Иисусова молитва стала широко распространенной благодаря своей емкости и краткости. Ее удобно произносить в уме в любое время и в любом месте. При этом, как пишут Святые Отцы, она в сжатом виде содержит в себе все Евангелие.
А точнее, - "
Символ веры". Отличие символа веры от учения Христа состоит в том, что учение - это первоисточник (точнее, то, что от него осталось от первозданности), а символ веры - коллективное творчество Церкви.
Берёт своё начало из Евангелия: «Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк.18:13).
Сразу бросается в глаза то, что мытарь обращается не непосредственно к Христу, а к Небу. Думаю, именно это и хотел донести до людей Христос, уча молитве "Отче Наш...". Это общий Отче, а мы все - Его дети. Причём, в оригинале молитвы мытаря нет обращения непосредственно к Христу. Вполне вероятно, что это инородная вставка.
В ней есть и исповедание веры: "Господи Иисусе Христе, сыне Божий" и просьба о милости ("помилуй мя"), при этом под просьбой о милости надо понимать не только просьбу об оставлении грехов, но и просьбу о стяжании даров Святого Духа.
Почему
надо понимать, если об этом там напрямую не сказано?! Домысливание? Прельщение?
Наконец, добавляя слово "грешного", мы исповедаем Богу свое состояние - мы грешны.
В "Отче Наш..." это тоже есть. Там даже больше сказано, нежели в молитве мытаря.
"Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Мф. 11, 12).Где же то желаемое усилие молиться не так, как легче и удобнее, а как повелел Христос?! Кто тот "святой", который велел нам молиться молитвой мытаря в УД вместо молитвы "Отче Наш..."?!
Повторю, в Иисусовой молитве нет ничего магического, это просто наиболее удобная молитва для внутреннего делания.
Путь меньшего сопротивления вопреки учению Христа?! Где же тогда следование за Христом?!
Например, набирая этот текст, я не раз повторял про себя Иисусову молитву. А вот с "Отче наш" так уже не получится.
Если можно сокращать ИМ до слов "Господи, помилуй" или "Прости, Господи", то можно, наверное, и взять для каждой конкретной молитвы какую-то часть
Господней молитвы, актуальную для молящегося в данный момент жизни.
Помнится, я одно время пела первую строчку "Отче Наш..." как одну строфу (ведь это же стих!):
"Отче Наш, иже еси
на-а-а-а-а Небеси..."
И ещё один момент. У меня сложилось (возможно неверное?) впечатление, что УД - это попытка отключить ум, как в буддизме. Но в святоотечестких текстах мне часто попадалось такое выражение как "трезвение ума" - трезвость ума, т. е. содержание его бодрствующим и внимательным (противоположность УД?). Или тут:
Употребим все зависящие от нас средства, чтобы стяжать трезвение ума. Трезвящийся ум внимает непрестанно душе, охраняет ее от мертвых дел, от всякого дела, противного святому естеству. Непрестанное внимание душе необходимо, потому что естество ее переменчиво. Преподобный авва Исаия (82, 230).