Исихазм

Автор Тема: Амвросий Оптинский об Иисусовой молитве  (Прочитано 8986 раз)

parmak

  • Сообщений: 142
    • Просмотр профиля

Цитировать
Письмо твое получил. Пишешь, что старцы тебя совсем оставили. Не думали тебя оставлять, но недосуг не дозволяет тебе писать часто. Пишешь, что во время молитвы у тебя бывают плотские движения и скверные хульные помыслы. Должно быть, ты во время молитвы держишь внимание ума внутри очень низко. Сердце человека находится под левым сосцом, и ежели молящийся человек держит внимание ума ниже, тогда и бывает движение плоти. Держи больше устную молитву, тогда и избавишься от подобных движений; от устной молитвы никто не впадал в прелесть; а умную, сердечную молитву без наставления проходить опасно.
Такая молитва требует наставления, безгневия, молчания и смиренного самоукорения во всяком неприятном случае. Поэтому безопаснее всегда держаться молитвы устной, так как мы скудны в терпении, смирении и безгневии; потому и требуется молитва особенно во время смущения и за себя, и за оскорбивших: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных. Более писать недосужно. Держись смирения и самоукорения, и поможет тебе Господь.

Преподобный Амвросий Оптинский. Умудряйся и смиряйся. Письма о духовной жизни. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008 - с. 380.
и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его. (Пс. 61:13)

Aleksei B.

  • Сообщений: 405
    • Просмотр профиля

Re: Амвросий Оптинский об Иисусовой молитве
« Ответ #1 : 07 Февраль 2010, 14:30:00 »
Вот любопытно: "недосуг не дозволяет тебе писать часто", "более писать недосужно" - выглядит как личный выпад :)

Александр*

  • 3
  • Сообщений: 336
    • Просмотр профиля

Re: Амвросий Оптинский об Иисусовой молитве
« Ответ #2 : 07 Февраль 2010, 14:48:21 »
а чего здесь любопытного? отвечать на тысячи писем больному человеку, у которого и так нет времени из-за другой тысячи посетителей.
" Чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума..."

parmak

  • Сообщений: 142
    • Просмотр профиля

Re: Амвросий Оптинский об Иисусовой молитве
« Ответ #3 : 07 Февраль 2010, 18:45:51 »
Вот любопытно: "недосуг не дозволяет тебе писать часто", "более писать недосужно" - выглядит как личный выпад :)
Письмо находиться в разделе "письма к монашествующим". "Личный выпад" - чисто мирской термин.
и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его. (Пс. 61:13)

parmak

  • Сообщений: 142
    • Просмотр профиля

Цитировать
Пишешь, что ты проходишь молитву Иисусову устную и умную, а о сердечной молитве не имеешь и понятия. Сердечная молитва требует наставника. Впрочем, кто сначала проходит правильно устную молитву, заключая м в слова молитвы: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго или грешную"; - а потом будет проходить правильно и умную молитву, со смирением держа внимание ума в персях, то по времени и без наставника у некоторых умная молитва сама переходит в сердечную. Впрочем, у кого не переходит, должны довольствоваться устною и умною. Несколько лет назад приезжала в Оптину одна молитвенница, которая занимается молитвой Иисусовой более 30 лет. Она говорила о себе: не знаю, где у меня сердце; но бывает, когда творю молитву Иисусову, нахожусь в таком состоянии, что все кости мои рекут: Господи, кто подобен Тебе. Впрочем, можешь прочесть пространно писанное о сердечной молитве Иисусовой во 2-й части Добротолюбия у Каллиста и Игнатия и затем 43-ю главу о прилоге и изменении; также в 4-й части Добротолюбия кратко сказано о молитве Иисусовой Каллиста, патриарха Константинопольского. Что-нибудь поймешь, когда позаботишься о приобретении смирения, без которого не только молитва, но и другие делания тщетны. А причин, приводящих к смирению, немало, как сама пишешь, в настоящем твоем положении.
Устную молитву как бы кто ни проходил, не было примеров, чтобы впадал в прелесть вражескую. А умную и сердечную молитву проходящие неправильно нередко впадают в прелесть вражескую. И поэтому прежде всего должно держаться крепче устной молитвы, а потом умной, со смирением, а затем уже, кому удобно и кому благоволит Господь, переходить к сердечной, по указанию святых отцов, опытом прошедших все это.
15 января 1889 года.
Там же. С 228.
и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его. (Пс. 61:13)

