Исихазм

Автор Тема: Амвросий Оптинский об Иисусовой молитве  (Прочитано 10138 раз)

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

А в евангелии от Фомы, Иисус учит, что только следующие за ним спасутся?
Поясните, пожалуйста.


В канонических Евангелиях красной нитью проходит мысль, что спасутся только следующие за Иисусом, а в Евангелии от Фомы об этом упоминается?

Надежда

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

В канонических Евангелиях красной нитью проходит мысль, что спасутся только следующие за Иисусом, а в Евангелии от Фомы об этом упоминается?
А Вы прочитайте его сами. :)

иерей Андрей

  • Сообщений: 467
  • Гриша, Саша, Ксюша - помолитесь о них
    • Просмотр профиля

    Надежда, Господь сказал: "кто душу свою погубит Меня ради... тот спасёт её"
    Вы не умрёте для своих желаний, какую бы бурную благотворительность бы не развили, если не перемените своё сердце через непрестанную молитву.
    Любой честный человек скажет - мне легче брёвна таскать, чем заставить себя по настоящему молиться - т.е. ещё добиться плода от молитвы. Молитва это не эпизодичная, например, помощь больному, а постоянный труд молитвенный ради него, это и есть та любовь о которой сказано, что нет таковой больше" как положить душу свою за други своя". Попробуйте и увидите какую прорву времени и устремлений ваших поглощает "ветхий человек" который распинается в нас по настоящему только через молитву.

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Перечитайте ещё раз внимательно, пожалуйста, мои верхние сообщения, там всё объяснено.

Словесная молитва это словесная молитва, а сердечная это сердечная,
Вы считаете что только сердечная искренняя молитва угодна Богу,
а более низкие ступени, в частности словестная, это поминание Имени Божьего всуе, но без словестной молитвы не будет и сердечной.

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

В канонических Евангелиях красной нитью проходит мысль, что спасутся только следующие за Иисусом, а в Евангелии от Фомы об этом упоминается?
А Вы прочитайте его сами. :)

А Вам лень подсказать?

Надежда

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

А Вам лень подсказать?
С Вами у меня разговор окончен. А вот с другими я пообщаюсь. Всего хорошего!

    Надежда, Господь сказал: "кто душу свою погубит Меня ради... тот спасёт её"
Почему-то не к месту (?) мне вспомнилось слово "душегуб" и "погибшая душа"... Не-а, не греет...

Цитировать
    Вы не умрёте для своих желаний, какую бы бурную благотворительность бы не развили, если не перемените своё сердце через непрестанную молитву.
А кто Вам мешает молиться, делая?! Вот это и будет, на мой взгляд, умным деланием. То есть не сама молитва [как самоцель] становится деланием, а делание превращается в молитву. Императив в данном случае исходит не от/из ума, а из сердца.
« Последнее редактирование: 14 Май 2011, 00:37:24 от Надежда »

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

нежели тратить силы на выговор слов молитвы

Выговор слов молитвы это вообще не молитва,
словесная молитва это концентрация ума на словах.
я имел ввиду то, что уму в таком случае слова не нужны - как тяжелое, обременяющее действие, совлекающее с выского и тонкого парения горе. Немало таких, которые привязанностью (концентрацией) ума к словам молитовки сами возбраняют себе почувствовать тонкость молитвенных разумений и вИдений. Поэтому особо рьяным повторятелям одной молитвы часто очень молезно расслабляться умом от этой концентрации после того, как от повторения помышления соберутся вместе и очистятся от суеты и грязи. Большинство слишком упорствует в словах, это бесспорно, и запирает свой ум на замок

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля


А кто Вам мешает молиться, делая?! Вот это и будет, на мой взгляд, умным деланием.

Это будет, глупым деланием.

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

я имел ввиду то, что уму в таком случае слова не нужны - как тяжелое, обременяющее действие, совлекающее с выского и тонкого парения горе. Немало таких, которые привязанностью (концентрацией) ума к словам молитовки сами возбраняют себе почувствовать тонкость молитвенных разумений и вИдений. Поэтому особо рьяным повторятелям одной молитвы часто очень молезно расслабляться умом от этой концентрации после того, как от повторения помышления соберутся вместе и очистятся от суеты и грязи. Большинство слишком упорствует в словах, это бесспорно, и запирает свой ум на замок

Вы совершенно правы, в частности участие в форумах, неплохо расслабляет ум.

Надежда

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

Мой вопрос об ИМ нещадно заболтали (не буду показывать пальцем, кто). Мне бы хотелось вернуться к Иисусовой молитве (ИМ) и выяснить для себя вопрос о "подмене понятий". Я всегда считала, что ИМ - эта та молитва, которой научил своих учеников Иисус ("Отче Наш..."), т. е. по имени основоположника ИМ. Но потом оказалось, что ИМ - это видоизменённая молитва мытаря: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго" (взято из "Википедии"):

Цитировать
Берёт своё начало из Евангелия: «Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк.18:13).

Неужели мы все - мытари (= сборщики налогов и притеснители)?! С кого мы собираем подати и кого притесняем?

Почему для умного делания (УД) взяли молитву мытаря, а не "Отче Наш" (хотя в "Отче Наш..." также есть слова о признании своих грехов и покаянии: "...и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого" - источник)?
« Последнее редактирование: 14 Май 2011, 11:19:10 от Надежда »

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Почему для умного делания (УД) взяли молитву мытаря, а не "Отче Наш" (хотя в "Отче Наш..." также есть слова о признании своих грехов и покаянии: "...и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого" ?

