А что такое царственное священство? У нас в епархии был в этом году съезд на эту тему, о мирянах, о царственном священстве в частности. Если прислушаться к святому Максиму Исповеднику, то он говорит, что человек был создан для того, чтобы всю тварь привести к Богу, что он создан как участник двух миров: вещественного и духовного, он в себе совмещает эти два полюса. И в этом смысле всякий верующий в Церкви является священником, то есть человеком, который освящает тварь, который делает ее святой, что значит - Богу посвященной и пронизанной Божественной благодатью. Это призвание каждого христианина, не только священника; у священника есть своя задача, о чем я еще скажу. И мирянин это не только человек, который живет «в миру», это человек, который Христом послан в мир для того, чтобы все, к чему он прикоснется, сделать святыней: он священник в этом отношении.
(Антоний Сурожский)
Я не согласна. Совсем так не вижу...
В мире намного больше сил, чем две - священники и стадо, как ему это хочется видеть. И он намеренно обходит стороной вопрос святости. Жрец и есть жрец.
Что или кто стоит за историей, за переменами в сознании, за системой образования и картиной мира, кто управляет людскими потоками и куда они идут? У жрецов до невозможности плоская и убогая картина мира. Кому-то очень удобно, чтобы она была единственно правильной. Я не уверена, что этот кто-то хочет нашего спасения и блага. Люди не освящают, а творят как и сами сотворены, реализуя свое богоподобие, если их творения находятся в согласии с волей и замыслом Творца. Жрец не творит, он жертвует, пожирает - слово того же корня, отсюда такая ограниченность мировосприятия. Даже если использовать более нейтральное слово - освящает, суть не меняется, он не создает, а использует готовое. Тут фундаментальная разница. Простой пример: древний посвященный иконописец должен был понимать духовный мир, созерцать его духовным взором, и уметь воспроизводить его структуры на плоскости стены или доски, жрецу достаточно полить водичкой пробубнив пару заученных фраз. Небо и земля. При этом кому-то очень удобно, что икона становится иконой не благодаря посвящению и духовному труду художника, а благодаря водичке жреца. Поэтому имеет что имеем... "ой у нас ксерокопия иконы замироточила".
Так не только с искусством, а с любым действием - надо попадать в структуру, но структура духовного мира находится за пределами парадигмы священник-мирянин, и даже за пределами парадигмы вещественное-духовное.
Жреческая парадигма плоха тем, что обессмысливает человеческую жизнь.
Сто за одно
Басня авторства Леонардо да Винчи
В субботний день священник отправился благословлять своих прихожан и собирать пожертвования на строительство храма.
Под вечер забрёл он в дом к местному художнику. Поднявшись к нему в мастерскую, священник принялся с таким усердием размахивать кропилом со святой водой, что замочил листы с рисунками для предстоящих фресковых росписей.
Видя, что работа испорчена, художник не на шутку рассердился. Дабы замять свою оплошность, священник принялся его успокаивать:
— Не гневись, сын мой, таков обычай! И я поступаю так, как повелевает мне долг, ибо знаю, что тем самым творю доброе дело. Всяк, поступающий праведно, должен с надеждой уповать на слова Всевышнего: «За каждое доброе деяние на земле да вознаградит нас небо сторицей! Сто за одно!» Запомни эти слова и не серчай.
Художник подождал, пока словоохотливый проповедник выйдет из мастерской, а затем подбежал к окну. Видя, что священник выходит на улицу, он вылил ему на голову целое ведро воды.
— Принимай, святой отец! — прокричал художник из окна. — Вот тебе вознаграждение сторицей с неба за испорченные рисунки! Сто за одно!