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Люблю Амвросия Оптинского, :-) да и всех старцев: Льва, Макария, Моисия, Варсонофия, Иосифа....всех люблю. :-)
Оптина-цитадель умных молитвенников.  :-)
У меня с ними связь проходит тонкой ниточкой....по любви, конечно. :-)
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Люблю Амвросия Оптинского, :-) да и всех старцев: Льва, Макария, Моисия, Варсонофия, Иосифа....всех люблю. :-)
Оптина-цитадель умных молитвенников.  :-)
У меня с ними связь проходит тонкой ниточкой....по любви, конечно. :-)
А вот почему то они св.Игнатия не приняли...да ещё и обвинили...
И вот что пишет сам святитель
 
Цитировать
Св.Игнатий Брянчанинов.
Так он говорит об этом в своих письмах: «Отец Макарий Оптинский решительно отвергал умное делание, называя его причиною прелести,  и преподавал одно телесное исполнение заповедей… Но отец Макарий в наше время был лучшим наставником монашества, действовал по своим понятиям, с целию угождения Богу и пользы ближним, при значительном самоотвержении» (П., с.114).
      «Нужны мужи духоносные, а ныне даже водящихся отчасти писаниями Отцов, при объяснении их душевным разумом, каков был отец Макарий Оптинский, нет… Даже наружное благочинное поведение, какое введено было в Оптиной Пустыне отцами Леонидом и Макарием, почти всюду оставлено» (П., с.116)."
Ну и ещё есть прямо ЗАПРЕЩЕНИЕ на и.м...писанное по моему пр.Макарием...и это понятно...сам не занимался, по этому запрещал...зато теперь--козырной король в руках противников и.м...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

А вот почему то они св.Игнатия не приняли...да ещё и обвинили...

Св. Игнатий только о умной молитве писал, учил держать ум в словах молитвы,
а о концентрации внимания на груди я у него не читал,
а по св. Амвросию именно эта концентрация и ведёт к сердечной молитве,
может за это св. Игнатия и обвиняли, за догматизацию умной молитвы и отвержение умно-сердечной?

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Св. Игнатий только о умной молитве писал, учил держать ум в словах молитвы,
а о концентрации внимания на груди я у него не читал,
Он писал что сердце на 2 пальца выше левого сосца...а о сведении ума в сердце я то же не помню...и главное что ум из головы увести надо...то же не помню...
Я св.Игнатия в самом начале читал...в первый год...может по этому пока молитва сама не ушла в гортань не знал что это правильно...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

может за это св. Игнатия и обвиняли, за догматизацию умной молитвы и отвержение умно-сердечной?
Хм...а обвинение то пожалуй справедливое...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Надежда

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

Цитировать
В основе исихазма лежит умное делание (то есть в уме), которое заключается в постоянном чтении про себя или вслух покаянной, чаще всего, Иисусовой молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Монахи молятся этой молитвой про себя постоянно (ссылка).

Иисус Христос (Спаситель) своей искупительной (sic!) жертвой спас всех уверовавших в него и простил их грехи (вспомним разбойника, распятого рядом с ним на кресте). Кроме того, сказано в Писании: "Не упоминай имени Господа Твоего всуе".

Уважаемые исихасты, у меня к Вам вопрос: почему монахи продолжают беспрестанно повторять одно и то же: "Помилуй мя грешного"? Разве ж они уже не помилованы (прощены) жертвой Христа? А раз так, то зачем беспрестанно повторять [всуе] эту молитву, искушая Господа ("Не искушай Господа твоего!")? Получается, что они, на самом деле, не верят в это искупление. Заранее спасибо за ответ.


