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Наследие форума или повторение - мать учения
« Ответ #6 : 05 Февраль 2010, 16:21:31 »
Цитировать
ПИСАНИЯ СТАРЦА СИЛУАНА

СЛОВО О МОЛИТВЕ

      КTO ЛЮБИТ Господа, тот всегда Его помнит, а память Божия рождает молитву. Если не будешь помнить Господа, то и молиться не будешь, а без молитвы душа не пребудет в любви Божией, ибо чрез молитву приходит благодать Святого Духа. Молитвою хранится человек от греха, ибо молящийся ум занят Богом и во смирении духа стоит пред лицем Господа, Которого знает душа молящегося.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Наследие форума или повторение - мать учения
« Ответ #7 : 05 Февраль 2010, 16:37:30 »
Цитировать
yury_petrov

           Сосредоточение внимания или...?

Я открыл новую тему потому, что многие здесь на форуме сравнивают буддийский и христианский пути аскезы и, соответственно, результаты путей.
Будем говорить о практике сердечной молитвы. Некоторые называют факт сосредоточения внимания на сердце сердечной молитвой, но это не так. Состредоточение внимания -- очень-очень начальный этап сердечной молитвы. И этот этап может иметь некоторые психофизиологические эффекты (иногда и лечебные), связанные с сосредоточением внимания на сердце. Важно то, что при этом молитва иисусова все равно произносится в уме.
Суть же сердечной молитвы заключается в том, что молитва произносится не от имени ума, а от имени сердца. Именно сердце автономно молится само по себе от своего имени независимо от нахождения нашего внимания и состояния ума. Но такое "разбуженное молитвой" сердце контролирует всякое движение ума так, что становится трудно произносить осуждающие слова. Настоящая сердечная молитва приводит к оставлению грехов словом -- исполнению блаженств.
И целью христианской аскезы научения сердечной молитве является не постоянное сосредоточение внимания, а побуждение сердца (как душевного центра человека) к автономной молитве. Сосредоточение же внимания на сердечной области есть лишь один из способов пробуждения сердца.
Какие еще есть способы побуждения сердца к молитве? Более частое чтение тех молитв, которые, как говорится, "берут за душу" или "дошли до сердца". Быть может, даже лучше вообще выкинуть молитвы, не отзывающиеся в сердце.
Еще мне очень помогало частое Причащение и во время Литургии слышание тайных молитв эпиклезы. Не знаю почему, но в тех храмах, где их читают громко вовсеуслышание -- во мне все просыпается.
И кто там говорил, что имябожничество ересь?.. Сама суть сердечной молитвы говорит, что раз Царство Божие внутрь нас есть, то и сердцем произносимое имя Божие побуждает к исполнению блаженств.
Внешним же путем исполнить блаженства, думаю, невозможно. Написал -- думаю, потому что может быть кому-то и удалось это. Мои же потуги на этой стезе оказались напрасными: ни пост, ни удлинение молитвенных правил не помогало.
« Последнее редактирование: 05 Февраль 2010, 16:57:38 от Игорь Спасский »

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Наследие форума или повторение - мать учения
« Ответ #8 : 05 Февраль 2010, 16:42:12 »
Цитировать
око в середине чрева
« : 26 Сентября 2007, 14:50:25 »   

Итак, некоторые промежуточные итоги сосредоточения внимания в области живота.
Появилось некоторое легкое чувство тошноты, не позволяющее много кушать. Хорошо это или плохо -- пока не понял.
Отсутствие запретов в  сосредоточении внимания приводит к своеобразной "саморефлексии" ума, переносящего центр молитвы туда, кто в данный момент времени искушается: ум, сердце или чрево.
сказанное относится к тем, кто приобрел хоть какой-то навык непрестанной молитвы. если мы временами "забываем" молиться -- то никто не стоит на страже помыслов и стрАстей.

Цитировать
Re: Сосредоточение внимания или...?
« Ответ #45 : 23 Октября 2007, 16:10:15 »
Цитировать
Вот гнев например можно понимать умом, а можно чувствовать как сжимается сердце.

