Исихазм

Автор Тема: Наследие форума или повторение - мать учения  (Прочитано 19868 раз)

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Наследие форума или повторение - мать учения
« Ответ #30 : 06 Февраль 2010, 17:20:07 »
Спасибо, Игорь. Читаю с пользой для себя.

Только, если вы хотите не просто "перечитывания", а еще и обсуждения - тогда не в таком темпе помещайте. Не так много за раз. Чтобы была возможность поделиться впечатлениями. Мне показалось многовато сразу.

Еще. Не всегда указан автор цитаты. Мне важно знать, кто именно говорил цитируемое.
« Последнее редактирование: 06 Февраль 2010, 17:53:29 от Maska »

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Наследие форума или повторение - мать учения
« Ответ #31 : 06 Февраль 2010, 17:35:11 »
Хорошо бы сделать выжимку из т.н. наследия форума в виде вопросоответов. Есть повторяющиеся вопросы, типа "что читать вначале?", "у меня комок в горле, что делать?", "если сердце болит...", "как совместить молитву личную и церковную (богослужебную)?" и т.п. Сформировать набор устоявшихся вопросов, подобрать ответы, дать ссылки на подвижнические труды - это немалая работа.

pilgrim

  • Сообщений: 600
    • Просмотр профиля

Re: Наследие форума или повторение - мать учения
« Ответ #32 : 06 Февраль 2010, 18:25:41 »
Надо сделать кнопку FAQ часто задаваемых вопросов.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Наследие форума или повторение - мать учения
« Ответ #33 : 06 Февраль 2010, 23:16:22 »
Цитировать
Прошу извинить... Синкретизм , если в религиозном смысле (эклектика это из философии), смешение разных религий в одну религиозную систему. В современном смысле теософия и экуменизм.
Понял спасибо. Но поймите правильно - эти вопросы постоянно витают в воздухе и мы от них не можем просто отмахнуться, как от назойливых мух. Мы именно должны иметь по этому поводу трезвое суждение, а не возводить собственную ограниченность на пъедестал. Хотя очень очень хочется, по себе знаю. Хочется обо всем знать лучше всех. Иметь шаблон, общую схему, отвечать быстро, точно.
Никогда не задавать Гамлетовский вопрос: "Быть или не быть...". Но в жизни к счастью этого не бывает, жизнь намного намного полнее и совершеннее всяких схем и шаблонов.

Цитировать
Спасибо, Игорь. Читаю с пользой для себя.

Только, если вы хотите не просто "перечитывания", а еще и обсуждения - тогда не в таком темпе помещайте. Не так много за раз. Чтобы была возможность поделиться впечатлениями. Мне показалось многовато сразу.

Еще. Не всегда указан автор цитаты. Мне важно знать, кто именно говорил цитируемое.

о.к. понял, буду ждать обсуждения. Без него это не имеет смысла

Цитировать
Надо сделать кнопку FAQ часто задаваемых вопросов.

После систематизации думаю это станет возможно, но я в этом не разбираюсь совершенно

Цитировать
Хорошо бы сделать выжимку из т.н. наследия форума в виде вопросоответов. Есть повторяющиеся вопросы, типа "что читать вначале?", "у меня комок в горле, что делать?", "если сердце болит...", "как совместить молитву личную и церковную (богослужебную)?" и т.п. Сформировать набор устоявшихся вопросов, подобрать ответы, дать ссылки на подвижнические труды - это немалая работа.

