Исихазм

Автор Тема: Душа тварна или нет?  (Прочитано 37501 раз)

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Душа тварна или нет?
« Ответ #30 : 24 Февраль 2010, 22:46:15 »
Andreas
Цитировать
Если бы душа человека имела нетварную природу, это означало бы что в человеке пребывает Бог своим существом - как в Иисусе Христе. А это ересь.

Может чейто  гордыне не нравится, но человек рождается как обычное животное но с безграничной перспективой развития.
Человек имеет возможность "приближаться" к Богу посредством обОжения. Путём стяжания благодати Духа Святого. А не потому что рождается "кусочком" Бога.

Некоторые люди так и остались в начальной фазе скота, причем комфортно себя чувствуют.

Уж не своими словами, не обессудьте;
"Бог сотворил человека "из праха земного", то есть из материи. Человек есть, таким образом, плоть от плоти земли, из которой он вылеплен руками Божьими. Но Бог также "вдунул в него дыхание жизни, и стал человек душою живою" (Быт. 2:7). Будучи "перстным", земным, человек получает некое Божественное начало, залог своей приобщенности к Божественному бытию: "Сотворив Адама по образу и подобию Своему, Бог через вдуновение вложил в него благодать, просвещение и луч Всесвятого Духа" (Анастасий Синаит).[2] "Дыхание жизни" можно понимать как Святой Дух (и "дыхание", и "дух" в греческой Библии обозначаются одним термином pneuma). Человек причастен Божеству по самому акту творения и потому кардинальным образом отличается от всех прочих живых существ....

 Человек есть богочеловек по своему потенциалу. "
                                       Человек. Сотворение человека.   Игумен Иларион (Алфеев)
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

юнга

  • Сообщений: 1213
  • Максим, православный
    • Просмотр профиля

Re: Душа тварна или нет?
« Ответ #31 : 24 Февраль 2010, 22:55:03 »
 Различение между сущностью и энергиями – основа православного учения о благодати – позволяет сохранить подлинный смысл выражения апостола Петра: "причастники Божеского естества" (2 Пет. 1, 4). Соединение, к которому мы призваны, не есть ни соединение ипостасное, как для человеческой природы Христа, ни соединение сущностное, как для трех Лиц Пресвятой Троицы. Это соединение с Богом в Его энергиях, или соединение по благодати, "причащающей" нас Божественному естеству без того, чтобы наше естество стало от этого естеством Божественным. По учению святого Максима Исповедника , в состоянии обожения мы по благодати, то есть посредством Божественных энергий, обладаем всем тем, чем обладает Бог по Своей природе, кроме тождества с Его природой cwriV thi kat ousian tautothta). Становясь богами по благодати, мы остаемся тварными, так же как Христос, став человеком по воплощению, оставался Богом..
В каком отношении можем мы входить в единение с Пресвятой Троицей? Если в какой-то определенный момент мы могли бы оказаться соединенными с самим естеством Божиим, хотя бы в какой-то мере в нем участвовать, мы не были бы в тот момент тем, что мы есть, мы были бы Богом по природе. Бог не был бы тогда Богом-Троицей, а Богом "тысячеипостасным" (muriupostatoV), ибо Он имел бы столько же ипостасей, сколько было бы лиц, причастных Его сущности. Из этого следует, что Бог по Своей сущности остается нам недоступным. Можно ли сказать, что мы соединяемся с одной из трех Божественных Ипостасей? Но это было бы ипостасным соединением, присущим Одному только Сыну, Богу, ставшему человеком и пребывавшему вторым Лицом Пресвятой Троицы. Хотя мы и обладаем той же человеческой природой, хотя и получаем во Христе наименование сынов Божиих, мы, тем не менее, в силу Его воплощения не становимся Божественной ипостасью Сына. Значит, мы не можем быть участниками ни сущности, ни Ипостасей Святой Троицы. Однако обещание Бога не может быть иллюзией: мы призваны к тому, чтобы приобщиться Божественной природе. Следовательно, надо исповедовать в Боге некое неизреченное различение, отличное от различения сущности и Лиц, такое различение, по которому Он был бы и совершенно недоступным, и во многих отношениях доступным. Это – различение в Боге сущности или, в собственном смысле слова, природы, неприступной, непознаваемой, несообщаемой, и энергий или божественных действий, природных сил, неотделимых от сущности, в которых Бог действует во вне, Себя проявляя, сообщая, отдавая: "Озарение и благодать Божественная и обожающая – не сущность, но энергия Божия" [Св. Григорий Палама. Главы физические, богословские, нравственные и практические], она – "энергия общая и Божественная сила и действие Триипостасного Бога" [Там же]. Таким образом, по учению святого Григория Паламы, когда мы говорим, что Божественная природа приобщаема не в самой себе, а в ее энергиях, мы остаемся в пределах благочестия" [Там же].
В.Н.Лосский. ОЧЕРК МИСТИЧЕСКОГО БОГОСЛОВИЯ ВОСТОЧНОЙ ЦЕРКВИ. ( Раздел: Нетварные энергии) http://psylib.org.ua/books/lossv01/index.htm

