Я выложу схему в тему. Я местами подредактировал переводя на современный литературный язык.Такое ощущение что перевод был с помощью интернет переводчика. Думаю это важно.
О РАЗЛИЧНЫХ СОСТОЯНИЯХ ДУШИ В ИСИХИИ.
Во всех видах художеств, как всем известно, проявляются различия ума и воли,
потому что совершенство во всем - не для всех из-за недостатка усердия и скудости силы.
Однако находятся и такие, которые вступают в эту глубину.
Восемь разрядов (семь соответствуют семи дням [ творения], восьмой – восьмому дню):
те, кто самочинно исполняет свою волю;
те, кто [ предан ] славолюбию;
[ страдающие ] немощью языка;
раздражительные;
[ связанные ] множеством пристрастий;
да исправления оценят;
да ревностными станут;
да огонь воспримут.
Будут последние первыми и первые последними. Дай волю семи и даже восьми.
Тот, кто в безмолвии [ пребывает ] , следит за временем [ появления ] мысленных зверей:
когда и как от противной стороны подходят помыслы. Если не увидишь их, не сможешь
поставить соответствующей ловушки и, отсюда, на охоте за ними промахнешься.
Если отойдет от тебя уныние, излишне рукоделие; должно же прилежать непрестанной молитве.
Четыре дела исихастов:
1-е [ дело ] начинающих – ослабевать страсти;
2 -е [ дело ] преуспевающих – заниматься псалмопением;
3 -е [ дело ] преуспевших – терпеть в молитве;
4 -е [ дело ] совершенных – пребывать в созерцании.
Никто, подверженный раздражительности, и собственному лицемерию, и злопамятству,
да не дерзнет увидеть когда-нибудь и след безмолвия.
12 поприщ у исихастов, как 12 блаженств:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Надежная стража .
Сия богатая нищета тех, кто вступает в нее снова без размышления.
Богатство – тех, кто с размышлением,а кто без размышления: увеличение гнева,
удержание памятозлобия, оскудение любви, прибавление гордости.
Признаки сочетавшихся законно и незаблудно красоте и благолепию, которые в
свое время, конечно, достигают совершенства; кроме того, постепенно простираясь,
они получают прибавление и преуспеяние в общежитии:
увеличение начального смирения,
уменьшение раздражительности,
оставление помрачения,
прибавление любви,
отчуждение страстей,
оставление ненависти,
уменьшение похоти – от бесчестия,
неведение уныния,
прибавление усердия,
сострадательная любовь,
отсутствие высокомерия.
Не имеющий всего этого – уменьшение гнева и прибавления любви – не является послушником.
Восемь основных худых помыслов:
1
2
3
Эти три – у послушников.
1
2
3
4
5
Эти пять – у исихастов.
Только тот, кто стяжал тишину [ мир ] Духом Святым, не останется в неведении созерцания.
Предварительное дело исихии – беспопечительность о всех делах – благословенных человеком и неразумных.
Занимающий ум первыми покорился вторым .
Как невозможно необученному грамоте изучать Писание, так в большей степени невозможно не стяжавшему беспопечительности достичь непрестанной молитвы и некрадомого возделывания сердца.
Сии три разряда
1
2
3
– для исихастов, средний же – молитва. «Приходя на середину, я стал среди средних, и Он просветил меня, жаждущего».
В меру добродетелей отмериваем и к восхождению ведения,как птенчики окрыляемся.
Сии четыре ступени окрыления ума:
1
2
3
4
К сему и ведение сущих одновременно да отделится.
Мы можем Бога созерцать только в неких символах и гаданиях, ибо иногда изменится облик,
и опять туманный, и снова исчезающий, а сейчас – янтарообразный и на огненной колеснице,
сейчас – как вид везека или молния, а сейчас – гель или подобный колесу, сейчас – вдвойне сие,
некие круги вставленные (см.: Иез. 1, 4 – 28). Удивляются некоторые, которые в этом
роскошествуют: как бесплотный и неосязаемый солнцеподобный созерцается, ныне – стоящий,
ныне сидящий и на колеснице управляющий лошадьми, откуда и слышит по той же силе видения.