Кстати, когда сердце сжимается (или распаляется) от гнева, означает, что уже много раньше (и ниже) гнев родился и возбудился, а затем поднялся до сердца, и сердце откликнулось на него... Желающие же пребывать в своем невежестве и не замечать отличие чрева от сердца могут эту реплику пропустить мимо... желудка

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Наследие форума или повторение - мать учения
« Ответ #9 : 05 Февраль 2010, 16:55:34 »
Цитировать
Alexander
Administrator

            Действие Божие во время молитвы

...действие Божие  выше образов, чувств, мыслей, ощущений, но это не означает что оно проходит незамеченным. Замеченным оно становится настолько, насколько происходит соединение божественного и человеческого. Иначе мы должны признать все богооткровения и явления Ангелов - Евангелия и Деяния повествуют о них - как бы второсортными и несовершенными, а слова святых отцов о действии благодати в человеке при молитве сомнительными. И т.д. Вообще, вхождение в молитву есть уже нарастающий выход за рамки временных ограничений и пробождение в вечность при достижении истинной цели молитвенного предстояния. Такая молитва творится, по крайней мере, вне физического времени. Человек не теряет себя (не растворяется), но и не остается неизменным, т.е. безучастным к действию Бога в самый момент этого действия, когда соединяется временное и вечное, тварное (телесное и душевное) и нетварное.

Неподвижность при молитве (в земном плане) не есть только инерционность и окаменелость. Такая неподвижность одновременно проста, прозрачна, широка, мощна и интенсивна.

Приведу показательный текст из Евангелия, великолепно выражающий высокое молитвенное состояние, когда благодати причастен душевный и телесный состав человека:
и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.

На высокой горе (образ высокого молитвенного состояния) Господь (образ безмолвного... именно безмолвного по человеческим меркам ума) разговаривает(!) с Моисеем и Ильей. Ученики (образы разумного, чувственного и даже телесного восприятия) видят(!) просиявшее лицо Господа. Петр (образ человеческой реакции на действие Божие) может говорить, очень четко отмечая благодатность состояния. Разуму и чувствам дается указание свыше - надо слушать обоженый ум.

Я бы слово безмолвное (в контексте этого разговора) заменил на неизреченное, безобразное и безвидное - на сверхобразное и сверхвидное, ибо ангельское безмолвие одновременно и непрестанное славословие Бога, а безОбразное предстояние никак не растворение в безличностном.

Будучи сами существами личностными, созерцая и славословя Бога (как Свехличность, с Которой можно вступить в отношения, а не безличностный Абсолют), имея имена и иерархию, преуспевая и перемещаясь, ангелы имеют и некий вид, выражающий их суть, а не только определенный (читай, почти иллюзорный) образ, "подогнанный" к их конкретной вестнической (и пр.) миссии.

Предстояние ангелов не есть только неподвижность и неизменяемость, но и вечнодвижение к своему Источнику. Также и подвижническое предстояние, к которому добавляется еще 1) на этапе молитвенного восхождения - очищение от грехов и освобождение от засилья тварных форм, 2) на этапе предстояния - полное безмолвие и открытость, позволяющие войти Богу во внутренняя подвижника, 3) на этапе нисхождения - привнесение благодати (которая могла быть ощущаемой или неощущаемой). Такое поступательное движение есть несовершенный образ вечнодвижения к Богу, осуществляемого в неподвижности, а также способ обожения.