Предлагаю начать с составления списка вопросов, по возможности оцените приведенные мной и добавьте свои:
1. Почему молитве нужно учиться?
2. Что читать в начале?
3. Что может значить теплота в сердце?
4. Оккультный опыт и молитва. (Астрал, ментал, витал, эфир и пр.) (чакры, духовные центры, биологически-активные точки, энергетические каналы, меридианы , Ци и пр.)
5. Сверхъестественные способности и чудеса возникающие в следствии молитвенного опыта
6. Прелесть и то как она проявляется
7. Физические ощущения и боли возникающая при молитве (боли в сердце, ком в горле)
8. Теософия, реинкарнация, буддизм, йога, боевое искусство и молитвенный опыт.
9. Избавление от ментальных, социальных и пр. кодировок и молитвенный опыт
10. Мужская и женская гордыня, связь с молитвенным опытом. "Петушинные бои" и "...не знаю как назвать...")
11. Физическая активность и молитва
12. Этапы молитвенной жизни
13. Чем отличается современный взгляд на молитвенную жизнь?
14. Греховное повреждение ума. Утишение ума, опыт безмолвия (концентрация, деконцентрация)
15. Осипов, Кураев и внешняя жизнь. Внутренний и внешний подход к миссионерской деятельности
16. Изменение души, сердца, ума, действий в процессе молитвенной жизни
17. Внутренняя молитвенная жизнь и социальное творчество
18. Астрология, связь человека с планетами, планетарные духи и т.д.
19. Контакт с тварными стихиями, энергиями и молитвенная жизнь
20. Я, Эго, проблемы освобождения от кодировок Эго в ключе молитвыееной жизни
21. Как совместить молитву личную и церковную (богослужебную)?
22. Тонкость восприятия жизни, людей и молитвенный опыт
23. Мистический опыт: посещение Господом и святыми
24. Опыт бдений. Ночная молитва
25. Как избавиться от объядения. Связь молитвы и телесного состояния
26. Сексуальная жизнь и молитва. Как совместить, какие существуют проблемы и ограничесния?
27. Как сосредоточить внимание в молитве?
28. О родовых грехах. Проявление, пути освобождения.
29. Обучение молитве на примерах положительного опыта и на паталогиях и ограничениях.
30. Молитвенная жизнь и работа. Денежная нужда
31. Церковь земная и Небесная. Церковь именно как Церковь и Церковь как социальный институт
32. Как отличить конструктивную критику от греховного осуждения других людей, и особенно священников, монахов, "профессиональных прихожан"
33. Когда жизнь выстраивается от души, это как?
34. Преображение ума
35. Физиология и психофизиология молитвы
36. Как для себя определить границы возможного в разговорах, обсуждениях, общении, а где ограничиться живым дичным опытом?
37. Духовная жизнь, душевная жизнь и телесная жизнь, их связь и взаимные отношения.
38. Духовная жизнь и свобода (освобождение)
39. Дао и молитвенная жизнь
40. Индуистский духовный опыт.
41. Что такое ум христов.
42. ЧУдеса в житийной литературе и их живое восприятие нами
43. Исповедь и причастие, их влияние на духовную жизнь
44. Почему именно краткая молитва?
45. Что значит непрестанная, самодвижная молитва? Как ее достичь?
46. Сказки, мифы, кинофильмы и их внутренний смысл, поиск внутреннего света.
47. Сознание, широта, подвижность ума и его тишина
48. Современная политика, геополитика и внутренняя жизнь. Их взаимосвязь и взаимоисключение. Свобода.
49. Жилье, путешествия, распорядок дня в целях облегчения организации молитвенной жизни
50. Жизнь в семье: половина, дети, родители и молитва
51. Навык молитвы и его роль в духовной жизни
52. Грехи, страсти и борьба с ними
53. Как избавиться от духовной, душевной, умственной и телесной "тупости"?
54. Созерцательный подход к себе, людям, внешнему миру и молитвенная жизнь
55. Заговор, масоны, геополитика и молитвенная жизнь. Как освободиться от лишних мыслей?
56. Социальное программирование, зомбирование, кодирование и молитва
57. Молитвенная жизнь и деятельность
58. Отношение к домашним животным, цветам и молитвенная жизнь. Способность освящать, очеловечивать все вокруг себя, включая живую и не живую природу. Как при этом не дойти до фетишизма?
59. Земная любовь и молитвенная жизнь. Страстное начало и духовное. Дружба.
60. Подвижность, мобильность духа, души и тела.
61. Мотивация к молитвенной жизни. Мотивирующие книги, фильмы, примеры, обсуждения.
62. Молитвенная жизнь и физическое здоровье.
63. Молитвенная жизнь и жертва, жертвенность. Как избежать "на Тобi Боже, що менi не гоже"
64. Святой Дух и свобода.
65. Подготовка себя к принятию Святого Духа.
66. Мир в душе, сердце, уме, теле, в окружении, в делах
67. Ложные представления о Боге, идолы сердца и ума
68. Исихастская глубина литургической жизни
69. Царствие Небесное во вне и внутри.
70. Посмерстный опыт, внетелесный опыт
71. Как избавиться от втискивания всего мира в свою голову? Как избавиться от стремления свести все к схемам, системам, структурам? чтобы не убить живой дух.
72. Влияние исихазма на исторические процессы: Рим, Византия, Святая Русь, СССР. 
73. Влияние духовной жизни на развитие различных народов, их культур, государств.
74. Ощущения, чувства, эмоции и молитвенная жизнь
75. Творчество и исихазм
76. Трезвое отношение к аскетическому преданию Церкви и святоотеческому наследию.
77. Трезвое отношение к истории Церкви и современной церковной жизни
79. Регулярное чтение и прочтение Нового Завета с позиции внутренней жизни
80. Воспитание детей в духе молитвенной жизни