Ибо, еще обладая запахом Адамовым [ тления ] , душа не может созерцать саму истину,
но [ только ] в гадании, причем причина в нас, а не в Боге. Бывали же и непосредственные
видения, и высшие созерцания и явления – но и только.
..Трудно стряхнуть полуденный сон, особенно в летнюю пору. Тогда необходимо рукоделие.
Познал я демона уныния, предшествующего и приуготовляющего путь [ демону ] блуда,
чтобы, сильно расслабив тело и погрузившись в сон, сделать [ грех ] .
Основные положения исихии:
Исихия есть отложение отречение от забот, даже благословных, презрение тела.
Кто желает стяжать безмолвие, но благосклонен к заботам, подобен [ человеку ] ,
крепко связавшему себе ноги и пытающемуся ходить быстро.
Редки [ люди ] , глубоко изучившие мирскую философию; скажу я,и тем более редки те,
кто утвердился в божественной философии исихии.
Кто еще не познал Бога, тот для исихии не годен и подвержен многим опасностям.
Исихия утопит неопытных, ибо они, не вкусив божественной сладости, уклоняются на многочисленные стези.
Воспринявший красоту молитвы будет бегать от многолюдства, как онагрь.
Охваченный страстями и живущий в пустыне утром [ искушается ] бесами тщеславия и пожеланий,
в полдень – уныния, гнева и печали, вечером же – прахолюбивыми и насилующими бедное чрево.
Исихия есть неустанное служение Богу и предстояние. Памятование об Иисусе да усвоится дыхани
ю твоему, и тогда ведение исихии принесет пользу.
Образцом исихии для тебя да будет великий Арсений.
Образ жизни безмолвствующих, лучше [ сказать ] монашествующих, да будет по совести и по чувству.
Исихаст – тот, кто наедине с единым Богом беседует и постоянно Ему молится.
Монах же – тот, кто по наружности от вещественного и мирских дел уединяется, а внутри
– от помыслов о них.
Постигший исихию познал глубину тайн.
Исихаст – тот, кто любопрителен в том, чтобы оградить бестелесное в телесной храмине.
Монаху требуется ум непарительный и сильно жаждущий.
Келия исихаста – затвор для тела, внутри сей храмины имеющая ведение.
Исихаст – тот, кто говорит : «Я сплю, а сердце мое бдит».
Лестница благодетелей безмолвия:
10 – Совершенство.
9 – Просвещение сердца.
8 – Озарение странное.
7 – Созерцание тайн.
6 – Очищение ума.
5 – Мир помыслов.
4 – Сердечные слезы.
3 – Святая энергия.
2 – Теплота сердечная.
1 – Молитва чистая.
Десятица ступеней – Божественная философия .
Десятица ступеней – Плоды всех книг.
Десятица ступеней – показывает совершенство.
Десятица ступеней на небо возводит.
Десятица ступеней к видению бога приводит.
Новичок в исихии день и ночь [упражняется]:
Новичок должен постоянно пребывать в своей келии, удалятся от всяких бесед и зрительных
впечатлений.
Диск – любовь, свет – надежда, луч – вера.
Все же – единое сияние и единая светлость.
Молитва есть восхождение ума к Богу, соединение человека и Бога; по действию – удаление от мира,
замена его Богом, матерь и дочь слез, очищение от грехов, мост над искушениями, преграда
скорбям, ободрение во время брани, занятие ангелов, питание бесплотных, постоянное веселие,
нескончаемое делание, источник добродетелей, стяжательница духовных дарований, преуспеяние
невидимое, пища души, просвещение ума, секира отчаяния, удостоверение надежды, утоление печали,
богатство монахов, сокровище исихастов, зеркало преуспеяния, выявление веры, обнаружение
состояний [ души ] , откровение будущего.