Исихазм

Автор Тема: Об умном делании  (Прочитано 27888 раз)

Анна-Мария

  • Гость
Re: Об умном делании
« Ответ #75 : 09 Февраль 2011, 14:31:02 »
Это полагаю, камешек в мой огород...Будучи абсолютно плотским человеком и не претендуя даже на душевность, тем паче на духовность, могу ли узнать у Вас, что такое "реакции из прошедшего века"?  :?

Gabriel! Кидаю камешки исключительно в огороды тех людей, которые мне симпатичны! :-) Если я объясню, что я подразумевала под "реакциями из прошедшего века", то таким образом признаюсь, что равнодушна не только к Вам! :-) Простите за камешки!

Полагаю, однако, что у духовного человека вполне логично присутствие неприятие греха и греховного поступка...а не неприятие ближнего...  :-)
Странно, но даже будучи плотским человеком, сердцем понимаю духовных Сурожского и Сахарова...похоже, что-то в Ваших выводах все же не сходится...ну, на мой взгляд чисто плотский, конечно...  :-)

Да, о неприятии греха, наверное, Вы правильно полагаете. А что именно у меня не сходится? Я не всегда пишу логично... Может быть та "исповедь", которую я сейчас выложу тут, немного прояснит мое скромное мнение на ту проблему, что здесь обсуждается!

Анна-Мария

  • Гость
Re: Об умном делании
« Ответ #76 : 09 Февраль 2011, 14:39:22 »
Напишу сейчас не в защиту Осипова.  Думаю, что он не нуждается в подобной защите. Выскажу всего лишь свое мнение.

Как вы думаете, почему иногда человека «не подготовленного» тянет на сон не только при молитве, но и при чтении или прослушивании духовных бесед? На мой взгляд, одной из причин может быть все та же «завеса», предохраняющая наш мозг от высоких вибраций.

Пишу это и вспоминаю слова игумена Евмения, которого я сначала не вполне смогла понять (надеюсь, что ему сегодня не икается :-)!) О том, что он стремится быть «мостиком», проводником для людей между духовным и душевным, между новым и ветхим человеком.

Да, наша Душа при встрече с Божественным оживает, но мы не можем этого видеть, так как наше сознание еще затуманено и ограждено природными «предохранителями».

А нынешний век информаций и скоростей выковывает однобоких людей:
Или с развитой волей – напористых, целевых, так называемых «бизнесменов»,
Или с развитым интеллектом – начитанных, воспитанных, имеющих свое устойчивое мировоззрение и готовых любой ценой защищать его,
Или с развитыми чувствами, так называемых «сердечных» людей, живущих без претензий, просто и бедно, но чувствующих себя несчастными и обделенными судьбой.

Моя жизнь позволила мне «побывать» в этих трех «шкурах» по очереди. Сначала в «сердечной», когда я просто плакала от обиды на жизнь и опускала руки, не зная, к кому можно обратиться за помощью...
Потом – в «волевой», когда пришли зачатки Веры и проявились слабые попытки привести к равновесию свою волю и волю Творца…
И, наконец, «вершина» моего развития - «умственная шкура», которая дала возможность почувствовать силу своего интеллекта, как творения Бога, но в тоже самое время понять, что эта сила может быть инструментом не только самого Бога…

И так, по кругу можно развиваться и развиваться бесконечно! Потому что все эти три наших составляющих сами по себе не имеют никакой ценности перед Богом, если они не действуют в согласии, подчиняясь Воле Творца. Но, чтобы привести их к согласию, необходим Камертон – правильный настрой – Молитва!

Сейчас я уже могу так спокойно рассуждать, не засыпая читать Евангелие, могу, хоть и не постоянно и не долго, обращаться к Иисусу с просьбой о помиловании…

Но еще какой-то неполный год назад слова Осипова были для меня открытием в мир Православия, в мир Святых Отцов… И благодаря его «умствованиям» мой собственный падший ум откликнулся на призыв своей же Светлой Души!

Вспомнились сейчас спокойные, без какой либо эмоциональной окраски слова Alexandra, которые я когда-то давно прочла на этом форуме и которым удивилась тогда, так они не совпадали с моим мнением об этом человеке, с моей восторженной оценкой его «творчества».
***Осипов - хорошее связующее звено между христианством и теософией. ***

Если мы по мостику удачно перешли речку, это не значит, что мостик надо тащить с собой или толкаться около него до скончания собственного века.

