Исихазм

Автор Тема: Богослужение - общественный исихазм?  (Прочитано 91499 раз)

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: Богослужение - общественный исихазм?
« Ответ #855 : 02 Март 2017, 21:50:17 »
Смирюсь больше Симеона... :)
Уйду в молчание....
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

svod

  • Сообщений: 3875
    • Просмотр профиля

Re: Богослужение - общественный исихазм?
« Ответ #856 : 03 Март 2017, 00:39:25 »
Задайте себе вопрос, готовы ли к приходу ангела Смерти?

Я сегодня в метро по дороге домой (после вышеуказанного вопроса) читал Чехова: "Черный монах" (выбор пал случайно). Там есть если не весь ответ, но значительная его часть. Но чтобы понять надо прочитать. Прочитайте, всем советую, одно из лучших чеховских произведений, даже не в контексте вопроса.

От себя отвечу. Не готов, хотя не мне определять степень готовности. Взять даже сегодня, тема Причастия приоткрылась для мня с очень важной стороны, которой я ранее и не замечал. Причастие (одна из его граней), как жертва с нашей стороны.

Когда ребро Христа было прободено копьем, то оттуда излилась кровь и вода. Один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. С медицинской  точки зрения такое явление происходит в результате разрыва сердца сочетанного с ДВС синдромом (нарушение тромботических процессов и микроциркуляции крови), когда в перекарде собирается лимфа (вода) и собственно кровь.

 Господь умер на кресте, испытывая большие физические страдания, которые сопровождались  сердечными муками за человечество не принявшего  любви Господа. И Его сердце в буквальном смысле разорвалось от любви.
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

lily

  • 3
  • Сообщений: 3665
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Богослужение - общественный исихазм?
« Ответ #857 : 03 Март 2017, 01:19:58 »
Матрица...  Даже сказать нечего. Удаляюсь в затвор.
Реальность же такова:

Мученичество Девы (которое, если вы припоминаете, мы обозначили в Ее венце двенадцатой звездой) отлично видно как в пророчестве Симеона, так и в самой истории Страданий Господних. Се, лежит Сей на падение и на восстание многих, - вещал старец о Младенце Иисусе; Марии же говорит: И Тебе Самой оружие пройдет душу. Воистину, о, Матерь Благословенная, оружие пройдет душу. Только, проникая через нее, погрузится в Тело Сына Твоего. А когда испустил дух сей Иисус Твой (Он наш - воистину, но Твой - особым образом), Его души не достигло жестокое копье, которое (не прощая даже умершего, хоть и не могло Ему повредить) разверзло бок Его, но прошило Твою душу. Ибо Его души уже не было, но Твоя оттуда не могла оторваться. Поэтому Твою душу пронзила огромная боль, так что не без причины называем мы Тебя мученицей, так как в Тебе сомученичество превзошло чувство мученичества телесного.
Св.Бернард Клервосский (1090-1153)
And death shall have no dominion

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Богослужение - общественный исихазм?
« Ответ #858 : 03 Март 2017, 01:56:00 »
Svod, практически - ты это практически в пустоту здесь говоришь, извиняюсь за тавтологию :)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Богослужение - общественный исихазм?
« Ответ #859 : 03 Март 2017, 09:10:18 »
Хочу отметить, что elm выбирал-выбирал и наконец-то выбрал в этой теме "интересную" роль учителя: усмиряет Краеведа, учит Свода, указывает лиле, ставит на место Сергия, извращает мнение прп.Макария... В какой-то степени это понятно: убраны до конца поста два наших традиционных учителя-резонера, на время стало спокойнее и радостнее. И вот елм освободившийся стульчик примеряет.

elm, делаю замечание: с учительского стульчика потихоньку слезьте, пожалуйста, Вам рано туда...

svod

  • Сообщений: 3875
    • Просмотр профиля

Re: Богослужение - общественный исихазм?
« Ответ #860 : 03 Март 2017, 10:08:08 »
Матрица... 

Мать, отрицать свою принадлежность матрице могут не только свободные, но и гордые. :roll: Если Вас задевают мои слова, то бросайте мне назад, однако мяч чуть придержите и поймите, что эта проблема касается многих (всех кто пытается выйти из матрицы), а не только Ваша или моя.

