Митр. Иларион Алфеев заявил в телепрограмме "Церковь и мир", что государство должно финансировать Церковь. Мол, капитала нет - большевики всё конфисковали. Прихожане бедные, в отличие от Запада - ведь зарплаты и пенсии в России секвестированы. Епископы вынуждены тратить время на поиск спонсоров, "и это, конечно, ситуация ненормальная".
Десять лет назад, отправившись в Англию на смену митр. Антонию, Алфеев потряс британцев обещаниями золотых гор от спонсоров. Конечно, финансирование по линии внешней разведки одно, а по линии внутренней - совсем другое.
Вместо того, чтобы требовать платить сполна зарплаты и пенсии, архиерей требует казённых денег. Взять их можно лишь, ещё более урезав те же зарплаты и пенсии. Конечно, просить денег у одного кесаря легче, чем просить денег у миллионов граждан.
Поведение верхушки РПЦ точно такое же, как и любого бизнеса в России: ликвидировать зависимость от потребителя, добиться казённой монополии, при которой качество производимого продукта не имеет значения. "Защита отечественного производителя" - так новояз называет защиту русской халтуры. О'Генри создал "Трест, который лопнул": фельетон про городок, отрезанный наводнением от окружающего мира, где установили монополию на алкоголь ради сверхдоходов. Вся Россия такой трест, только наводнение не на улицах, а в головах. Люди ворчат на высокие цены за низкое качество (низкое качество всего, от жилья и еды до религиозной проповеди), но не бунтуют. Ведь дороже качества им безопасность, которую они отождествляют с самоизоляцией.
Яков Кротов.
Заявления о том, что церковь должна иметь стабильные источники дохода, которыми не являются ни пожертвования (что очевидно), ни коммерческая деятельность в условиях рыночной экономики, -- это ведь прямая заявка на то, что стабильность церкви и "церковная деятельность" не должна зависеть ни от прихожан, ни даже от всех ее доброжелателей вкупе (в число которых обычно входят разные люди, а не только прихожане), ни даже вообще от социальной востребованности, хотя бы чисто экономической.
Это естественное требование тогда, когда церковь становится государственным институтом. тогда, как всякое министерство, она не должна зависеть от сознательной заинтересованности граждан в ее деятельности. это, собственно, и было программой иосифлянства в 16 веке.
Но сейчас это ведь просто признание в том, что мы, мол, и не планируем стараться сделать свою деятельность востребованной в обществе - не только духовно востребованной, но даже востребованной экономически, когда мы, РПЦ выступаем в качестве производителя товаров религиозного назначения и монополиста на рынке ритуальных услуг; мы, вместо этого, хотим, чтобы Хозяин пообещал нас всегда сытно кормить, и за это вилять хвостом мы согласны только перед Хозяином.
Между прочим, у Хозяина в этом случае возникает проблема: как различить ни к чему не обязывающее виляние хвостом и действительно верное исполнение его команд.
Григорий Лурье.