Сейчас я разделяю мнение Alexandra, потому что мне не хотелось тогда спорить с ним, а захотелось узнать, почему он так думает… И это мое желание понять другого, не знакомого человека позволило мне немного задержаться на этом форуме.  И я не жалею об этом! (Вот и слово «мостик» так же как у игумена Евмения здесь присутствует)

Но очень надеюсь, что когда я, может быть, «достигну духовных высот», если это вообще для меня возможно, то я буду также как и сейчас с благодарностью вспоминать слова профессора Осипова, которые так чутко воспринял мой ум при закрытом пока еще сердце. Но которые, как и слова других дорогих мне людей стали толчком к движению…

Dimytry

  • Сообщений: 137
    • Просмотр профиля

Re: Об умном делании
« Ответ #77 : 09 Февраль 2011, 15:33:01 »
Спаси Господи Анна - Мария.С восприятием Осипова имею опыт,подобный вашему.В своё время,он мне очень нравился, слушал и читал всё что мог найти.Сейчас отношение сдержанное,но не негативное.Думаю, он для многих еще будет мостиком. Логика, думается, необходимая ступень на пути к трезвости.Застрять нельзя, как и на любой ступени...Объективная трезвость включает в себя грани отсвечивающие опыт и Осипова, и Митрополита Антония ,и игумена Евмения...Не принимать и не отвергать...

иерей Андрей

  • Сообщений: 467
  • Гриша, Саша, Ксюша - помолитесь о них
    • Просмотр профиля

Re: Об умном делании
« Ответ #78 : 09 Февраль 2011, 15:36:59 »
Три нуля, не юлите! Владыка не позволял себе судить опыт другого человека!
   Ну-у всё таки он был очень резок показывая своё отношение к Серафиму Роузу.

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: Об умном делании
« Ответ #79 : 09 Февраль 2011, 16:01:35 »
Если я объясню, что я подразумевала под "реакциями из прошедшего века", то таким образом признаюсь, что равнодушна не только к Вам! :-) ...
Да, о неприятии греха, наверное, Вы правильно полагаете. А что именно у меня не сходится? Я не всегда пишу логично... Может быть та "исповедь", которую я сейчас выложу тут, немного прояснит мое скромное мнение на ту проблему, что здесь обсуждается!
И Вы меня за настойчивость простите, но дюже хочеца узнать поподробнее про "реакции из прошлого"...можно в личку, если не затруднит... :-)
А не сходится следующее: Вы написали, что "плотский поймет только плотского"...если б так оно и было - то и у меня, и у многих других, плотских, не было бы никакого шанса понимать духовных людей и духовную премудрость и через это самим духовно обогащаться... :-)
Чисто плотских, или чисто душевных или чисто духовных людей вряд ли можно найти...в каждом человеке присутствует смесь плотского, душевного и духовного...и доля этих составляющих постоянно меняется...и всегда есть надежда, что доля духовного возобладает над плотско-душевной частью... :-)

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Re: Об умном делании
« Ответ #80 : 09 Февраль 2011, 17:05:38 »
   Ну-у всё таки он был очень резок показывая своё отношение к Серафиму Роузу.

Вы меня подловили! Но с мнением вл. Антония о Серфиме Роузе согласен. Он ждёт конца, а не начала!

Анна-Мария

  • Гость
Re: Об умном делании
« Ответ #81 : 09 Февраль 2011, 17:05:50 »
И Вы меня за настойчивость простите, но дюже хочеца узнать поподробнее про "реакции из прошлого"...

Это такой словесно-образный оборот о работе нашего подсознания... Это всем присуще людям, у кого есть в наличии это самое подсознание, оторванное от сознания  :-)

Чисто плотских, или чисто душевных или чисто духовных людей вряд ли можно найти...в каждом человеке присутствует смесь плотского, душевного и духовного...и доля этих составляющих постоянно меняется...и всегда есть надежда, что доля духовного возобладает над плотско-душевной частью... :-)

Все правильно! Я выделила все составляющие как отдельные только для того, чтобы показать, как они, к примеру, работали у меня раньше и как бы мне не хотелось этому верить, но работают и сейчас... 
Я также как и Вы не делю людей на духовных или душевных... Стараюсь видеть целостного человека, даже если он пока и не находится под управлением его Светлой Души. Даже надеюсь, что и меня не минет сия чаша, когда духовное возобладает над остальным. :-)

А не сходится следующее: Вы написали, что "плотский поймет только плотского"...если б так оно и было - то и у меня, и у многих других, плотских, не было бы никакого шанса понимать духовных людей и духовную премудрость и через это самим духовно обогащаться... :-)

Для меня это тоже пока остается вопросом... Наверное, синергия все объяснит! :wink:

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: Об умном делании
« Ответ #82 : 09 Февраль 2011, 17:24:03 »
Вы меня подловили! Но с мнением вл. Антония о Серфиме Роузе согласен. Он ждёт конца, а не начала

ну и  как  теперь относиться к   Вашему заявлению, что  Вы Сурожского  - вообще ни разу не читали..?

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Об умном делании
« Ответ #83 : 09 Февраль 2011, 17:25:50 »
Цитата: Alexander
суд душевного над духовным (вкусившем духовное). Это омертвляющее... Скепсис, разоблачения, авторитеты - из мира падшего, подобного собаке, кусающей собственный хвост.

У меня вопрос немного в сторону от основного русла разговора. Но очень насущный.

Может ли человек, имещий опыт сердечной молитвы, свидетельствовать о другом человеке, что тот этого опыта не имеет? Есть ли объективные критерии оценки чужого опыта умно-сердечной молитвы?

