Исихазм

Автор Тема: Александр Мень и молитвенная жизнь  (Прочитано 24565 раз)

Сергиенко

  • Сообщений: 361
    • Просмотр профиля

Re: Александр Мень и молитвенная жизнь
« Ответ #45 : 02 Март 2010, 18:34:15 »
Его нравственный подвиг налицо. Он был ярким проповедником в пустыне воинствующего безбожия.
Я часто думал раньше о нем, задавая себе вопрос почему он, уверовав во Христа не остался простым сельским батюшкой, заражая тихим огнем своей веры своих прихожан? Почему так искусительно ринулся на открытую проповедь среди образованщины и, особенно, среди своих соплеменников? Почему надо было издавать свои книги за границей? Почему надо было создавать противостоящую РПЦ и даже мятежную общину? Слава людская была более интересна, чем слава небесная? 

Aksuk

  • Сообщений: 453
    • Просмотр профиля

Re: Александр Мень и молитвенная жизнь
« Ответ #46 : 02 Март 2010, 18:41:23 »
Почему так искусительно ринулся на открытую проповедь среди образованщины и, особенно, среди своих соплеменников?

А как бы образованщина узнала еще о Христе? Как бы я узнал? Потому его и любят так, что он именно им, каждому лично открыл Христа.
р.б. Антонио

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Александр Мень и молитвенная жизнь
« Ответ #47 : 02 Март 2010, 18:44:14 »
 
Цитировать
Я часто думал раньше о нем, задавая себе вопрос почему он, уверовав во Христа не остался простым сельским батюшкой, заражая тихим огнем своей веры своих прихожан? Почему так искусительно ринулся на открытую проповедь среди образованщины и, особенно, среди своих соплеменников? Почему надо было издавать свои книги за границей? Почему надо было создавать противостоящую РПЦ и даже мятежную общину? Слава людская была более интересна, чем слава небесная?

Нет, нее думаю, что блеск славы имел решающее значение. В этом человеке был заложен такой потенциал, который невозможно, да и нужно ли было удерживать?
Опять таки "мятежная община". Антиквар правильно сказал о той эпохе, на которое выпало служение А.Меня. И не он создал мятежную общину, а общество "клиросное" признало ее таковой.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Andreas

  • Сообщений: 1408
    • Просмотр профиля

Re: Александр Мень и молитвенная жизнь
« Ответ #48 : 02 Март 2010, 18:44:21 »
Он был живой, в этом дело. Одновременно настоящий христианин (в льюисовском смысле) и канонически не православный. Это для Вас ведь не парадокс? :) Его вольности могут казаться кощунственными, но это наши проблемы, когда мы не можем вместить. Да, ум не может привести его проповедь к православному знаменателю. Но может бытть вместо того, чтобы соблазняться (это число неправильное! это число Зверя!) предположить его, ума, ограниченность? Или наличие более общего закона?

Я всё это понимаю и принимаю. Отнюдь ничем не соблазняюсь. Был бы он писателем-философом, что за вопросы! Но как говорится, назвался грибом - полезай в лукошко. Если его знаменатели не соответствовали православию, то рядиться в ризы батюшки морально нечистоплотно.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Александр Мень и молитвенная жизнь
« Ответ #49 : 02 Март 2010, 18:47:20 »
 К слову сказать, интеллигенция и "образовщина"-это два весьма трудно-подъемных камня.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Aksuk

  • Сообщений: 453
    • Просмотр профиля

Re: Александр Мень и молитвенная жизнь
« Ответ #50 : 02 Март 2010, 18:52:51 »
Если его знаменатели не соответствовали православию, то рядиться в ризы батюшки морально нечистоплотно.

