Из Откровенных рассказов Странника своему духовному отцу
Рассказ второй
...воздержание от грехов, страха ради мук, не успешно и неплодно, и невозможно душе освободиться от мысленных грехов ничем иным, кроме хранения ума и чистоты сердца. Итак все это приобретается внутреннею молитвою, и не только, прибавил я еще, страха ради адских мук, но даже и желания ради царства небесного, если кто станет совершать спасительные подвиги, то и это святые отцы называют делом наемническим. Они говорят, что боязнь муки - есть путь раба, а желание награды в царствии есть путь наемника. А Бог хочет, чтоб мы шли к Нему путем сыновним, то есть, из любви и усердия к Нему вели себя честно и наслаждались бы спасительным соединением с Ним в душе и сердце.
Вот это как раз и вопрос, как полюбить Господа не из страха и пользы, не как раб или наемник, а именно полнотой сыновьей любви? Вопрос о состояниях сразу же встанет на свое место. даже состояние Царства Небесного вторично, по отношению к Создателю, к Милостивому Творцу в Троице поклоняемому.
p.s. Максим простите великодушно, вырвалось опять мое менторство ... Вы правы про нарождающиеся внутренние изменения в начале особенно говорить тяжело. Буду читать между строк
Я думаю что раб, наемник, и сын этапы ИМ.
Для того что бы стать сыном надо вымолить свои грехи и страсти.
Тогда придет Любовь.
Вышеприведенная выдержка из Странника противопоставляет этапы прохождения духовного пути, называет их разными путями, в этом и заблуждение. Человек, только вставший на путь не может сразу стать сыном, сначало надо подвизаться. О таких сынах сказано в Евангелие в притче о пире, на который собрали всех а потом выкинули тех у кого одежда была не праздничная - т.е. кто не понуждал себя и не очистился от страстей, не был как раз в роли наемника, а захотел сразу стать сыном. Но возомнив себя достойным Бога был выгнан с пира.
Тут просто куда все идет, когда говорится что "приобретается все только внутреннею молитвою", т.е. и хранение ума и чистота сердца, причем еще указывается что это путь отцов. Т.е. предлагается перепрыгнуть ступеньку аскетической борьбы. Ведь слова "А Бог хочет, чтоб мы шли к Нему путем сыновним, то есть, из любви и усердия к Нему вели себя честно и наслаждались бы спасительным соединением с Ним в душе и сердце." предполагают, что человек уже познал Бога в благодати, поэтому он стремится к нему с любовью и усердием, а это на начальном этапе не так, Бога человек еще не видел и не знает опытно в той мере, чтобы именно "из любви и усердия к Нему вели себя честно", тогда действительно зачем понуждение себя, тогда действительно все было бы просто.
Но вот что пишет прп.Исаак Сирин: "Деятельность крестная двоякая; по двоякости естества и она разделяется на две части. Одна, состоя в претерпении плотских скорбей (телесных лишений, неизбежных в борьбе со страстями), производимых действованием раздражительной части души, и есть, и называется, деятельность. А другая заключается в тонком делании ума, и в Божественном размышлении, а также и в пребывании на молитве, и так далее она совершается вожделевательною частию души и называется созерцанием. И одна, т. е. деятельность, очищает, по силе ревности, страстную часть души, а вторая - действительность душевной любви, т.е. естественное вожделение, которое просветляет умную часть души.
Всякого человека, который прежде совершенного обучения в первой части переходит к сей второй, привлекаемый ее сластию, не говоря уже - своею леностию, постигает гнев (Божий) за то, что не умертвил прежде уды свои, яже на земли (Кол. 3, 5), т. е. не уврачевал немощи помыслов терпеливым упражнением в делании крестного поношения, но дерзнул в уме своем возмечтать о славе крестной. Сие-то и значит сказанное древними святыми, что, если ум вознамерится войти на крест прежде, нежели чувства его, исцелясь от немощи, придут в безмолвие, то постигает Божий гнев. Сие восхождение на крест, навлекающее гнев, бывает не в первой части претерпения скорбей, т. е. распятия плоти, но когда человек входит в созерцание; а это есть вторая часть, следующая за исцелением души. У кого ум осквернен постыдными страстями и кто поспешает наполнить ум свой мечтательными помыслами,
тому заграждаются уста наказанием (тот удерживается наказанием) за то, что, не очистив прежде ума скорбями и не покорив плотских вожделений, но положившись на то, что слышало ухо и что написано чернилами, устремился он прямо вперед, идти путем, исполненным мраков, когда сам слеп очами. Ибо и те, у кого зрение здраво, будучи исполнены света и приобретя себе вождей благодати, день и ночь бывают в опасности, между тем как очи у них полны слез, и они в молитве и в плаче продолжают служение свое целый день, даже и ночь, по причине ужасов, ожидающих их в пути и встречающихся им страшных стремнин и образов истины, оказывающихся перемешанными с обманчивыми признаками оной."