Наша церковь подобна дому, подключенному к электричеству (Духу) через самодельные ужасные к этому не предназначенные переходники (земная иерархия), где половина провода отломилась.
Я вижу иначе. Священнодействуют все.
1 Тимофею 2:5 Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус.
"Переходник" - Сам Христос. Первосвященник по чину Мелхиседекову. Остальные - царственное священство. Таинство есть плод совместного священнического действия всех присутствующих на Литургии. Рукоположенный священник - предстоятель от лица всех.
Всегда есть возможность самому, напрямую, войти в реальность совершающегося Таинства, не именно через священников, но и не в обход них. Это "общее дело" (так переводится слово "Литургия"). Это бывает трудно, когда много прихожан и когда большинство из них в рассеянных мыслях, но возможно.
Я лично предпочитаю небольшие храмы, где мало народу. Еще предпочитаю сама петь на клиросе. Эта возможность мне недавно представилась. Всенощную вообще иначе сейчас воспринимаю: прохожу умом смыслами слов канона, вхожу умом в слово паремий - много через это получаю...
Да и вообще, меня хлебом не корми - дай попеть на службе. Это такое дело... Поешь-поешь, поначалу с натугой, а в итоге выходишь на состояние, когда служба тебя берет в оборот, и уже в свободный певческий полет пускаешься.
Этот момент дорогого стоит. Бывает, отрываюсь по полной... случается редкий по жизни опыт свободы...
внутреннее прямо обнаруживает себя во внешнем. То есть, ты не замкнут во внутренней молитвенной реальности, ты от избытка сердца изливаешься вовне. Это опыт теургии - освящения всего мира.
Всё тяжелей становится посещать богослужения и участвовать в таинствах.
Раиса, все равно не бросайте это дело. Я лет 7 как истукан на службах терпела. Еле достаивала до конца и обычная моя мысль по выходе из храма была - хорошо, что можно месяц быть от этого избавленной (у меня ритм причащения был раз в месяц). А потом проняло и даже знаю, когда проняло - когда стала молиться Исусовой молитвой. И до сих пор (лет 8 ) уже не отпускает. Конечно, службы, бывает, по-разному складываются. Раз на раз не приходится. Но в общем и целом я в итоге получаю, нет ощущения бессмысленности.
Мне кажется, от вас в данный момент требуется выйти к иному уровню литургического служения. Вы ставитесь в ситуацию "все или ничего". То есть, вам перекрывается возможность пассивно "потреблять", ради того, чтобы вы включились в это делание как-то иначе. Пока вы не найдете свое "все" (то есть, возможность приложения
всех своих сил и способностей в этом делании), вам не будет даваться. Оговариваюсь, что это только мои предположения, не настаиваю.
P.S. Долго думала, писать ли в теме. Сегодня на службе (родительская суббота) попыталась проследить свое состояние в соотнесении с вашими недоумениями, решила поделиться мыслями.
это после того как на меня орали перед всеми без повода и т.д. Или самоубейся в Духе или вон из нашей песочницы, третьего не дано. У мужчин есть третье - самому стать жрецом (пара друзей есть таких), а у женщин - без вариантов на выход.
У меня есть подобный опыт. Но он был прожит не в церкви, а в другом месте. В моем случае удалось выйти к миру, к тому, чтобы не покинуть песочницу.
Не обязательно афишировать свою "теургическую роль". Можно проживать это "по-тихому". Я, например, реально ощущаю чувствами и умом, когда священник творит проскомидию (еще некоторые другие моменты его священнических действий) как часть своего внутреннего опыта. Бывает, что самое яркое ощущение Причастия - момент, когда священник причащается в алтаре, это не только его реальность - это и мой опыт...
Это энергия, не вопрос что я говорю или не говорю, делаю или не делаю, одеваю на себя или не одеваю.
Всякую энергию можно управить так, чтобы лишить ее разрушительной функции. Это и моя проблема. В нас, бывает, оживает стихия "общего противления структуре", которая направлена против нее в целом. А по идее разрушительный протест должен быть направлен умело, "точечно" именно против злоупотреблений и искажений.
Мой духовник так и говорит "лично мне для связи с Богом ничего внешнего не нужно" (в смысле предметов, особых мест или ритуалов, любит один в лес уходить).
Мне, по идее, тоже. Келейное молитвенное делание - это состояние наибольшей близости к Нему. Но мне, плюс к этому, нужен еще опыт излияния "изнутри наружу". Литургия - это получается мой танец пред Богом.
Нет уж, врежем крестом по личному Египту. Заметьте, я не пытаюсь менять структуру.
У Египта важная роль в деле Спасения. Туда даже Богомладенец укрывался в лихое время. Наступают периоды невыносимого молитвенного голода или смертельной опасности делания, когда временное отступление в границы Египта - это единственная возможность выжить. Аврааму Бог несколько раз Сам давал заповедь туда скрываться.
Танцую перед Богом ночью одна.
Да? А как, если не секрет? Под музыку, или иначе? Мне иногда хочется попробовать кружиться как суфии.
У меня на службе тело раскрепощено. Опыт долгого стояния вывел на способность безостановочно перенаправлять опору с пяток на носки, при том, что со стороны ничего не заметно. Все мышцы постоянно то напрягаются, то расслабляются. Я постоянно как бы во внутреннем танце нахожусь. А когда пою - в танец включается еще и голос. И движения тела получают бОльшую свободу.