Иисусова молитва стала широко распространенной благодаря своей емкости и краткости. Ее удобно произносить в уме в любое время и в любом месте. При этом, как пишут Святые Отцы, она в сжатом виде содержит в себе все Евангелие. В ней есть и исповедание веры: "Господи Иисусе Христе, сыне Божий" и просьба о милости ("помилуй мя"), при этом под просьбой о милости надо понимать не только просьбу об оставлении грехов, но и просьбу о стяжании даров Святого Духа. Наконец, добавляя слово "грешного", мы исповедаем Богу свое состояние - мы грешны.
Повторю, в Иисусовой молитве нет ничего магического, это просто наиболее удобная молитва для внутреннего делания.
Например, набирая этот текст, я не раз повторял про себя Иисусову молитву. А вот с "Отче наш" так уже не получится.

Надежда

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

Иисусова молитва стала широко распространенной благодаря своей емкости и краткости. Ее удобно произносить в уме в любое время и в любом месте. При этом, как пишут Святые Отцы, она в сжатом виде содержит в себе все Евангелие.
А точнее, - "Символ веры". Отличие символа веры от учения Христа состоит в том, что учение - это первоисточник (точнее, то, что от него осталось от первозданности), а символ веры - коллективное творчество Церкви.

Цитировать
Берёт своё начало из Евангелия: «Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк.18:13).
Сразу бросается в глаза то, что мытарь обращается не непосредственно к Христу, а к Небу. Думаю, именно это и хотел донести до людей Христос, уча молитве "Отче Наш...". Это общий Отче, а мы все - Его дети. Причём, в оригинале молитвы мытаря нет обращения непосредственно к Христу. Вполне вероятно, что это инородная вставка.

Цитировать
В ней есть и исповедание веры: "Господи Иисусе Христе, сыне Божий" и просьба о милости ("помилуй мя"), при этом под просьбой о милости надо понимать не только просьбу об оставлении грехов, но и просьбу о стяжании даров Святого Духа.
Почему надо понимать, если об этом там напрямую не сказано?! Домысливание? Прельщение?

Цитировать
Наконец, добавляя слово "грешного", мы исповедаем Богу свое состояние - мы грешны.
В "Отче Наш..." это тоже есть. Там даже больше сказано, нежели в молитве мытаря.

"Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Мф. 11, 12).
Где же то желаемое усилие молиться не так, как легче и удобнее, а как повелел Христос?! Кто тот "святой", который велел нам молиться молитвой мытаря в УД вместо молитвы "Отче Наш..."?!

Цитировать
Повторю, в Иисусовой молитве нет ничего магического, это просто наиболее удобная молитва для внутреннего делания.
Путь меньшего сопротивления вопреки учению Христа?! Где же тогда следование за Христом?!

Цитировать
Например, набирая этот текст, я не раз повторял про себя Иисусову молитву. А вот с "Отче наш" так уже не получится.
Если можно сокращать ИМ до слов "Господи, помилуй" или "Прости, Господи", то можно, наверное, и взять для каждой конкретной молитвы какую-то часть Господней молитвы, актуальную для молящегося в данный момент жизни.

Помнится, я одно время пела первую строчку "Отче Наш..." как одну строфу (ведь это же стих!):

"Отче Наш, иже еси
на-а-а-а-а Небеси..."




И ещё один момент. У меня сложилось (возможно неверное?) впечатление, что УД - это попытка отключить ум, как в буддизме. Но в святоотечестких текстах мне часто попадалось такое выражение как "трезвение ума" - трезвость ума, т. е. содержание его бодрствующим и внимательным (противоположность УД?). Или тут:

Цитировать
Употребим все зависящие от нас средства, чтобы стяжать трезвение ума. Трезвящийся ум внимает непрестанно душе, охраняет ее от мертвых дел, от всякого дела, противного святому естеству. Непрестанное внимание душе необходимо, потому что естество ее переменчиво. Преподобный авва Исаия (82, 230).
« Последнее редактирование: 14 Май 2011, 14:54:10 от Надежда »

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Мой вопрос об ИМ нещадно заболтали (не буду показывать пальцем, кто).

Но потом оказалось, что ИМ - это видоизменённая молитва мытаря: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго" (взято из "Википедии"

Википедия врёт,  ИМ в её современном виде Господь Иисус Христос
передал святым отцам, в евангелии она не упоминается.

Символ веры тоже не "коллективное творчество", а откровение Христово.

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля


И ещё один момент. У меня сложилось (возможно неверное?) впечатление, что УД - это попытка отключить ум, как в буддизме.

В исихазме есть разные течения, есть сторонники отключать ум,
а есть сторонники трезвения.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Если можно сокращать ИМ до слов "Господи, помилуй" или "Прости, Господи", то можно, наверное, и взять для каждой конкретной молитвы какую-то часть Господней молитвы, актуальную для молящегося в данный момент жизни.

Надежда, в истории умного делания были и есть разные молитвы, и "Отче наш", и молитва Иоанникия ("Упование мое Отец..."), и 24 молитвы Иоанна Златоуста, и "Богородице, Дево...", и другие.
Повторюсь: широкое распространение Иисусова молитва получила благодаря своей емкости и краткости.
Попробуйте осмысленно и непрестанно читать "Отче наш" во всяком месте во всякое время, то есть в течение всего дня: дома, на работе, в транспорте, во время общения с другими людьми, чтения книг... Сможете?
Но не существует противопоставления молитвы Господней молитве Иисусовой. Словесное содержание молитвы - лишь внешняя ее оболочка или одна из внешних оболочек. Со временем понимаешь, что молитва в основе своей - едина.