У священномученика Павла Флоренского тоже не соответствовали, а ведь он был ориентиром для многих последующих, в том числе и для такого канонического мыслителя как Лосский. И у о. Сергия Булгакова, выдающегося церковного строителя (РПЦзр). Они не пытались смухлевать, они искали ответы, вот в чем дело. Можно говорить о дерзости о. Александра, но никакой выгоды от своего сана он не получал и не получил.
р.б. Антонио

Andreas

  • Сообщений: 1408
    • Просмотр профиля

Re: Александр Мень и молитвенная жизнь
« Ответ #51 : 02 Март 2010, 19:13:49 »

У священномученика Павла Флоренского тоже не соответствовали, а ведь он был ориентиром для многих последующих, в том числе и для такого канонического мыслителя как Лосский. И у о. Сергия Булгакова, выдающегося церковного строителя (РПЦзр). Они не пытались смухлевать, они искали ответы, вот в чем дело. Можно говорить о дерзости о. Александра, но никакой выгоды от своего сана он не получал и не получил.

Павел Флоренский был безупречен в своём следовании православному наследию. Он всю мощь своего ума употреблял на обоснование правильности канонического учения. А если касался спорных вопросов типа софиологии, то эти вопросы были максимально честно раскрыты.    А отец Александр, попросту отказался от православной "традиции", и не в малейшей степени не питал к ней интереса. Разве что, как к частному случаю "общехристианской" истории.

От священства он получил амвон, как я уже говорил.

kirill_mkv

  • Сообщений: 492
    • Просмотр профиля

Re: Александр Мень и молитвенная жизнь
« Ответ #52 : 02 Март 2010, 22:36:36 »
Мне довелось побывать на нескольких лекциях о. Александра Меня в 1989 году. Он был очень сильным проповедником. Я потом задумывался, для себя пытаясь разобраться, как это было, и в чем заключалась основа его некоторой особой убедительности? Пришел на данный момент к такому выводу. Он проповедовал не только некими словами, но и самим собой, вот что важно. Своим духовным состоянием.

Его речь отличается тем, что сообщает большое и несомненное чувство правды. Отсутствием лукавства, притворства. Кто слушал его, тот понимал, что человек несомненно говорит то, что он в действительности думает. Прп. Макарий Египетский отмечает "есть христиане на словах, а есть христиане на деле". Так вот, о. Александр - христианин на деле, соединяющий в себе правду, Истину, и человеколюбие. Этим то он и проповедует, в
первую очередь, собственным духом. Смел говорить правду, а это в мире сем во все времена большая редкость и как правило путь к мученичеству.

А я тогда совсем ничего про него не знал. Не читал его книг, не слышал о нем, хотя он для других был уже к тому
времени известен. Лекции были организованы в нашей школе. Я был школьником старших классов, и для меня эта встреча сначала виделась как: "ну вот, пришел теперь поп нас агитировать". Я к тому времени был интересующимся философией. В моих представлениях, у меня вроде как были некие убеждения, и главное научные и философские знания, информация, которой, как мне казались? со всей очевидностью не владеет "поп". Хорошо, как сейчас, помню свое настроение, с которым задал ему первый свой вопрос. С величественным видом и чувством надмения и высокомерия я стал журить "темноту-попа": "Ну как же можете Вы сейчас, в 20-м веке, когда люди летают в космос, и тысячи самолетов каждый день летают по небу, думать, что где то на облаке стоит некий трон, и на нем сидит дедушка с длинной седой бородой - Бог?!".. :)

И дальше все было в том же роде с моей стороны. Лекций было несколько, может быть, пять или десять. К сожалению, я тогда совсем не вел записи. Вопросов с моей стороны много было, порой в невежливом тоне. Спрашивали и другие. О. Александр терпеливо отвечал и все разъяснял. Как это было? Недавно я прослушал аудиоверсию книги протоиерея Валентина Свенцицкого "Диалоги" (http://www.predanie.ru/mp3/Svenicickiy/). Рекомендую всем, кто еще не знаком. Когда слушал, часто припоминал, что по духу мое тогдашнее общение с о. Александром было примерно таким как в этой книге у самолюбивого философа с терпеливым верующим.

"Бог есть Дух" - отвечал о. Александр на мой первый вопрос, "а антропоморфизм наших Его изображений в словесной или графической форме, связан с доступными для нас способами любви к Нему". Он рассказывал про апофатизм и катафатизм, помню мне трудно было запомнить эти термины. Еще труднее было принять то, что открывается за понятием апофатизма - необходимость живой веры. Кажется о. Александр ссылался на "Точное изложение православной веры" Иоанна Дамаскина или другие труды святых отцов. Вообще, это было характерно, что он указывал - где узнать больше, как проникнуть дальше, как стать лучше. Он учил собой, но не себе, а православному пути к свету Истины.