Может сделать вопросы более точными и живыми, может еще укрупнить. С одной стороны не хочется расплываться, с другой - можно потерять живой дух.

Прошу оценить данные вопросы, что лишнее, что надо, что добавить, что отредактировать. Надо чтобы было максимально живо, читаемо, понятно. Тогда изначальная живая мысль спрашивающего и отвечающих будет сохранена. Так кажется

« Последнее редактирование: 07 Февраль 2010, 00:14:09 от Игорь Спасский »

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Наследие форума или повторение - мать учения
« Ответ #34 : 07 Февраль 2010, 00:17:07 »
81. Исихазм - это эзотерика Православия или общедоступная норма церквовной жизни?
82. Почему большинство предпочитает внешнюю жизнь? Лень сердца, ума, тела. Попса.

Aksuk

  • Сообщений: 453
    • Просмотр профиля

Re: Наследие форума или повторение - мать учения
« Ответ #35 : 07 Февраль 2010, 00:50:48 »
81. Исихазм - это эзотерика Православия или общедоступная норма церквовной жизни?
Игорь, простите, но их слишком много. И все такие важные! Мне, бедному, придется всю жизнь потратить, чтобы только матчасть изучить, а Вам - писать все это и компилировать :)..

Простите иронию. Если серьезно - вот пример хорошего вопроса: "46. Почему именно краткая молитва?" - по этому вопросу есть консенсус с незначительными отклонениями.

А вот это, например - "18. Астрология, связь человека с планетами, планетарные духи и т.д." - клевый повод для флейма с последующим закрытием ветки :) "Проклятые" темы должны быть обязательно, но не в FAQ

"71. Как избавиться от втискивания всего мира в свою голову? Как избавиться от стремления свести все к схемам, системам, структурам? чтобы не убить живой дух." - это вопрос вопросов из области прокладывания пути, но никак не статья в FAQ опять-таки.

Если же задача стоит - дать "оглавление форума", то все равно пунктов должно быть меньше и они должны быть более конкретными. Так "34. Преображение ума" не даст ничего, т.к. не ясно - речь о метанойе, или о стяжании "Ума Христова" (это отдельным пунктом у Вас) или о сверх-разумном восприятии... Звучит красиво, но не является темой "поискового запроса".

Вообще форум хорошо структурирован сам, можно дать только подразделы к веткам, например богословие разделить на "догматику", "религиозную философию", "мистическое богословие", etc... Тогда например вот эта тема - http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1878.0 будет идти под "догматикой" среди обсуждений подпункта "проблема свободы воли".