Это не праздное любопытство. Можно вопрос сформулировать так: а духовный может судить другого, свидетельствуя о его прелести?

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Об умном делании
« Ответ #84 : 09 Февраль 2011, 17:36:46 »
Цитата: Alexander
У о.Евмения есть живой поиск (который сочетается и с "попсой", и с не только с ней). И эта каша как бы застилает духовный горизонт, но духовный поиск есть.

Спасибо, немного вы меня успокоили. Но все равно - мне сложно разлепить, до какой степени допустимо такое смешение. И как выбраться потом из этого.

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Re: Об умном делании
« Ответ #85 : 09 Февраль 2011, 17:43:42 »
ну и  как  теперь относиться к   Вашему заявлению, что  Вы Сурожского  - вообще ни разу не читали..?

Сурожского ни разу не читал, ибо нету у меня, его книг! Когда увидел пост иерея Андрея, сразу залез в глубь интернета и поинтересовался мнением вл. Антония. Роуза читал, но мало и давно… Уже два года читаю одну книгу: “Преп. Силуан Афонский.”

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: Об умном делании
« Ответ #86 : 09 Февраль 2011, 17:46:16 »

понял..

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Об умном делании
« Ответ #87 : 09 Февраль 2011, 19:06:04 »
Может ли человек, имещий опыт сердечной молитвы, свидетельствовать о другом человеке, что тот этого опыта не имеет? Есть ли объективные критерии оценки чужого опыта умно-сердечной молитвы?
Вчера со своим другом прот. Михаилом посетили одного священника Чикагской епархии в его доме. Я исповедовался ему дважды в своей жизни, последний раз в октябре 2010-го. Персонаж замечательный,  образованный и интеллигентный, весьма импозантный внешне, родился в США от родителей, ушедших вместе с отступающим вермахтом в Германию из оккупированного СССР. Сразу и нагло могу сказать про него: если и молится, то только по молитвослову или словами по памяти. Умного делания и его следов не наблюдается, хотя застольный разговор о молитве и не поднимался.
Лично я вижу "практиканта" Умного Делания по характерной ясности и остроте или целенаправленности речи [при этом неважна тематика беседы]. Говоря короче, Умное Делание просветляет внешний ум так, что делатель не лезет за словом в карман и его формулировки почти всегда лаконичны и точны. Он не мямлит никогда. Кроме того, при личном общении с таковым [даже по телефону] возникает нечто вроде потока "энергии" от сердца к сердцу, и от этого возрастает вдохновение самого общения.

Эти мои заметки ни в коем случае не могут служить "объективными" критериями. Да и вообще я сильно сомневаюсь, что можно в принципе выработать некий "индикатор" молитвы. Из собственного скорбного опыта знаю, что по целым дням иногда невозможно начать молиться, а ощущение "потери всего и насовсем" может достигать уровня полного отчаяния.

Можно вопрос сформулировать так: а духовный может судить другого, свидетельствуя о его прелести?
Вовсе не обязательно быть "духовным", чтобы обозначить себе своего собеседника как пребывающего в прелести, т.к. её критерии и признаки достаточно чётко экстраполированы.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Об умном делании
« Ответ #88 : 09 Февраль 2011, 19:20:23 »
...игумен Евмений сказал странные слова: «Высшая реальность не может проникнуть в низшую».
Не могу пока прослушать это интервью игумена Евмения, но странным кажется мне это высказывание.

Даже здесь на нашем форуме мы читаем о множественных случаях явления Призывающей Благодати, т.е. именно что о проникновении "высшей" реальности в "низшую", разделение которых происходит исключительно в наших дебелых мозгах, но никак не в Истинной и Ультимативной Реальности Господа и Спаса нашего Христа Иисуса.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Анна-Мария

  • Гость
Re: Об умном делании
« Ответ #89 : 09 Февраль 2011, 19:51:54 »
...игумен Евмений сказал странные слова: «Высшая реальность не может проникнуть в низшую».
странным кажется мне это высказывание.

Леонид! Добрый вечер! :-)
Не дождавшись ответа на свой вопрос:

И абсолютно не понятна его фраза : "Высшая реальность не может проникнуть в низшую". Если кто-то понял, о чем здесь речь, объясните, пожалуйста!


пришлось догадываться самой о том, что имел в виду игумен, произнеся эти слова!

Как мне показалось, эта фраза являлась подтверждением его мысли о необходимости создания "мостика" - перевода с православного языка на обычный обывательский язык. Мне понятно его стремление, но оно все равно вызывает кое-какие сомнения... Вот и Gabriel и Вы пишете о влиянии Духовного на любого, даже не подготовленного человека. О том, что к нам в любом случае идет Божественная Энергия и только от нашей чистоты зависит способность ее принимать безболезненно. "Нечистого" сердцем она заставит либо страдать либо каяться... Тогда возникает вопрос, а не являются ли подобные "переводы" закапыванием наших проблем до Судного Дня? И не смелее ли будет служителям церкви на своем месте Просвещать людей, не заигрывая с ними и не успокаивая  их совесть, жаждущую прощения самого Христа?