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Душа тварна или нет?
« Ответ #32 : 24 Февраль 2010, 23:21:12 »
Молчу, яко есмь тварь. :-)
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Kartograf

  • Сообщений: 210
    • Просмотр профиля

Re: Душа тварна или нет?
« Ответ #33 : 25 Февраль 2010, 00:13:52 »
Что Вы разбушевались,Kartograf :wink:? Хотя отцы утверждают что душа "созданная Богом самостоятельная, бессмертная, личная, разумно-свободная сущность, отличная от тела.
Но...не понимается о чем идет речь...
... запутанная нерешенность...
Не понимается, поскольку снова вернулись к сепулькам. И не поймётся. Никогда! Никто не знает, что такое сепулька!
Поймите - Библия говорит о простых вещах - о том, что у нас у всех лежит перед носом. Вам нравится рассуждать о сепульках? Дело ваше. Толочь воду в ступе увлекательно - создаётся видимость жизнедеятельности. Ответ на заданный в заглавии темы вопрос, как и на множество других без конца пережевываемых на этом и других православных форумах вам был предложен.

Srub

  • Сообщений: 62
    • Просмотр профиля

Re: Душа тварна или нет?
« Ответ #34 : 25 Февраль 2010, 02:30:11 »
да.

viktor-sher

  • Сообщений: 218
    • Просмотр профиля

Re: Душа тварна или нет?
« Ответ #35 : 25 Февраль 2010, 10:01:31 »
Вот, только сейчас дошло и че я такой тупой? Все так просто.
Душа тварна, потому что соТВАРена. Все тварно, что сотворено.
И в то же время, наша душа не материальна, т.к. не подходит ни к одному из 4
элементов материи, имею ввиду: земля, вода, воздух, огонь.
 Или я опять ошибаюсь?

Attraction

  • Гость
Re: Душа тварна или нет?
« Ответ #36 : 25 Февраль 2010, 10:10:30 »
Эфир еще есть..как Пятый элемент)))))))

юнга

  • Сообщений: 1213
  • Максим, православный
    • Просмотр профиля

Re: Душа тварна или нет?
« Ответ #37 : 25 Февраль 2010, 12:03:14 »
Цитата:  viktor-sher
Душа тварна, потому что соТВАРена. Все тварно, что сотворено.
И в то же время, наша душа не материальна, т.к. не подходит ни к одному из 4
элементов материи, имею ввиду: земля, вода, воздух, огонь.
 "О бестелесном где бы ни было. Бестелесное, невидимое, не имеющее фигуры мы понимаем двояким образом. Одно таково по своему существу, другое же по благодати; одно таково по природе, другое по сравнению с грубою вещественностью материи.

Итак, по природе бестелесным называется Бог; ангелы же, демоны и души получают такое название по благодати и по сравнению с грубой вещественностью материи.  "преп.Иоанн Дамаскин "Точное изложение православной веры" (О человеке) Тут Андреас высказал мысль , что это другое состояние материи... Мне тоже так казалось. Но всё же тогда, имхо придётся признать некое первовещество, а мир сотворен из ничего. И в Бытии сказано: " Вначале сотворил Бог небо и землю". То есть духовные , бестелесные сначала, а затем материальные, но не как производное из бестелесного... Или бы тогда звучало: "вначале Бог создал материю" Не материальное значит не материальное :-) В любом случае тварное познаваемо в своей сущности, а Бог нет.

Andreas

  • Сообщений: 1408
    • Просмотр профиля

Re: Душа тварна или нет?
« Ответ #38 : 25 Февраль 2010, 12:57:51 »
Тут Андреас высказал мысль , что это другое состояние материи... Мне тоже так казалось. Но всё же тогда, имхо придётся признать некое первовещество, а мир сотворен из ничего. И в Бытии сказано: " Вначале сотворил Бог небо и землю". То есть духовные , бестелесные сначала, а затем материальные, но не как производное из бестелесного... Или бы тогда звучало: "вначале Бог создал материю" Не материальное значит не материальное :-) В любом случае тварное познаваемо в своей сущности, а Бог нет.