Другое дело, что темы, подобные Вашему 81 вопросу похожи на облако тегов. Если бы была возможность прикрутить его к форуму... Но сайт на джумле а не на друпале и насколько я понимаю движок форума не поддерживает тегов. Или все-таки поддерживает?
р.б. Антонио

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Наследие форума или повторение - мать учения
« Ответ #36 : 07 Февраль 2010, 01:58:30 »
Движок форума SMF, и уже давно не обновлялся. Мод о.блако тегов для него есть, но 1) надо обновлять форум; 2) пока мне видится, что вопросоответы предпочтительнее.

Количество вопросов, предложенных Игорем, чрезмерное. Надо выделить ключевые и не спорные - для начала.

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Re: Наследие форума или повторение - мать учения
« Ответ #37 : 07 Февраль 2010, 10:22:47 »
Вопросы просто выложены вне системы. Набор фраз

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Наследие форума или повторение - мать учения
« Ответ #38 : 07 Февраль 2010, 12:17:03 »
Возможно, вопросы-ответы следует извлечь из разделов форума и "разложить" в FAQ по тем же разделам форума.
Есть вопросы, к-рые обсуждались не в своем разделе, конечно.
Но в целом, это было бы неплохо в качестве начальной структуры FAQ - можно пройти раздел за разделом.
А потом уже можно упорядочивать структуру FAQ далее.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Наследие форума или повторение - мать учения
« Ответ #39 : 07 Февраль 2010, 15:21:02 »
Цитировать
Леонид

            Re: ОБРАЩЕНИЕ.
« Ответ #6 : 12 Декабря 2008, 00:17:46 »   

Цитата: iunija от 11 Декабря 2008, 22:52:14
Задаваясь тем же вопросом,mirnestranik, вот что я нашла:
"Воля - деятельная сила души, отвечающая за ее потребность к действию, побуждаемая чувством и руководимая разумом.
Рассуждения о природе нашей воли неотвратимо приведет нас к обсуждению тварных и нетварных энергий.
Деятельная сила души есть ничто иное как энергия, и, вот, интересно откуда она берется.
Я ранее высказал здесь на форуме предположение, что наша воля есть лишь делегированное нам Господом продолжение Его воли, будучи только незаконно присвоенной нами по нашем Отпадении.
Это объясняет мне, почему при Воссоединении наша воля становится единой с Его волей. Мы перестаем видеть различие.
Мы и молимся об этом в молитве, преподанной нам самим Спасом.
Господь потому и не умаляет нашу способность к свободе воли (своеволию), потому что знает Сам - на самом деле это Его воля.
Поэтому Он и говорит нам "Иго Мое - благо". Он точно знает как сладко будет нам причаститься Его безграничной свободы и воли.
Это самая большая радость, которую мы в состоянии доставить Ему - отринутся своеволия.
   
Цитировать
А вот это, например - "18. Астрология, связь человека с планетами, планетарные духи и т.д." - клевый повод для флейма с последующим закрытием ветки  "Проклятые" темы должны быть обязательно, но не в FAQ

"71. Как избавиться от втискивания всего мира в свою голову? Как избавиться от стремления свести все к схемам, системам, структурам? чтобы не убить живой дух." - это вопрос вопросов из области прокладывания пути, но никак не статья в FAQ опять-таки.
Да, это несомненно так

Попробую припомнить свои этапы прикосновения к теме:
1.Еще участьв школе много лет назад был на приеме у экстрасенса и у него висела икона Христа. Он с нее смотрел меня, я на него — ощутил сердечную связь. (Думаю не без помощи этого человека, я у него тогда хотел учиться) До этого сердце нечувствовал. После этого перед некоторыми иконами чувствовал, при чтении текстов духовного толка, иногда в Церкви, примерно также чуть грубее, когда любил женщин (или думал, что любил).  Вопрос: 1. Какова роль сердца в духовной жизни?

2. Узнал от друга, что в православии есть какие-то духовные практики под названием Исихазм, очень смутное представление.
На этом этапе возник вопрос 2. Что такое исихазм? Для мирян он или только для монахов?

3.  Случайно жена нашла работу Иерофея Влахоса «Православная психология или психотерапия», как-то так называется. Прочел о внутренней жизни очень увлекли идеи. Вопрос 3. Хочу жить внутренней молитвенной жизнью по православной традиции, с чего начать?


