Лиля всё время говорит об отсутствии милости.
...она говорит, что в православии ей ничего не светит.
Сергий, а почему Лиле в православии ничего не светит, а вам, вот, засветило? Настолько, что даже пошли во священники. Православие-то одно... И нельзя списать негативный опыт Лили на какую-то определенную общину, у нее в активе опыт взаимодействия со многими церковными общинами не в одной даже стране.
Мне важно разобраться с подобными вещами.
И у меня есть опыт травматического общения с неадекватными священниками, с неадекватными "должностными тетеньками"... Но это не становится основой для выводов о несовершающихся таинствах.
И вообще, не понимаю я предмет споров. Никто не утверждает, что причастие автоматом, только по факту регулярного участия в Литургии, меняет человека. Нет. Причащение можно проживать формально, по-фарисейски. Для внутренних изменений нужно еще в придачу аскетическое делание, выстраивание жизни по заповедям...
Но такое, чтобы по собственной инициативе принять решение не участвовать в таинствах, считая возможным обходиться только внутренней молитвой - это вряд ли правильно. Эта ситуация может возникнуть в жизни в силу трагических церковных обстоятельств, лично прожитых. Тогда это может иметь место, но и то, это не единственный путь... Павел Адельгейм, например, в ситуации конфликта не ушел из церкви...
P.S. Я считаю, что человек, умеющий чисто молиться (удерживать внимание на произносимых словах, пребывающий в момент молитвы во внутреннем святилище) - такой человек очень нужен на Литургии как "донор", что ли. Мне, например, кажется, что в богослужении с участием Максима Исповедника именно он был реальным совершителем таинства (наряду со священником, а в каком-то смысле и выше его) в силу имеющегося личного опыта богообщения, хотя и был простым монахом.
Каждый может вложить в общее дело свою посильную лепту. Я, например, замечаю принципиальную разницу в исполнении служения чтецами. Есть такие, кто "держат смысл", кто молится в этот момент, донося смысл слушающим. А есть такие, которые только "говорят устами". В таких случаях можно подключиться самому к деланию в качестве "умного чтеца", интонируя разумом каждое произносимое чтецом слово. Это помогает общей молитве.