Еще вспоминаю, он рассказывал про христианское понимание человека, если верно помню, говоря о поклонении в духе и Истине. Для меня это было как то значимо, важно и прозвучало хорошим объяснением. В детском возрасте я пришел к теории, что "после построения коммунизма люди совсем откажутся от тела, и будут жить одним духом". На такую почву слова о духе душе и теле ложились хорошо.

Припоминаю еще, что я, или кто то еще, спрашивали, почему это одна половина христиан так ненавидит другую, имея в виду разделение православных и католиков. Он отвечал, что раскол - это трагедия, и что ненависть, это от тьмы, и есть потому есть тьма, омрачающая душу. Чтобы не осквернять души своей, следуйте путем православным, путем вашей бабушки и дедушки, но не загрязняйте себя ненавистью к другим.

Большое место в своих лекциях он уделял молитве. Он очень часто цитировал молитвы, на церковнославянском, и давая параллельно перевод их на русский, с учетом нашего незнания. По-моему, была специальная лекция по молитве "Отче наш". Простите, подробностей не могу привести, ничего не записывал и совсем мало что понимал.

Хорошо помню итог этих лекций лично для меня. После многих припирательств, когда я требовал доказательств, в эллинистическом духе, или как в науке, лучше бы как в геометрии, а о. Александр объяснял мне о недоказуемом, постигаемом религиозно, выше одной рациональной рассудочности в откровении, через содержание жизни, через любовь. В итоге он сказал, что нужна благодать чтобы постигнуть. "Обращайтесь к Богу внутри своего сердца! Просите Его, спрашивайте, говорите с Ним, любите Его". Так он сказал.

И это было все как то очень убедительно для меня. Я выучил "Отче наш", правда не как читал о. Александр, а в синодальном переводе, и стал ее иногда про себя повторять... Нерегулярно, и не всегда подобающе, и на все случаи жизни, и смерти. Однако это было уже другое дело, чем философские развлечения. Тогда же я в первый раз прочел и Евангелие, кажется на его лекциях его раздавали.

Уже только после того, как о. Александра убили, и то далеко не сразу, я узнал о нем больше. Чувства были сперва эгоистичны. Стало обидно, что не использовал как следует той возможности. И только много позже стало горько, что не смог быть даже на  прощании с ним, хотя ничего существенного этому не мешало...

Некоторые его ненавидят и теперь. На мой взгляд, это не его они ненавидят, а не ведают что творят. На самом деле, недуг их в том, они бы хотели ненавидеть хоть бы кого нибудь, хоть кого то. И не рациональные причины движут этим, но своего рода голод по чьей нибудь крови. Недуг этот тяжелый, и справиться с ним нелегко. Следует читать псалом 50, и да созиждутся стены Иерусалимские. Говорю это не со стороны, и не свысока, а как иногда испытывающий на себе прилоги этой страсти. Но главное - искреннее желание чтобы Бог излечил, не прятать склонность к ненависти к ближним, выплескивая ее потом на тех, на кого "типа можно". Не бежать от Врача. Ненавидящие могут обмануть людей, припрятав ненависть, и даже, может быть, себя самих, называя злобу свою добротой, поскольку не очень зрячи. Но ведь Бога они не обманут. Не получится, так как Бог в сердцах читает. И понимая это, не следует осквернять свою душу ненавистью. Не следует вместо стен Иерусалимских, вместо Храма,
строить в своей душе ад. Чтобы так и не остаться в своей постройке. Как пишет о. Александр: "Рай и ад мы носим
в себе сегодня и поэтому уносим с собой в вечность. Человек, несший в себе зло, вне Бога и остается наедине с этим злом."
Так что, желаю всем ненавидящим его скорейшего выздоровления.