4. Нашел наш форум. Кое-что почитал, кое-какие мысли нашел дельными, другие пустой болтовней. Информации много до тошноты «течет крыша». Возник вопрос: 4. Как читая о практике и опыте непрестанной молитвы не потерять ее?

5. Получил благословение у батюшки на ношение четок и творение Иисусовой молитвы.

6. Начал пытаться молиться непрестанно, пошла непрестанная молитва, как-то из сердца прямо  в ум, очень тонко так (началось на мой день рождения как подарок и продолжалась дней 10-ть) . Затем изредка повторялось, но слабее. Понял, что надо работать

7. Начал искать средства социальной реализации, читал лекции на основании Св. Отцов, обсуждал по примеру странника с кем только можно. Проявилось высокомерное отношение к батюшкам, монахам, прихожанам ТЫ ЗНАЕШЬ ПРО ЭТО— они — нет. Безпричинный гнев, занозчивость перед женой, родителями, друзьями, знакомыми.
6. Как молиться Иисусовой молитвой и не чувствовать превосходства над окружающими?

8. Стали возникать вопросы а 7. Надо ли исповедоваться, причащаться и ходить на службы, вникать в них, если итак много молюсь Иисусовой молитвы? Для себя понял что надо ходить и как можно чаще причащаться, тогда реже теряешь молитву.

Далее
9. Как связать опыт изучения не православной духовной жизни с Исихазмом?

10. Что выбрать молитвы по молитвослову или краткие молитвенные правила?

11. После некоторого времени размышлений, чтения форума стал понимать что очень важно утишить ум, страсти, искать безмолвия ума, преображения ума

12. Почему очень важно утихомирить ум?

13. Что такое прелесть?

14. Истинное молитвенное состояние можно обрести как Божий дар и иногда передавать только от сердца к сердцу, зачем тогда мы это все читаем-пишем?

15. Ощущается теплота в сердце, к чему бы это, может к моей святости?

16. Какова цель молитвы?

Итак, на основании сказанного Предлагаю обновленный список вопросов:
« Последнее редактирование: 07 Февраль 2010, 15:38:56 от Игорь Спасский »

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Наследие форума или повторение - мать учения
« Ответ #40 : 07 Февраль 2010, 15:27:00 »
1. Какова роль сердца в духовной жизни?

2. Что такое исихазм? Для мирян он или только для монахов?

3. Хочу жить внутренней молитвенной жизнью по православной традиции, но не знаю с чего начать?

4.  Как читая и размышляя о практике и опыте непрестанной молитвы не потерять ее? Истинное молитвенное состояние можно обрести как Божий дар и иногда передавать только от сердца к сердцу, зачем тогда мы это все читаем-пишем?

5. Как выбрать духовного руководителя и можно ли учиться  молитве по книгам?

6. Как молиться Иисусовой молитвой и не чувствовать превосходства над окружающими?

7. Надо ли исповедоваться, причащаться и ходить на службы, вникать в них, если итак много молюсь Иисусовой молитвы?

8. Как связать опыт изучения не православной духовной жизни с Исихазмом?

9. Что выбрать молитвы по молитвослову или краткие молитвенные правила?

10. Почему для молитвенника очень важно утихомирить ум?

13. Что такое прелесть?

14. Ощущается теплота в сердце, к чему бы это, может к моей святости?

15. Какова цель молитвы?

16. Виды странных и неприятных ощущений, болей, возникающие при молитве и что с ними делать.

17. Что делать с вниманием в молитве?

18. Почему именно краткая молитва?

Жду мнений, редакций. Может быть еще сократить число вопросов?
« Последнее редактирование: 07 Февраль 2010, 15:39:50 от Игорь Спасский »

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Наследие форума или повторение - мать учения
« Ответ #41 : 07 Февраль 2010, 15:39:47 »
Да, в последнее время форум часто "зацикливает",
вновь прибывшие начинают обсуждать важные для них темы как в первый раз,
хотя до этого эти темы на форуме уже не раз детально обсуждали (и часто - на более высоком уровне).
Поиск реализован в движке имхо плохо, да и не все мы ищем.