P.S. Заранее прошу прощения, если поместила это сообщение не в ту тему: пока плохо ориентируюсь на форуме. Если что, перекиньте, пожалуйста, это сообщение в соответствующую тему. Спасибо за понимание.

иерей Андрей

  • Сообщений: 467
  • Гриша, Саша, Ксюша - помолитесь о них
    • Просмотр профиля

Это не Бога исихаст изменить хочет( умилостивить, переменить Его отношение к себе), а себя однако.
   Сердце очень долго не хочет меняться: "Просите, и дастся вам; ищите, и обрящите; стучите, и отверзется вам."
   То есть само сердце отверзеться, по моему...

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Цитировать
Впрочем, кто сначала проходит правильно устную молитву, заключая ум в слова молитвы: ... ;
- а потом будет проходить правильно и умную молитву, со смирением держа внимание ума в персях,
то по времени и без наставника у некоторых умная молитва сама переходит в сердечную.

Соврал я в предыдущем постинге,
заключение ума в слова молитвы это устная молитва, и именно устную молитву преподавал св. Игнатий, а вот концентрация внимания на груди - умная молитва.

Надежда

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

Это не Бога исихаст изменить хочет, а себя однако.
Но ведь, на мой взгляд, это эгоистическая мотивация: изменю себя, надоедая постоянным упоминанием имени Господа всуе.
Какое же ангельское терпение у Господа! (Шутка.)

Цитировать
   Сердце очень долго не хочет меняться: "Просите, и дастся вам; ищите, и обрящите; стучите, и отверзется вам."
   То есть само сердце отверзеться, по моему...
В Писании сказано, что Бог знает нужду каждого. Цель, выходит, не единожды попросить, а надоедать Ему?! А зачем?! Кому Он хочет дать, Он даст с первого раза, а кому не захочет - сколько ни прости, не даст.

Во святоотеческих текстах ни раз упоминается о трудности Иисусовой молитвы, о прелести, о "плотских движениях и скверных хульных помыслах" (из цитаты в самом верху темы). Ну, так может это как раз и связано с суетностью ("всуе"): Богу надоел этот бубнёж и Он попустил лукавому прельщать молящихся (чтобы таким образом вразумить)?

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Получается, что они, на самом деле, не верят в это искупление. Заранее спасибо за ответ.

Иисус Христос заповедал верующим в Него следовать за Ним,
Господь сейчас сидит на Небе одесную Отца,
единственный способ для живущего на земле человека следовать на Небо,
это молитва, не ногами же на Небо идти. :-)
поэтому постоянно молятся монахи не от отсутствие веры в искупление, а по вере в необходимость исполнять его заповеди, и следовать за ним.

иерей Андрей

  • Сообщений: 467
  • Гриша, Саша, Ксюша - помолитесь о них
    • Просмотр профиля

   Зачем? "Придём и обитель у него сотворим..."
    Можете не говорить "помилуй", хотя это слово, кстати, можно понимать как "приласкай".
    Можно только "Иисусе".
    У любящего имя любимого и всегда в сердце. А покуда этого нет - одни только неясные мечты и порывы, и ещё махровый всамоделишный эгоизм, т.к. свято место в сердце пусто не бывает.

Надежда

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

Иисус Христос заповедал верующим в Него следовать за Ним,
Господь сейчас сидит на Небе одесную Отца,
единственный способ для живущего на земле человека следовать на Небо,
это молитва, не ногами же на Небо идти. :-)
Ну так умное делание (молитва) - это делание, а не словеса.

Цитировать
поэтому постоянно молятся монахи не от отсутствие веры в искупление, а по вере в необходимость исполнять его заповеди, и следовать за ним.
Простите, и где это в Писании сказано об Иисусовой молитве? Там только "Отче Наш...".

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля


Во святоотеческих текстах ни раз упоминается о трудности Иисусовой молитвы, о прелести, о "плотских движениях и скверных хульных помыслах" (из цитаты в самом верху темы). Ну, так может это как раз и связано с суетностью ("всуе"): Богу надоел этот бубнёж и Он попустил лукавому прельщать молящихся (чтобы таким образом вразумить)?