А отцу Александру благодарен я за встречи, за разъяснение и научение азам, а за то свое наглое поведение и мучение его хоть теперь, с опозданием, прощения у него прошу. И бывает к помощи прибегаю, то припоминаю, другое читаю. Не мне одному, а многим он помогал, помогает и еще поможет. Царствие ему Небесное.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Александр Мень и молитвенная жизнь
« Ответ #53 : 02 Март 2010, 23:10:24 »
kirill_mkv, спасибо за живой рассказ.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Andreas

  • Сообщений: 1408
    • Просмотр профиля

Re: Александр Мень и молитвенная жизнь
« Ответ #54 : 02 Март 2010, 23:37:33 »
Подобную роль в моей судьбе, сыграла одна сельская бабушка.
Но книга Меня "Сын человеческий" объективно разрушает веру в Евангелие, и здесь ничего не поделаешь. Ваши воспоминания для вас дороги, но для меня они ничего не значат. Я считаю что о.Мень верил в Христа, но не верил в его божественность. В "сыне человеческом" он последовательно отрицает все евангельские чудеса. А то что отрицать невозможно, он просто не упоминает.

Хочешь проповедовать СВОЁ Евангелие - милости просим. Но не надо втюхивать что ты говоришь от имени православия. А то ведь, для его последователей сейчас сплошные непонятки: кем был он, и кто они сейчас сами.

Сергиенко

  • Сообщений: 361
    • Просмотр профиля

Re: Александр Мень и молитвенная жизнь
« Ответ #55 : 02 Март 2010, 23:45:50 »
Я считаю что о.Мень верил в Христа, но не верил в его божественность.
Подтверждаю сие мнение: о. Александру не далось центральное в Христианстве - Чудо Боговоплощения.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Александр Мень и молитвенная жизнь
« Ответ #56 : 03 Март 2010, 00:25:08 »
Я считаю что о.Мень верил в Христа, но не верил в его божественность.
Подтверждаю сие мнение: о. Александру не далось центральное в Христианстве - Чудо Боговоплощения.

   Не знаю, мне так кажется он об этом только и говорил.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Aksuk

  • Сообщений: 453
    • Просмотр профиля

Re: Александр Мень и молитвенная жизнь
« Ответ #57 : 03 Март 2010, 00:28:05 »
От священства он получил амвон, как я уже говорил.

И еще смерть как минимум. В том-то и дело, что он проповедовал и умер как настоящий священник.

Вспомнил еще вот что (возвращаясь к теме треда): первое упоминание о непрерывной молитве я услышал лет 10 назад от его ученика и последователя - Владимира Сорокина, одного из лучших наших экзегетов Ветхого Завета. Это были лекции по экзегетике в меневском институте, у Сорокина есть манера виртуозно переходить от толкований к проповеди. Помню, что ходил потом еще долго как герой "Странника" и все думал "да как же это можно - непрестанно молитися?" :)
р.б. Антонио

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Александр Мень и молитвенная жизнь
« Ответ #58 : 03 Март 2010, 00:48:33 »
Andreas
 l
Цитировать
Я считаю что о.Мень верил в Христа, но не верил в его божественность. В "сыне человеческом" он последовательно отрицает все евангельские чудеса. А то что отрицать невозможно, он просто не упоминает.

Ну уж нет, простите. Да, А. Мень  очень зримо воспроизводит всю историческую  атмосферу жизни Христа, не зацикливаясь особо на чудесах,но он их и не отрицает,как Вы пытаетесь утверждать, ибо зачем ему тогда говорить(в"сыне человеческом" )  о первом чуде превращения воды в вино как проявлении власти Христа над природой. И этим сказано все. А Вам наверное хотелось, чтобы он в мельчайших подробностях описывал и анализировал чудесные исцеления и т.п. По всей вероятности цель написании этой книги была иная.
Можете привести пример из его книги или публикаций хоть одно место, которое можно было бы рассматривать, именно, как Меневское отрицание чудес Христа?
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

kirill_mkv

  • Сообщений: 492
    • Просмотр профиля

Re: Александр Мень и молитвенная жизнь
« Ответ #59 : 03 Март 2010, 01:38:31 »
Andreas, Сергиенко
Прежде, чем продолжать разговор, прошу вас обоих искренне и нелукаво ответить на вопрос: Вы ненавидите о. Александра Меня?