Возможно, расширенный FAQ отчасти решит проблему.

Очень может быть, что FAQ с линками внутри, чтобы формулировка была сжатой,
а за расширенным ответом отправлять по указанным линкам.


По-моему, подход Игоря тоже правильный, но это - именно подзадача.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Наследие форума или повторение - мать учения
« Ответ #42 : 07 Февраль 2010, 15:43:29 »
Цитировать
богословие разделить на "догматику", "религиозную философию", "мистическое богословие", etc... Т
Наверное все-таки путь вопросов-ответов действительно лучше, иначе проще будет заблудиться. Или искать по интересам, а не по живым проблемам

Цитировать
Да, в последнее время форум часто "зацикливает",
вновь прибывшие начинают обсуждать важные для них темы как в первый раз,
хотя до этого эти темы на форуме уже не раз детально обсуждали (и часто - на более высоком уровне).
Поиск реализован в движке имхо плохо, да и не все мы ищем.

Возможно, расширенный FAQ отчасти решит проблему.

Да и это очень сильно занижает сам уровень обсуждения, чаще всего оказывается что на высоком уровне обсуждения ответы уже даны где нибудь в 2004-2006 годах, повторяться никто не будет, просят иногда поискать там, но не все (про себя говорю) к этому легко сподвигаются.

Я выдвинул более 10-ти тем и к своему стыду обнаружил ответы на свои вопросы даже не в одном месте.

Но главное мне кажется здесь задача именно в сохранении важных мыслей и идей, чтобы как можно меньше потерять из очень серьезной многочасовой коллективной работы молитвы, мысли и т.д.
Форум действительно имеет свое наследие. Это факт

Цитировать
По-моему, подход Игоря тоже правильный, но это - именно подзадача.
Для жизни самого форума да, для сохранения наследия все же думаю нет

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Наследие форума или повторение - мать учения
« Ответ #43 : 07 Февраль 2010, 15:50:47 »
Кроме того, такая "зацикленность" - ИМХО одна из причин ухода некоторых интересных,
и в прошлом весьма активных участников с форума УД.

Видимо, им обсуждать уже выясненное снова и снова по многу раз,
когда планка все падает и падает - неинтересно и жаль времени.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Наследие форума или повторение - мать учения
« Ответ #44 : 07 Февраль 2010, 15:56:34 »
Цитировать
Кроме того, такая "зацикленность" - одна из причин ухода некоторых интересных,
в прошлом весьма активных участников с форума УД.

Обсуждать уже выясненное снова и снова по многу раз,
когда планка все падает и падает - неинтересно и жаль времени.

Согласен, но это подход не совсем православный. Подрос сам - помоги другим. Уверен Александр именно поэтому терпит и не банит товарищей комсоргов и иже с ними (начиная с меня, чего только мои конспекты по Аскетике стоят и диссертации), потому что видит случае их изменения, либо надеется на них.
Сегодня форум имеет не только исследовательское значение, но и не менее важное педагогическое. Это место где реально можно рости, пользуясь коллективными наработками. Как работник сферы образования могу скать, что наработок форума может хватить на большой ВУЗ с наукой, аспирантами и т.д. причем не в современном, а именно в самом высшем понимании ВУЗа, как настоящих духовных школ.
Админу интересно в 1000-й раз читать, А что такое Эго? Или почему болит сердце и т.д. Ан нет же читает и помогает. В этом истинная православность.  Переход от внешнего к внутреннему - это длительный и непростой процесс и в нем очень нужна поддержка и помощь. А если не здесь, то где?

Поэтому, мне кажется лучше каких бы мы вершин не достигли приходить и помогать, хотя бы во имя тех, кто помог когда-то нам.

Разве это не чудо помочь встретить Господа другим людям, причем лично ты их не знаешь и никогда не узнаешь (в земной жизни), но часто переживаешь за них больше чем за близких и родных