Юнг, современная физика уже не различает материю от энергии.
Элементарная частица в прямолинейном движении - это энергия.
Элементарная частица замкнутая в циклоиду - основа атома - материи.
Так сказать те-же яйца, только с боку.

С нашей "колокольни" принято различать пять состояний вещества:
земля - твёрдое
вода - жидкое
воздух - газообразное
огонь - состояние плазмы
Эфир - состояние электромагнитного поля за границей вещества.

Но кто знает, сколько более тонких уровней находятся за пределами квантовой физики? Сколько ещё сверхтонких полей не открыто.
Ясно одно - ангельский мир намного тоньше электромагнитных и торсионных полей, иначе присутствие ангела/демона фиксировали бы простые приборы.

Современная физика переломила марксистскую терминологию "о свойствах материи". И теперь склонна говорить исключительно о свойствах энергии, так как "материя" это всего лишь одно название из тысячи форм энергии.

А энергии бесконечно меняясь в более тонкую форму, неумолимо ведут нас к той энергии о которой пишет Григор Палама.
Вы спрашиваете об энергии "первовещества". Своим грешным умом, я предполагаю, что Фаворский свет - это и есть первичная энергия, лежащая в основе бытия вселенной.

юнга

  • Сообщений: 1213
  • Максим, православный
    • Просмотр профиля

Re: Душа тварна или нет?
« Ответ #39 : 25 Февраль 2010, 13:20:57 »
Цитата: Andreas
Вы спрашиваете об энергии "первовещества". Своим грешным умом, я предполагаю, что Фаворский свет - это и есть первичная энергия, лежащая в основе бытия вселенной.
Каким образом "лежит" в  основе, можете пояснить?
Цитировать
А энергии бесконечно меняясь в более тонкую форму, неумолимо ведут нас к той энергии о которой пишет Григор Палама
Неумолимо это как? Что же, тогда речь об "истечении" тварного мира из Божества? Или нет?

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Душа тварна или нет?
« Ответ #40 : 25 Февраль 2010, 13:33:09 »
Andreas точно все написал.  Только вот это:
Цитировать
Вы спрашиваете об энергии "первовещества". Своим грешным умом, я предполагаю, что Фаворский свет - это и есть первичная энергия, лежащая в основе бытия вселенной.
круто взял. :-)
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Душа тварна или нет?
« Ответ #41 : 25 Февраль 2010, 13:36:46 »
Вообще-то отцы говорили, что Бог сказал и стало быть. А если смотреть с точки расщепления энергий, то нужно предположить, до какого состояние это расщепление может реализовать себя чтобы стАть НИЧТО.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

юнга

  • Сообщений: 1213
  • Максим, православный
    • Просмотр профиля

Re: Душа тварна или нет?
« Ответ #42 : 25 Февраль 2010, 13:46:06 »
Вообще-то отцы говорили, что Бог сказал и стало быть. А если смотреть с точки расщепления энергий, то нужно предположить, до какого состояние это расщепление может реализовать себя чтобы стАть НИЧТО.
Как известно материя не может стать ничем. А если предположить что может, то тогда и мир сам собой мог возникнуть.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Душа тварна или нет?
« Ответ #43 : 25 Февраль 2010, 13:54:51 »
юнга
Цитировать
Как известно материя не может стать ничем. А если предположить что может, то тогда и мир сам собой мог возникнуть.


«Есть многое на свете друг Гарацио, что и не снилось нашим мудрецам! ..." Мир сам собой возникнуть не смог бы без приложения умной воли...даже из ничего.

Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

юнга

  • Сообщений: 1213
  • Максим, православный
    • Просмотр профиля

Re: Душа тварна или нет?
« Ответ #44 : 25 Февраль 2010, 14:02:33 »
юнга
Цитировать
Как известно материя не может стать ничем. А если предположить что может, то тогда и мир сам собой мог возникнуть.


«Есть многое на свете друг Гарацио, что и не снилось нашим мудрецам! ..." Мир сам собой возникнуть не смог бы без приложения умной воли...даже из ничего.


Так с этим никто и не спорит :-) Разве об этом была речь.