Евгений, 
Цитировать
воли подвижника (gnome), расположенное в сердечном месте

Следует ли относить gnome только к сердечному месту? Если под сердечным местом понимаем некую сердцевину - внутреннего человека, то можно, пожалуй, поскольку у человека внешнего своей воли нет (или она как бы заимствована). А куда отнести волю к жизни, которая есть и у растений, или волю сохранять качество и форму, которая есть и у неорганических предметов? У человека есть еще воля ума и воля чувств (которая и у животных присутствует). Все эти воли у подвижника должны (постепенно) соединиться, и при этом сложно ограничить их местонахождение одним сердцем.

ps Мои размышления не следует воспринимать как изречение истин

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Наследие форума или повторение - мать учения
« Ответ #10 : 05 Февраль 2010, 17:00:15 »
Цитировать
Леонид
            Re: Санкция и духовное руководство
« Ответ #3 : 30 Апреля 2008, 20:01:57 »   

Все время задаю себе мысленную задачку:
Вот, выкинуло на необитаемый остров. Бананов и кокосовых пальм полно, но нет храма, исповеди, литургии и причастия, не говоря уж о многоопытном наставнике.
Что делать? Молиться или ждать "руководства"? Ответ прост как мычанье: конечно же молиться. Как умел к моменту кораблекрушения. Неужели Господь оставит такого? Не подскажет, не научит? Не помилует благодатью своей?

Вспоминая незабвенного Тертуллиана, где каждая человеческая душа - христианка, верую в Господне руководство. За Ним идти. Им уже все сказано и объяснено, и Царство описано в деталях.

Остаешься навсегда на этом острове, один на один со своим личным крестом и своей Голгофой.
Не изловчиться, не увернуться...

Цитировать
Alexander
Administrator
Re: Санкция и духовное руководство
« Ответ #13 : 01 Мая 2008, 11:46:12 »   

konart,
Тогда отпадает жизненная необходимость в духовнике, ибо духовное руководство обретается через веру. Проблема-то для многих православных навязанная (т.е. санкционированная институтом): раз нет духовников, то и нельзя подвизаться. Так выстраивается очередная ловушка...

 Условие искренней веры трудновыполнимо... это так. Но и большим обманом (очень греющим душу) будет считать, что без искренней веры поможет опытный духовник.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Наследие форума или повторение - мать учения
« Ответ #11 : 05 Февраль 2010, 17:04:10 »
Цитировать
Alexander
Administrator

Сообщений: 4969


            Re: Враг внутри нас или о самости
« Ответ #9 : 23 Июня 2008, 12:50:38 »   

Приведу такой образ. Зародыш в семени покрыт семенной кожурой. Кожура защищает семя, и воспринимаем мы семена растений по их кожуре. Семя развивается, кожура твердеет... Только когда семя созреет и упадет в землю, под действием земных соков начнется прорастание зародыша растения. Тогда и прорвется кожура, и спадет она... Также и бутон растения наливается - под защитой верхних листьев, которые, когда придет время, раскроются - и появится цветок. Если кто вздумает преждевременно сломать кожуру, разбить скорлупу, раскрыть бутон - ничего хорошего не выйдет. И если травить и умерщвлять кожуру будет якобы ради зародыша - все семя погубит.

Вот и самость... Подобна она кожуре семени, и скорлупе яйца, и верхним листьям бутона. Пока не созреет зародыш (внутренний человек), умерщвлять самость - убивать всего человека. Внутреннее давление пробуждающейся жизни должно сломать скорлупу, раскрыть кожуру или бутон самости, и тогда будет преображаться человек. И искусственно этот процесс ускорить нельзя, иначе получиться урод, или засохнет растение или цветок. И посмотрите, как долго зреет семя и бутон набирает силу. Также долго и развиваются самостные свойства человека. Только бывают и пустые семена, и гнилые бутоны...

Хорошее интервью. Вообще, крайне мало современных текстов, которые были построены на основе собственного опыта и поверены опытом святоотеческим. И выступление старца - радует, ибо виден и опыт, и умение этот опыт донести.

А слабости... Они идут от статичности взгляда и погрязшести (специально ставлю это резкое и неправильное слово) в монашеской самости, для которой дуальная стихия борьбы, аскезы и умерщвления стала родной. Это монашеская самость живет и развивается за счет борьбы и умерщвления (вкупе с беспрекословным послушанием). Кстати, беспрекословное послушание и позволяет самость отдельного человека вливать в самость коллектива. Только сама-то самость при этом никуда не исчезает, появляется одна видимость ее уничтожения.