Реальность же такова

Такова она у Вас, применительно к себя самой. Это не значит, что Ваша реальность не принимается мной или даже (берем выше) Священным Преданием, вполне принимается, но утверждать, что сказанное Св.Бернардом Клервосским является неким обязательным ключом для получения откровения для всех, нельзя. Мне ближе язык и образ мышления Восточных отцов Церкви, это не значит, что я отрицаю путь западных отцов Церкви.

Слово Божие нельзя закольцовывать, оно живет всегда, оно в движении. "Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.". Слова Бернарда приведенные Вами вполне можно продолжить в потоке этих слов Иисуса, и тогда смыслы заиграют новыми красками и откровениями.

P.S. Когда (если не ошибаюсь) св. Герман Аляскинский переводил молитву Отче наш на алеутский язык, то ему пришлось заменить "Хлеб наш насущный" на "Рыбу нашу насущную", иначе для аборигенов терялся смысл молитвы (что такое хлеб они не понимали) мы же не будем говорить, что Герман Аляскинский извратил смысл молитвы Господней.

« Последнее редактирование: 03 Март 2017, 10:38:25 от Svod »
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Богослужение - общественный исихазм?
« Ответ #861 : 03 Март 2017, 11:08:40 »
Alexander, слушай, а ты не вбрасывай, пожалуйста, таких подмен - я никого не учил тут. Ни Сергия, ни Свода. Учит тут только Краевед, которого ты в упор не увидишь. Вот и подумай о своей объективности...

Skylander

  • Сообщений: 2210
    • Просмотр профиля

Re: Богослужение - общественный исихазм?
« Ответ #862 : 03 Март 2017, 11:10:29 »
Я сегодня в метро по дороге домой (после вышеуказанного вопроса) читал Чехова: "Черный монах" (выбор пал случайно). Там есть если не весь ответ, но значительная его часть. Но чтобы понять надо прочитать. Прочитайте, всем советую, одно из лучших чеховских произведений, даже не в контексте вопроса.
Читать в транспорте не советую - перенапрягает глаза от тряски. "Чёрный монах" - жуть, описание распадающейся психики человека, который к тому же частично осознаёт что с ним происходит. Ещё и двоих доверившихся ему раздавил.

Причастие (одна из его граней), как жертва с нашей стороны.
Не раскроете мысль? Никогда так не видел.

Вижу причастие как Таинство, непосредственно данное Господом в помощь тем кто стремится к Нему. Воспринимается по разному, чаще как хороший удар по внутренним бесам.

svod

  • Сообщений: 3875
    • Просмотр профиля

Re: Богослужение - общественный исихазм?
« Ответ #863 : 03 Март 2017, 12:21:26 »

Читать в транспорте не советую - перенапрягает глаза от тряски.

В метро не трясет. Это моя изба - читальня.

"Чёрный монах" - жуть, описание распадающейся психики человека, который к тому же частично осознаёт что с ним происходит. Ещё и двоих доверившихся ему раздавил.

Чехов, не святой отец. К тому же - это художественное произведение. Его надо читать, и ... сопереживать что ли, на то оно и искусство. Уметь видеть душу писавшего о другом, который не есть ты, но ты видишь и себя и другого и писавшего. Луч истины там есть, есть и жуть. Жуть перестать быть собой. Жуть -  жить только ради фруктового сада. Жуть - пропустить встречу с Богом.

Чехов умеет пробудить в сердце жалость, милость, любовь к человеку, я не о сатире его, а о драматических рассказах и повестях. Пьесы не читаю.

Тук, тук... мы люди, а не небожители со стажем. Имейте милость к ближним, к дальним, просто ко всякому человеку. Распахните сердце.

Был задан вопрос. Вы готовы к смерти? Этот рассказ очень красноречиво описывает неготовность к смерти,  одновременно и милость к падшим. Надежда на спасения, там за горизонтом.

Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Богослужение - общественный исихазм?
« Ответ #864 : 03 Март 2017, 12:25:07 »
elm, очень хорошо: Вы не учите, и я не баню, а отправляю Вас в заслуженный отпуск до конца поста.

svod

  • Сообщений: 3875
    • Просмотр профиля

Re: Богослужение - общественный исихазм?
« Ответ #865 : 03 Март 2017, 12:33:24 »
Бан есть бан, как его не назови. К концу поста останутся. "Я да ты, да мы с тобой".
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Богослужение - общественный исихазм?
« Ответ #866 : 03 Март 2017, 12:55:28 »
Бан есть бан, как его не назови. К концу поста останутся. "Я да ты, да мы с тобой".

Есть и противоположная опасность - заболтать. И что делать с участником, у которого градус хамского ведения разговора крепчает, несмотря на замечания? При этом он не блещет чистотой ума, осуждает, передергивает - и уверен в своем выборе. Это уже не первый бан. Прошлый подействовал. Надеюсь, и этот поможет.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Богослужение - общественный исихазм?
« Ответ #867 : 03 Март 2017, 13:51:01 »
Слегка почистил. Лили и Светлана, если у Вас диалог не получается, старайтесь как бы не замечать друг друга, пожалуйста.

Skylander

  • Сообщений: 2210
    • Просмотр профиля

Re: Богослужение - общественный исихазм?
« Ответ #868 : 03 Март 2017, 14:51:15 »
В метро не трясет. Это моя изба - читальня.
Трясёт конечно поменьше, но всё равно есть, что излишне напрягает глаза. По моим ощущениям лучше читать в неподвижности.

Луч истины там есть, есть и жуть.
Луча света в рассказе не заметил. Мрачноватый.

Был задан вопрос. Вы готовы к смерти? Этот рассказ очень красноречиво описывает неготовность к смерти,  одновременно и милость к падшим. Надежда на спасения, там за горизонтом.
Готовность к смерти в рассказе не рассматривается, скорее этапы развития мании величия. Окончательный выбор в безумие он сделал когда после выздоровления отказался вернуться к радости жизни и начал изводить своих ближних.

Ибсена читали? Вот уж кто жжёт.

lily

  • 3
  • Сообщений: 3665
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Богослужение - общественный исихазм?
« Ответ #869 : 03 Март 2017, 15:05:13 »
Svod, Бернарда я читала довольно большими кусками, особенно проповеди на Песнь Песней, которых нет на русском. Не просто читала, но и общаюсь с белыми бенедиктинцами, происходящими из той ветви традиции. Мне нечего взять у поздних восточных отцов, которые закрыли женский путь и женские посвящения. Даже по делам заметно, что Св.Бернард - это очень высокий уровень, от него происходят реформированные бенедиктинцы (отказавшиеся от обилия изображений, чтобы сконцентрироваться на внутреннем), тамплиеры разных ветвей (включая Данте, поместившего Бернарда в 33ю песнь Рая) и готический стиль в архитектуре. Неплохой послужной список. И совсем не случайно он пишет не только о мужском, но и женском пути. В России вроде бы школа Св.Сергия отличалась особым почитанием Богородицы, но текстов нет, или они мне не известны (где тексты кстати?).

      40 Возлюбленный и чтимый богом взор
      Нам показал, к молящему склоненный,
      Что милостивым будет приговор;

      43 Затем вознесся в Свет Неомраченный,
      Куда нельзя и думать, чтоб летел
      Вовеки взор чей-либо сотворенный.

      46 И я, уже предчувствуя предел
      Всех вожделений, поневоле, страстно
      Предельным ожиданьем пламенел.

      49 Бернард с улыбкой показал безгласно,
      Что он меня взглянуть наверх зовет;
      Но я уже так сделал самовластно.

      52 Мои глаза, с которых спал налет,
      Все глубже и все глубже уходили
      В высокий свет, который правда льет.

Перевод как обычно крив, там в оригинале никак не "страстно предельным ожиданьем пламенел", а "во мне прекратился жар вожделения". В конце "луч высокого света, который истинен в себе (или сам по себе)" с явной отсылкой к Иоанну 1 (Свет истинный). Может Ольга Седакова переведет лучше, а то Лозинского читать почти невозможно, выворачивает смысл наизнанку.
« Последнее редактирование: 03 Март 2017, 15:37:30 от lily »
And death shall have no dominion