Трудности молитвы обусловлены не суетностью самой молитвы,
а онтологической трудностью следования за Христом.

Надежда

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

Трудности молитвы обусловлены не суетностью самой молитвы,
а онтологической трудностью следования за Христом.
Так, может, потому и трудно следовать за Христом, что Он не принимает после своей искупительной жертвы эту молитву (которую он никому не заповедовал)?!
Он велел помогать ближнему своему. То, что делаем мы для сирых, несчастных и убогих, то делаем для Него. Не помню уже, где это место в Библии.

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля


Так, может, потому и трудно следовать за Христом, что он не принимает после своей искупительной жертвы эту молитву (которую он никому не заповедовал)?!

Он заповедал следовать за Ним?

Надежда

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

Он заповедал следовать за Ним?
Вы не за то слово зацепились - не в том контексте: "заповедать" относилось к слову "молитва". 8-)

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

многие кстати, включая меня, молятся именно так, как пишет Надежда - употребляя имя Божие всуе

правильно молятся те, которые через упоминание имени собирают ум в рассмотрении себя относительно полностью неведомого Божественного. Где теряется эта относительность, там моментально молитовка превращается в жесткую, бездушную конструкцию, даже при лживом умилении и прочих слюнях. А когда ум утвердился в памяти Божией и не омрачен, лучше ему просто рассматривать бездну своих грехов в тонком помышлении, относительно этой святой памяти, нежели тратить силы на выговор слов молитвы

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Вы не за то слово зацепились - не в том контексте: "заповедать" относилось к слову "молитва". 8-)


А как можно следовать за тем кто сидит на Небе?

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

нежели тратить силы на выговор слов молитвы

Выговор слов молитвы это вообще не молитва,
словесная молитва это концентрация ума на словах.

Надежда

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

Цитировать
6 Ученики его спросили его; они сказали ему: Хочешь ли ты, чтобы мы постились, и как нам молиться, давать милостыню и воздерживаться в пище? Иисус сказал: Не лгите, и то, что вы ненавидите, не делайте этого. Ибо все открыто перед небом. Ибо нет ничего тайного, что не будет явным, и нет ничего сокровенного, что осталось бы нераскрытым. (Евангелие от Фомы)
Ведь некоторые наверняка молятся для себя, любимых, чтобы почувствовать собственную исключительность или богоизбранность, очистить свой (!) ум, испытать нечто чудесное - опять же для себя, любимых. Не эгоизм ли это?!

Выговор слов молитвы это вообще не молитва,
словесная молитва это концентрация ума на словах.
А как же Вы тогда молитесь Иисусовой молитвой? Без слов "Помилуй мя грешного"? :-o

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Цитировать
6 Ученики его спросили его; они сказали ему: Хочешь ли ты, чтобы мы постились, и как нам молиться, давать милостыню и воздерживаться в пище? Иисус сказал: Не лгите, и то, что вы ненавидите, не делайте этого. Ибо все открыто перед небом. Ибо нет ничего тайного, что не будет явным, и нет ничего сокровенного, что осталось бы нераскрытым. (Евангелие от Фомы)

А в евангелии от Фомы, Иисус учит, что только следующие за ним спасутся?

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Ведь некоторые наверняка молятся для себя, любимых, чтобы почувствовать собственную исключительность или богоизбранность, очистить свой (!) ум, испытать нечто чудесное - опять же для себя, любимых. Не эгоизм ли это?!

Многие из народа следовавшего за Христом во время Его проповеди,
делали это из за чудес и дармовых хлебов, но были и те кто делал это искренне.

Надежда

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

А в евангелии от Фомы, Иисус учит, что только следующие за ним спасутся?
Поясните, пожалуйста.

Цитировать
Многие из народа следовавшего за Христом во время Его проповеди,
делали это из за чудес и дармовых хлебов, но были и те кто делал это искренне.
Всё равно непонятно, простите. :)

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

А как же Вы тогда молитесь Иисусовой молитвой? Без слов "Помилуй мя грешного"? :-o

А почему Вы считаете проблемой, концентрировать внимание ума на словах
"Помилуй мя грешного"?