Для полнокровной жизни (которую и пришел дать Господь) уничтожение самости не годится. Там, где она уничтожается, там и человек уничтожается. Либо дается иллюзия уничтожения самости, а самость переносится в монашеское (или какое-либо другое) хранилище.

Самость должна преобразиться: отпасть, как кожура семени - только тогда, когда зародыш этого захочет - самим током дарованной ему жизни свыше.

И развивать, конечно, надо не самость человека, а самому человеку следует развиваться.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Наследие форума или повторение - мать учения
« Ответ #12 : 05 Февраль 2010, 17:07:44 »
Братья и сестры пожалуйста помогите, поактивничайте в этой теме по важным проблемам, чтобы как можно меньшее осталось за кадром. Эти наработки-жемчужины на вес золота. На них надо обращать внимание, чтобы затем двигаться дальше. Лично сам узнал на форуме столько, сколько бы искал сам наверное лет 15-20 - это точно. Думаю многие подвердят.

Это только по форуму.

А по порталу вообще - то, что касается библиотеке - там просто Клондайк, Эльдорадо, как сказал Высоцкий-Жеглов в "Место встречи изменить нельзя". Например Силуан Афонский!!! Симеон Новый Богослов!!!

Так хочется это открыть и для себя и для других. думаю если действовать вместе - времени хватит. Главное - конструктив в обсуждениях и постановках, конечно при этом подкрепленный молитвенной жизнью. Иначе "поплывем без воды" :)

И САМОЕ ГЛАВНОЕ, чтобы не получилось вот так:

Цитировать
"Библиография исихазма"  издана - такая информация появилась на сайте А.Г.Дунаева. Я чуть было не заказал ее через знакомых в Москве. И не заказал :) Может не прав, но напоминают мне такие книги скрупулезную опись вещей давно умершего, которого звали когда-то колючим и непонятным словом "исихазм".

Должен жить Дух. Без этого будет "пахнуть нафталином" :). А в крайнем пределе - тлением ...

Наверное задача сохраняя живой поток форума, как-то увидеть объем, ширину и глубину наиболее важных обсуждений. Чтобы не потерять уже собранное. Ценность реально очень и очень велика. Будет ли где-то когда-то собрано что-то подобное в таком концентрате на Земле - не известно.

Цитировать
Крестик носят обычно под одеждой, некоторые иногда снимают, некоторые носят всегда. Главное чтобы крест Христов всегда был в Вашем сердце.
Просто и точно!
« Последнее редактирование: 05 Февраль 2010, 17:21:11 от Игорь Спасский »

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Наследие форума или повторение - мать учения
« Ответ #13 : 05 Февраль 2010, 20:26:15 »
Цитировать
Alexander
Administrator

            Re: Вопрос к братии Псково-печерского монастыря
« Ответ #38 : 13 Февраля 2009, 13:58:29 »   

Мне не хотелось, чтобы эта тема в очередной раз скатилась к борьбе сторонников "за" и "против".

Будем отличать молитву - как дыхание жизни, как хождение перед Богом - от молитвы-техники.

На первый - всеобъемлющий и цельный! - образ молитвы дает благословение Господь. Отсутствие такой молитвы - смерть души.   

Молитва-техника есть уже ограниченное выражение в специфических формах первого образа молитвы. Молитва устная и словесная, молитва сердечная, молитва непрестанная, молитва без слов, молитва созерцательная, молитва-размышление, молитва-действие... список специфических форм молитв можно продолжать.  Словесная молитва ближе к узкой технике. Молитва сердечная и молитва-созерцание приближаются к молитве всеобъемлющей, и если к ним подключается молитва-действие, то делается еще один очень важный шаг в сторону всеобъемлющего единства молитвенной жизни.

Традиционно под Иисусовой молитвой понимается молитва по ступеням от устной до сердечной с определенной формулой произнесения. Часто Иисусову молитву вообще ограничивают формулировкой и количеством, т.е. доводят до сугубо технического аспекта. И здесь уже молитва может полностью отрываться от образа жизни - хождения перед Богом.

