Объясните мне, в чем посещение кладбища в день Пасхи противоречит смыслу спасительного христианского учения. Пока ничего вразумительного на этот счет я не прочел и не услышал. Не в обиду будь сказано, но я не услышал именно таких возражений, которые бы были в собственном смысле ПРАВОСЛАВНЫМИ.
«Не превращайте Пасху в «день мертвых»!»Пасха ИЗНАЧАЛЬНО ЯВЛЯЕТСЯ днем освобождения мертвых. Само слово «мертвые» поется на пасхальной службе чаще, чем в любой другой день церковного года. «Христос воскресе ИЗ МЕРТВЫХ»; «Плотию уснув ЯКО МЕРТВ». Известное учительное слово Иоанна Златоуста, читаемое в конце пасхальной утрени, делает особый акцент именно на освобождении мертвых, на победе Христа над адом и смертью.
«Никтоже да убоится смерти, свободи бо нас Спасова смерть. Угаси бо ея Иже от нея держимый. Умучи ада Сшедый во ад. Горе бысть ему, вкусившу плоть Его. И се предварив, Исаия возопи: ад, рече, огорчися, срет Тя доле. Огорчися, ибо упразднися. Огорчися, ибо поруган бысть. Прият тело, и Богу приразися. Прият землю, и срете небо. Прият, еже видяше, и впаде во еже не ведяше. Где ти, смерте, жало? Где ти, аде, победа? Воста Христос, и низложися ад. (…) Воскресе Христос, и мертвец ни един во гробе. Христос бо, воста от мертвых, Начаток умершим бысть.» Последние процитированные слова Златоуст заимствует из Послания св. апостола Павла к Колоссянам: «Он – начаток, первенец из мертвых» (Кол 1, 18).
Св. Феофилакт Болгарский кратко комментирует это место послания: «Начаток, говорит, Он есть воскресения, как прежде всех воскресший. (…) Но как начаток, имеет и последователей Себе в прочих людях. Ибо начаток есть чего-нибудь начаток. И как в одном снопе, принесенном в качестве начатка, благословляется вся жатва, так и мы все чрез Него освящены и приведены к Богу, и в воскресении одного тела вся природа удостоилась воскресения».
Пасха Христова есть праздник воскресения всей человеческой природы. Эта идея звучит в словах пасхального богослужения: «От смерти убо к жизни, и от земли на небо Христос Бог нас превел есть, победную поюща» (Канон Пасхи, песнь 1, ирмос). Значит, поистине, Пасха есть «праздник мертвых», если под этим словом разуметь всех нас, которых Христос оживляет Своею благодатью, приводя от «мертвых дел» (Евр 9, 14) к служению Богу «в Духе и Истине». И понятно, что многие из тех, кто лежит в могилах, гораздо живее в Боге, чем иные из ходящих ныне по земле.
У старообрядцев обычай посещать кладбища в первый день Пасхи или в какой-либо из дней Светлой седмицы распространен повсеместно.. И носит он не стихийный характер, а имеет черты церковного чина. В эти дни на кладбище совершается или служение канона Пасхи, или поются стихеры «Пасха священная нам днесь показася», с каждением могил. При этом, в согласии со всеми церковными правилами и уставами, никакого специфического поминовения «за упокой» не бывает. Люди «христосуются» с умершими как с живыми, кланяясь перед могилами, и говоря: «Христос воскресе!» Любой, кто принимал участие в этом обряде, знает, с каким воодушевлением относятся к нему люди, и что в это время душа молящегося бывает исполнена светлой и чистой радости.
Обряд пения Пасхи на кладбищах является продолжением празднования, совершенного в церкви. «Киево-Печерский патерик». «В 6971 (1463) году в Печерском монастыре свершилось такое знамение. При князе Семене Александровиче и при брате его князе Михаиле, при архимандрите печерском Николе над пещерой надзирал некто Дионисий, по прозвищу Щепа. Пришел он в Великий день в пещеру покадить тела усопших, и когда дошел до места, которое называется Община, то, покадив, сказал: «Отцы и братья, Христос воскресе! сегодня Великий день». И прогремело в ответ как гром мощный: «Воистину воскресе Христос».
… После знамения священноинок Дионисий остался настолько потрясен слышанным, что затворился в пещере, где пробыл до конца своих дней. Его тело сохранилось нетленным. Память прп. Дионисия совершается как в день поминовения всех Печерских чудотворцев, так и отдельно – 3-го октября.
P.S. Сокращенный вариант статьи "пасха и наши умершие"
http://posad.1gb.ru/default.aspx?ti=1&hti=88