Надежда

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

А почему Вы считаете проблемой, концентрировать внимание ума на словах
"Помилуй мя грешного"?
Перечитайте ещё раз внимательно, пожалуйста, мои верхние сообщения, там всё объяснено.

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

А в евангелии от Фомы, Иисус учит, что только следующие за ним спасутся?
Поясните, пожалуйста.


В канонических Евангелиях красной нитью проходит мысль, что спасутся только следующие за Иисусом, а в Евангелии от Фомы об этом упоминается?

Надежда

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

В канонических Евангелиях красной нитью проходит мысль, что спасутся только следующие за Иисусом, а в Евангелии от Фомы об этом упоминается?
А Вы прочитайте его сами. :)

иерей Андрей

  • Сообщений: 467
  • Гриша, Саша, Ксюша - помолитесь о них
    • Просмотр профиля

    Надежда, Господь сказал: "кто душу свою погубит Меня ради... тот спасёт её"
    Вы не умрёте для своих желаний, какую бы бурную благотворительность бы не развили, если не перемените своё сердце через непрестанную молитву.
    Любой честный человек скажет - мне легче брёвна таскать, чем заставить себя по настоящему молиться - т.е. ещё добиться плода от молитвы. Молитва это не эпизодичная, например, помощь больному, а постоянный труд молитвенный ради него, это и есть та любовь о которой сказано, что нет таковой больше" как положить душу свою за други своя". Попробуйте и увидите какую прорву времени и устремлений ваших поглощает "ветхий человек" который распинается в нас по настоящему только через молитву.

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Перечитайте ещё раз внимательно, пожалуйста, мои верхние сообщения, там всё объяснено.

Словесная молитва это словесная молитва, а сердечная это сердечная,
Вы считаете что только сердечная искренняя молитва угодна Богу,
а более низкие ступени, в частности словестная, это поминание Имени Божьего всуе, но без словестной молитвы не будет и сердечной.

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

В канонических Евангелиях красной нитью проходит мысль, что спасутся только следующие за Иисусом, а в Евангелии от Фомы об этом упоминается?
А Вы прочитайте его сами. :)

А Вам лень подсказать?

Надежда

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

А Вам лень подсказать?
С Вами у меня разговор окончен. А вот с другими я пообщаюсь. Всего хорошего!

    Надежда, Господь сказал: "кто душу свою погубит Меня ради... тот спасёт её"
Почему-то не к месту (?) мне вспомнилось слово "душегуб" и "погибшая душа"... Не-а, не греет...

Цитировать
    Вы не умрёте для своих желаний, какую бы бурную благотворительность бы не развили, если не перемените своё сердце через непрестанную молитву.
А кто Вам мешает молиться, делая?! Вот это и будет, на мой взгляд, умным деланием. То есть не сама молитва [как самоцель] становится деланием, а делание превращается в молитву. Императив в данном случае исходит не от/из ума, а из сердца.
« Последнее редактирование: 14 Май 2011, 00:37:24 от Надежда »

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

нежели тратить силы на выговор слов молитвы

Выговор слов молитвы это вообще не молитва,
словесная молитва это концентрация ума на словах.
я имел ввиду то, что уму в таком случае слова не нужны - как тяжелое, обременяющее действие, совлекающее с выского и тонкого парения горе. Немало таких, которые привязанностью (концентрацией) ума к словам молитовки сами возбраняют себе почувствовать тонкость молитвенных разумений и вИдений. Поэтому особо рьяным повторятелям одной молитвы часто очень молезно расслабляться умом от этой концентрации после того, как от повторения помышления соберутся вместе и очистятся от суеты и грязи. Большинство слишком упорствует в словах, это бесспорно, и запирает свой ум на замок

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля


А кто Вам мешает молиться, делая?! Вот это и будет, на мой взгляд, умным деланием.

Это будет, глупым деланием.