Вот  параллельно (и в очередной раз) обсуждается прелестное мнение профессуры о "Рассказах Странника" http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1935.0

Странник стремился именно к хождению перед Богом. Это стало его образом жизни. И находятся люди, которые этого - самого главного! - не замечают. И видят только техническую сторону молитвы.

Так вот. Если своей целью не ставить жизнь в Боге, стремление к Нему, хождение перед Ним, то техническая сторона любого дела, будь то молитва, богословие, богослужение и пр., всегда путь от Бога - в прелесть.

Когда образ жизни в Боге и поиск Его находит свое выражение в молитвенной практике, тогда и становится важно, как мы выстраиваем молитву, соблюдаем ли ее этапы, слушаем ли наставления. На этом этапе и важны благословения. Как только техническая (и, в частности, количественная) сторона пересиливает наши устремления, мы начинаем съезжать...

Беда в том, что всячески поддерживается представление о молитве как о технической практике. Форма в очередной раз подменяет содержание, и появляются хранители формы. Хранители формы во все времена и во всех практиках неизбежны. Впрочем, и конец их всегда плачевен: утрачивается самое главное, остается одна оболочка, она сакрализируется, превращается в святыню, на которую можно любоваться, которую можно - с большой осторожностью - изучать, но которой нельзя пользоваться. И сами хранители уже не умеют ей пользоваться, а могут только выставлять для поклонения (и благословения). Сами почитают, но не пользуются, и другим пользоваться не дают, а разрешают лишь почитать.

В этом состоянии стагнации и охранительства благословение начинает играть запретительную роль. Разрешение дается только при условии выполнения заранее невыполнимого требования, т.е. становится запретом, поданном в традиционно-благочестивой форме якобы разрешения. И заглавный пост этой темы - яркое подтверждение. Молиться опасно без опытного наставника, поэтому молитесь, чтобы Бог послал такого человека. При этом известно, что опытных наставников (в среде дающих такое благословение) сейчас практически нет. Финиш.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Наследие форума или повторение - мать учения
« Ответ #14 : 05 Февраль 2010, 20:29:38 »
Цитировать
Evgeny

Сообщений: 1188


            С чего начать "начинающему"?
« : 20 Августа 2004, 06:57:47 »   

На теме #32305 Кураевского форума Николай П. задал вопрос о библиотеке по исихазму:

По сложности литературы есть какая-то градация? С чего начать "начинающему"?   

Александр Румянцев посоветовал следующее:

Можно начинать с Антония Сурожского, Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника. Если есть опытный духовник, то он подскажет. Если его нет, то должно подсказать сердце и интерес, когда берешь книгу, начинаешь ее читать и проникаешься, сопереживаешь, чувствуешь близкое себе. Для меня такой книгой был "Старец Силуан" арх.Софрония.

Можно еще посоветовать следующие краткие и просто написанные произведения:
- Aрхиепископ Антоний (Голынский-Михайловский) О молитве Иисусовой и божественной благодати
http://www.ccel.org/contrib/ru/Other/Antony/main.htm
- свт. Феофан Затворник. О НЕПРЕСТАННОЙ МОЛИТВЕ http://psylib.org.ua/books/zatfe01/index.htm
- Епископ Диоклийский КАЛЛИСТ (Уэр) СИЛА ИМЕНИ http://www.hesychasm.ru/library/Name/kallist/power.htm
- Селаври А. "О молитве Иисусовой" http://www.hesychasm.ru/library/praksis/selavry.htm
- Инок Всеволод "Богообщение" http://www.hesychasm.ru/library/praksis/vsevolod.htm


А вот фундаментальное, хорошо написанное и вполне подходящее для начинающего сочинение св. Игнатия Брянчанинова:
Аскетические опыты. Том II Слово о молитве Иисусовой http://pravbeseda.org/library/?page=book&id=201