Мне довелось побывать на нескольких лекциях о. Александра Меня в 1989 году. Он был очень сильным проповедником. Я потом задумывался, для себя пытаясь разобраться, как это было, и в чем заключалась основа его некоторой особой убедительности? Пришел на данный момент к такому выводу. Он проповедовал не только некими словами, но и самим собой, вот что важно. Своим духовным состоянием.
Его речь отличается тем, что сообщает большое и несомненное чувство правды. Отсутствием лукавства, притворства. Кто слушал его, тот понимал, что человек несомненно говорит то, что он в действительности думает. Прп. Макарий Египетский отмечает "есть христиане на словах, а есть христиане на деле". Так вот, о. Александр - христианин на деле, соединяющий в себе правду, Истину, и человеколюбие. Этим то он и проповедует, в
первую очередь, собственным духом. Смел говорить правду, а это в мире сем во все времена большая редкость и как правило путь к мученичеству.
А я тогда совсем ничего про него не знал. Не читал его книг, не слышал о нем, хотя он для других был уже к тому
времени известен. Лекции были организованы в нашей школе. Я был школьником старших классов, и для меня эта встреча сначала виделась как: "ну вот, пришел теперь поп нас агитировать". Я к тому времени был интересующимся философией. В моих представлениях, у меня вроде как были некие убеждения, и главное научные и философские знания, информация, которой, как мне казались? со всей очевидностью не владеет "поп". Хорошо, как сейчас, помню свое настроение, с которым задал ему первый свой вопрос. С величественным видом и чувством надмения и высокомерия я стал журить "темноту-попа": "Ну как же можете Вы сейчас, в 20-м веке, когда люди летают в космос, и тысячи самолетов каждый день летают по небу, думать, что где то на облаке стоит некий трон, и на нем сидит дедушка с длинной седой бородой - Бог?!"..
И дальше все было в том же роде с моей стороны. Лекций было несколько, может быть, пять или десять. К сожалению, я тогда совсем не вел записи. Вопросов с моей стороны много было, порой в невежливом тоне. Спрашивали и другие. О. Александр терпеливо отвечал и все разъяснял. Как это было? Недавно я прослушал аудиоверсию книги протоиерея Валентина Свенцицкого "Диалоги" (
http://www.predanie.ru/mp3/Svenicickiy/). Рекомендую всем, кто еще не знаком. Когда слушал, часто припоминал, что по духу мое тогдашнее общение с о. Александром было примерно таким как в этой книге у самолюбивого философа с терпеливым верующим.
"Бог есть Дух" - отвечал о. Александр на мой первый вопрос, "а антропоморфизм наших Его изображений в словесной или графической форме, связан с доступными для нас способами любви к Нему". Он рассказывал про апофатизм и катафатизм, помню мне трудно было запомнить эти термины. Еще труднее было принять то, что открывается за понятием апофатизма - необходимость живой веры. Кажется о. Александр ссылался на "Точное изложение православной веры" Иоанна Дамаскина или другие труды святых отцов. Вообще, это было характерно, что он указывал - где узнать больше, как проникнуть дальше, как стать лучше. Он учил собой, но не себе, а православному пути к свету Истины.
Еще вспоминаю, он рассказывал про христианское понимание человека, если верно помню, говоря о поклонении в духе и Истине. Для меня это было как то значимо, важно и прозвучало хорошим объяснением. В детском возрасте я пришел к теории, что "после построения коммунизма люди совсем откажутся от тела, и будут жить одним духом". На такую почву слова о духе душе и теле ложились хорошо.
Припоминаю еще, что я, или кто то еще, спрашивали, почему это одна половина христиан так ненавидит другую, имея в виду разделение православных и католиков. Он отвечал, что раскол - это трагедия, и что ненависть, это от тьмы, и есть потому есть тьма, омрачающая душу. Чтобы не осквернять души своей, следуйте путем православным, путем вашей бабушки и дедушки, но не загрязняйте себя ненавистью к другим.
Большое место в своих лекциях он уделял молитве. Он очень часто цитировал молитвы, на церковнославянском, и давая параллельно перевод их на русский, с учетом нашего незнания. По-моему, была специальная лекция по молитве "Отче наш". Простите, подробностей не могу привести, ничего не записывал и совсем мало что понимал.
Хорошо помню итог этих лекций лично для меня. После многих припирательств, когда я требовал доказательств, в эллинистическом духе, или как в науке, лучше бы как в геометрии, а о. Александр объяснял мне о недоказуемом, постигаемом религиозно, выше одной рациональной рассудочности в откровении, через содержание жизни, через любовь. В итоге он сказал, что нужна благодать чтобы постигнуть. "Обращайтесь к Богу внутри своего сердца! Просите Его, спрашивайте, говорите с Ним, любите Его". Так он сказал.
И это было все как то очень убедительно для меня. Я выучил "Отче наш", правда не как читал о. Александр, а в синодальном переводе, и стал ее иногда про себя повторять... Нерегулярно, и не всегда подобающе, и на все случаи жизни, и смерти. Однако это было уже другое дело, чем философские развлечения. Тогда же я в первый раз прочел и Евангелие, кажется на его лекциях его раздавали.
Уже только после того, как о. Александра убили, и то далеко не сразу, я узнал о нем больше. Чувства были сперва эгоистичны. Стало обидно, что не использовал как следует той возможности. И только много позже стало горько, что не смог быть даже на прощании с ним, хотя ничего существенного этому не мешало...
Некоторые его ненавидят и теперь. На мой взгляд, это не его они ненавидят, а не ведают что творят. На самом деле, недуг их в том, они бы хотели ненавидеть хоть бы кого нибудь, хоть кого то. И не рациональные причины движут этим, но своего рода голод по чьей нибудь крови. Недуг этот тяжелый, и справиться с ним нелегко. Следует читать псалом 50, и да созиждутся стены Иерусалимские. Говорю это не со стороны, и не свысока, а как иногда испытывающий на себе прилоги этой страсти. Но главное - искреннее желание чтобы Бог излечил, не прятать склонность к ненависти к ближним, выплескивая ее потом на тех, на кого "типа можно". Не бежать от Врача. Ненавидящие могут обмануть людей, припрятав ненависть, и даже, может быть, себя самих, называя злобу свою добротой, поскольку не очень зрячи. Но ведь Бога они не обманут. Не получится, так как Бог в сердцах читает. И понимая это, не следует осквернять свою душу ненавистью. Не следует вместо стен Иерусалимских, вместо Храма,
строить в своей душе ад. Чтобы так и не остаться в своей постройке. Как пишет о. Александр:
"Рай и ад мы носим
в себе сегодня и поэтому уносим с собой в вечность. Человек, несший в себе зло, вне Бога и остается наедине с этим злом." Так что, желаю всем ненавидящим его скорейшего выздоровления.
А отцу Александру благодарен я за встречи, за разъяснение и научение азам, а за то свое наглое поведение и мучение его хоть теперь, с опозданием, прощения у него прошу. И бывает к помощи прибегаю, то припоминаю, другое читаю. Не мне одному, а многим он помогал, помогает и еще поможет. Царствие ему Небесное.