Мною пережит мистический опыт единения с Господом в одной большой Любви. Этот опыт был получен неожиданно в результате моего стремления постигнуть на пути исихазма Пресвятую Троицу.
Всем известно, что Откровение о Пресвятой Троице - глубокая тайна веры. Создатели тринитарного богословия (святые Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов и др.) лишь приоткрывают истину, данную в Откровении в Священном Писании. "Здесь предел того", — замечает св. Афанасий Великий, — "что херувимы закрывают крыльями". Поэтому хочу поделиться тем, что мне открылось в моем исихастском опыте.
Я внезапно в общении с Господом осознал, что в принципе Пресвятой Троицы содержится всеобщий божественный метафизический принцип – принцип мироздания. И он обладает абсолютным внутренним единством и абсолютной полнотой содержания, и связь его с тем, что из него объясняется, абсолютно ясная и внутренне обязательная. Но, чтобы его постичь, нужна Божья помощь. Она помогает преодолеть иллюзию дуальности мира и мышления человека. На пути постижения Троицы расположены иллюзорная субъектно-объектная дихотомия и иллюзия причинно-следственной дуальности. И как стало понятно, земной человеческий ум сам не преодолевает эти препятствия.
В мистическом опыте я вдруг стал вникать в Откровение Господа о Пресвятой Троице, содержащееся в Библии: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему (Ветхий завет, Бытие, Глава 1). «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (От Иоанна, глава 1).
Внезапно пришло осознание, что «У Творца (у Бога) Слово: Бог. И пришло постижение ответа. - Отец (Бог), я Слово Твое, не совсем Ты (Бог, но другая ипостась его), во мне Образ Твой (Богообраз), я Бог-Сын и предвечно рождаюсь от Тебя,- такой ответ (Бога-Богу) содержится в том же Слове «Бог», - Отец (Бог), и я, Святой Дух (Бог), не совсем Ты (Бог, но другая ипостась) и не совсем Образ Твой, во мне Подобие Твое (Богоподобие) и я исхожу от Тебя. И Мы с Тобой Богом-Отцом, Творцом суть едины, одна воля, общее желание и единственное дело. Мы суть любовь, Сын Божий единосущен и равночестен Отцу, также и Дух Святой; Отец, Сын и Святой Дух — един Бог».
В слове «Бог» заключен парадоксально безначальный замкнутый и одновременно открытый цикл творения. Парадоксальным образом сотворяется «замкнутая» Троица, но она одновременно открытая «первопричинообразующая» система творения (у нее есть направленность вовне – в мир), и происходит вечный акт творения. И Троица – это Божественный принцип, поскольку одним из обязательных элементов в этой системе является абсолютная субъектность Господа в ней. Сам по себе тринитарный принцип не имеет никакого смысла без этой Божественной субъектности. Пока Воля Божья Творец творит, и выбор за ним. Безначальная субъектность от Бога-Отца превращается в первопричинность Пресвятой Троицы для мира, в мир вдыхается жизнь, сотворяются условия (информационные) для пространства, времени и движения материального мира. Господь творит, он творит принцип Троицы и перво-причину для мира. Он сотворяет и творит образы и подобия. И в любом взаимодействии в мире участвуют иллюзорно и парадоксально четыре элемента (с каждой стороны взаимодействия образ и подобие), но перво-субъектность всегда от Творца, от Троицы. В мире нет ни одного самосубъектного сущего, только отделенные, «опирающиеся на субъектность Творца». И воля человека «опирается» на Волю Творца. Я задумался, читая строку из Евангелия: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Парадоксально, но постигаешь, не было ни начала, ни слова в начале. Есть Бог. Триедин Господь был, есть и будет всегда. Сам принцип состоит в том, что Он триедин и во времени. Кажется, что сотворение мира в прошлом, но оно продолжается и продолжится, и само творение – сам мир всегда в настоящем и Промыслом Божьим сотворяется из прошлого в будущее. Строка из Священного писания означает, что Бог молвит: «Бог». И проявляется Триедин Бог в Ипостасях – в Образах и Подобиях Божьих, в Пресвятой Троице. «И все держится Словом Его», Творца всего сущего, видимого и невидимого, - держится Словом: «Бог». Следующая строка : «И сказал Бог: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему». Означает, что нисходит на человека спасающая благодать Божия, которая подается Духом Святым. Пресвятая Троица оживляет человека, дает ему Душу. Тот, кто не видит Пресвятую Троицу, не видит Душу свою, его Душа страдает и не находит истинного пути.
Очевидно, что проявление принципа Пресвятой Троицы в мире отражает связь этого тварного мира, человека, его субъектности и субъектности Господа. Для человека приоткрывается Божественный принцип связи с непостижимым Господом, и путь к Господу. Сам Триедин Господь остается за гранью постижения рационального и иррационального. Но понятно, Господь не принцип, и сам принцип не Господь, как и все тварное, он сотворен Господом.
Я, конечно, сам уверен, что это была не прелесть, настолько ярко и реально было все происшедшее со мною, и настолько долго это длится. Сам мистический опыт я здесь не описываю. Я хотел бы послушать возможно критические отзывы о возможности постижения тринитарного принципа. А также может ли быть дано человеку в Откровении приближение к его постижению.