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

я имел ввиду то, что уму в таком случае слова не нужны - как тяжелое, обременяющее действие, совлекающее с выского и тонкого парения горе. Немало таких, которые привязанностью (концентрацией) ума к словам молитовки сами возбраняют себе почувствовать тонкость молитвенных разумений и вИдений. Поэтому особо рьяным повторятелям одной молитвы часто очень молезно расслабляться умом от этой концентрации после того, как от повторения помышления соберутся вместе и очистятся от суеты и грязи. Большинство слишком упорствует в словах, это бесспорно, и запирает свой ум на замок

Вы совершенно правы, в частности участие в форумах, неплохо расслабляет ум.

Надежда

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

Мой вопрос об ИМ нещадно заболтали (не буду показывать пальцем, кто). Мне бы хотелось вернуться к Иисусовой молитве (ИМ) и выяснить для себя вопрос о "подмене понятий". Я всегда считала, что ИМ - эта та молитва, которой научил своих учеников Иисус ("Отче Наш..."), т. е. по имени основоположника ИМ. Но потом оказалось, что ИМ - это видоизменённая молитва мытаря: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго" (взято из "Википедии"):

Цитировать
Берёт своё начало из Евангелия: «Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк.18:13).

Неужели мы все - мытари (= сборщики налогов и притеснители)?! С кого мы собираем подати и кого притесняем?

Почему для умного делания (УД) взяли молитву мытаря, а не "Отче Наш" (хотя в "Отче Наш..." также есть слова о признании своих грехов и покаянии: "...и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого" - источник)?
« Последнее редактирование: 14 Май 2011, 11:19:10 от Надежда »

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Почему для умного делания (УД) взяли молитву мытаря, а не "Отче Наш" (хотя в "Отче Наш..." также есть слова о признании своих грехов и покаянии: "...и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого" ?

Иисусова молитва стала широко распространенной благодаря своей емкости и краткости. Ее удобно произносить в уме в любое время и в любом месте. При этом, как пишут Святые Отцы, она в сжатом виде содержит в себе все Евангелие. В ней есть и исповедание веры: "Господи Иисусе Христе, сыне Божий" и просьба о милости ("помилуй мя"), при этом под просьбой о милости надо понимать не только просьбу об оставлении грехов, но и просьбу о стяжании даров Святого Духа. Наконец, добавляя слово "грешного", мы исповедаем Богу свое состояние - мы грешны.
Повторю, в Иисусовой молитве нет ничего магического, это просто наиболее удобная молитва для внутреннего делания.
Например, набирая этот текст, я не раз повторял про себя Иисусову молитву. А вот с "Отче наш" так уже не получится.

Надежда

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

Иисусова молитва стала широко распространенной благодаря своей емкости и краткости. Ее удобно произносить в уме в любое время и в любом месте. При этом, как пишут Святые Отцы, она в сжатом виде содержит в себе все Евангелие.
А точнее, - "Символ веры". Отличие символа веры от учения Христа состоит в том, что учение - это первоисточник (точнее, то, что от него осталось от первозданности), а символ веры - коллективное творчество Церкви.

Цитировать
Берёт своё начало из Евангелия: «Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк.18:13).
Сразу бросается в глаза то, что мытарь обращается не непосредственно к Христу, а к Небу. Думаю, именно это и хотел донести до людей Христос, уча молитве "Отче Наш...". Это общий Отче, а мы все - Его дети. Причём, в оригинале молитвы мытаря нет обращения непосредственно к Христу. Вполне вероятно, что это инородная вставка.

Цитировать
В ней есть и исповедание веры: "Господи Иисусе Христе, сыне Божий" и просьба о милости ("помилуй мя"), при этом под просьбой о милости надо понимать не только просьбу об оставлении грехов, но и просьбу о стяжании даров Святого Духа.
Почему надо понимать, если об этом там напрямую не сказано?! Домысливание? Прельщение?

Цитировать
Наконец, добавляя слово "грешного", мы исповедаем Богу свое состояние - мы грешны.
В "Отче Наш..." это тоже есть. Там даже больше сказано, нежели в молитве мытаря.

"Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Мф. 11, 12).
Где же то желаемое усилие молиться не так, как легче и удобнее, а как повелел Христос?! Кто тот "святой", который велел нам молиться молитвой мытаря в УД вместо молитвы "Отче Наш..."?!

Цитировать
Повторю, в Иисусовой молитве нет ничего магического, это просто наиболее удобная молитва для внутреннего делания.
Путь меньшего сопротивления вопреки учению Христа?! Где же тогда следование за Христом?!

Цитировать
Например, набирая этот текст, я не раз повторял про себя Иисусову молитву. А вот с "Отче наш" так уже не получится.
Если можно сокращать ИМ до слов "Господи, помилуй" или "Прости, Господи", то можно, наверное, и взять для каждой конкретной молитвы какую-то часть Господней молитвы, актуальную для молящегося в данный момент жизни.

Помнится, я одно время пела первую строчку "Отче Наш..." как одну строфу (ведь это же стих!):

"Отче Наш, иже еси
на-а-а-а-а Небеси..."




И ещё один момент. У меня сложилось (возможно неверное?) впечатление, что УД - это попытка отключить ум, как в буддизме. Но в святоотечестких текстах мне часто попадалось такое выражение как "трезвение ума" - трезвость ума, т. е. содержание его бодрствующим и внимательным (противоположность УД?). Или тут:

Цитировать
Употребим все зависящие от нас средства, чтобы стяжать трезвение ума. Трезвящийся ум внимает непрестанно душе, охраняет ее от мертвых дел, от всякого дела, противного святому естеству. Непрестанное внимание душе необходимо, потому что естество ее переменчиво. Преподобный авва Исаия (82, 230).
« Последнее редактирование: 14 Май 2011, 14:54:10 от Надежда »

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Мой вопрос об ИМ нещадно заболтали (не буду показывать пальцем, кто).

Но потом оказалось, что ИМ - это видоизменённая молитва мытаря: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго" (взято из "Википедии"

Википедия врёт,  ИМ в её современном виде Господь Иисус Христос
передал святым отцам, в евангелии она не упоминается.

Символ веры тоже не "коллективное творчество", а откровение Христово.

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля


И ещё один момент. У меня сложилось (возможно неверное?) впечатление, что УД - это попытка отключить ум, как в буддизме.

В исихазме есть разные течения, есть сторонники отключать ум,
а есть сторонники трезвения.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Если можно сокращать ИМ до слов "Господи, помилуй" или "Прости, Господи", то можно, наверное, и взять для каждой конкретной молитвы какую-то часть Господней молитвы, актуальную для молящегося в данный момент жизни.

Надежда, в истории умного делания были и есть разные молитвы, и "Отче наш", и молитва Иоанникия ("Упование мое Отец..."), и 24 молитвы Иоанна Златоуста, и "Богородице, Дево...", и другие.
Повторюсь: широкое распространение Иисусова молитва получила благодаря своей емкости и краткости.
Попробуйте осмысленно и непрестанно читать "Отче наш" во всяком месте во всякое время, то есть в течение всего дня: дома, на работе, в транспорте, во время общения с другими людьми, чтения книг... Сможете?
Но не существует противопоставления молитвы Господней молитве Иисусовой. Словесное содержание молитвы - лишь внешняя ее оболочка или одна из внешних оболочек. Со временем понимаешь, что молитва в основе своей - едина.

parmak

  • Сообщений: 142
    • Просмотр профиля

Цитировать
Пишешь, что как-то почувствовала, что сверху свет блеснул, что от слов молитвы Иисусовой блеск бывает и т.д. Ничему этому не верь; все это мечтательность, которую должно отвергать. Во всех твоих искушениях старайся удерживать молитву. Если не можешь произносить полную, то есть всех слов молитвы Иисусовой, то можешь повторять: "Иисусе, Иисусе" - это не возбраняется и святыми отцами не отвержено. "Именем Иисуса бей ратники", - говорит Лествичник. Велика сила этого Имени.
Там же.   С 278.
и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его. (Пс. 61:13)