Исихазм

Автор Тема: Паламизм или арианство?  (Прочитано 3594 раз)

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Паламизм или арианство?
« : 15 Апрель 2010, 21:35:38 »
Богословие Григория Паламы, при формальном принятии догмата
равенства всех лиц Троицы,
разделяет Бога на существо произволение и энергию,
при чём энергии и произволению приписываются именно те функции
которые у Григория Богослова исполняют Дух и Сын.

Вопрос в том, мне показалось это разделение на существо и энергию,
а оно основное, только формально, а по сути учение Паламы это арианство,
где Отец главнее Сына и Духа.

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: Паламизм или арианство?
« Ответ #1 : 15 Апрель 2010, 22:10:21 »
Григорий Палама разделяет сущность Бога и Его энергию,
но современная наука доказала, что никаких сущностей не существует,
а сущие это энергии.

Более того энергии получаются ниже Бога,
но Дух глаголющий пророков и энергии ими созерцаемые,
это одно и тоже, получается по Паламе, Дух Святой ниже Отца,
а это уже арианство.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Паламизм или арианство?
« Ответ #2 : 15 Апрель 2010, 23:50:14 »
Григорий Палама разделяет сущность Бога и Его энергию,
но современная наука доказала, что никаких сущностей не существует,
а сущие это энергии.

Более того энергии получаются ниже Бога,
но Дух глаголющий пророков и энергии ими созерцаемые,
это одно и тоже, получается по Паламе, Дух Святой ниже Отца,
а это уже арианство.
Андрей :-)...какой труд вы читаете...и...в какой части? :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: Паламизм или арианство?
« Ответ #3 : 16 Апрель 2010, 22:34:14 »
Андрей :-)...какой труд вы читаете...и...в какой части? :-)...

6. Мое рассуждение, которое следует за самосовершенной и все от бесконечности предопределившей природой, намерено прояснить сверх того, что безначальны не только силы, которые у святых отцов часто именуются также «природными энергиями», но и деяния Бога, вкратце показав недоверчивым, что отцы превосходнейшим образом говорят и это тоже. Что, в самом деле? Разве не требовалось промыслительного деяния еще прежде творения, чтобы каждое тварное сущее вышло в свою пору из несуществования? Разве не требовалось и богодостойного знания, чтобы, прежде зная, потом выбирать, хотя и не во времени? А что божественное предзнание, разве оно когда-то началось? И помыслит ли кто себе начало оной самосозерцательной феории, и было ли время, когда Бог подвигнулся к созерцанию Самого Себя? Никоим образом. Один явно промысел безначален. Божий, ибо он деяние Бога, а промыслы помимо него сотворенной природы; но промысел не есть сущность Бога; следовательно, сущность Бога не единственное безначалие. И единственное предзнание безначально и нетварно, божественное; помимо же него всякое присущее нам по природе предзнание имело начало и тварно. И одна воля безначальна, Божия, а воли помимо нее имели начало; но назвать волю божественной сущностью не посмели даже называвшие Слово Божие сыном воли. Что до предопределения, то само наименование показывает, что оно было прежде тварей; если же кто пожелает не считать его и предвечным, апостол Павел
обличит такого словами: как «прежде век предопределил Бог» (1 Корю 2, 7).

http://www.agnuz.info/tl_files/library/books/palama_mol/page09.htm

Только хочу сказать, что именно богословская мысль о разделении
существа Троицы и энергий, кажется мне сомнительной.

Известен пример поясняющий Троицу как
"Солнце, лучи исходящие от него и тепло даруемое лучами"
При этом утверждается что и солнце и лучи и тепло, едины а не раздельны.
« Последнее редактирование: 16 Апрель 2010, 22:54:01 от Aндpeй »

lily

  • 3
  • Сообщений: 3805
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Паламизм или арианство?
« Ответ #4 : 16 Апрель 2010, 23:19:57 »
Слово, замысленное в сердце, всецело во власти замыслившего, но произнесенное, обретает собственное бытие, не равное произнесшему его, в то же время неразрывно связанное с ним. Мне кажется, тут о подобном: "промысел не есть сущность Бога".
« Последнее редактирование: 16 Апрель 2010, 23:33:46 от lily »
And death shall have no dominion

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Паламизм или арианство?
« Ответ #5 : 17 Апрель 2010, 00:45:26 »
 :-) слово это звук(информация) и смысл(информация)...и все это энергия ...тот кто замысливал соединил звук и смысл... откуда он это взял? сам он из чего состоит? существует ли информация сама по себе без осознающего её? существует ли осознающий без информации?
звук раскрывается в смысле? смысл раскрывается в звуке? слово где раскрывается? замысливающий вложил смысл ...воспринимающий всю полноту принимает? (тут чую с Максиму отправят :-))

 :-D и еще энергия создает информацию или информация создает энергию?..
« Последнее редактирование: 17 Апрель 2010, 01:14:59 от Monte More »

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Паламизм или арианство?
« Ответ #6 : 17 Апрель 2010, 01:02:11 »
вот еще попадался труд на глаза...

http://eas4.narod.ru/files/plykin.htm

может кому будет интересно изучит...да разъяснить на пальцах :-)

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: Паламизм или арианство?
« Ответ #7 : 17 Апрель 2010, 18:00:02 »
Слово, замысленное в сердце, всецело во власти замыслившего, но произнесенное, обретает собственное бытие, не равное произнесшему его, в то же время неразрывно связанное с ним. Мне кажется, тут о подобном: "промысел не есть сущность Бога".

Но в видении св. Григорий Богослов видел существо Бога, его промысел и энергию
именно едиными и равными между собой,
это видение и лежит в основе догмата Троицы.

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: Паламизм или арианство?
« Ответ #8 : 17 Апрель 2010, 18:18:27 »
  Андрей а Вы почитать на тему Ваших недоумений чего-нибудь не пробовали...
уж  о Г.Паламе  написано более чем... и Киприан (Керн) писал , и Мейендорф писал , и  Василий (Кривошеин) писал, и Лосский  писал и все они пришли к выводу, что  - энергия не  вносит разделения  и не нарушает простоты Божества...
 может стоит посмотреть что-либо дополнительно,  вместо того, чтобы  Г.Паламу в ереси  изобличать..

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: Паламизм или арианство?
« Ответ #9 : 17 Апрель 2010, 20:29:27 »
Андрей а Вы почитать на тему Ваших недоумений чего-нибудь не пробовали...
уж  о Г.Паламе  написано более чем... и Киприан (Керн) писал , и Мейендорф писал , и  Василий (Кривошеин) писал, и Лосский  писал и все они пришли к выводу, что  - энергия не  вносит разделения  и не нарушает простоты Божества...
 может стоит посмотреть что-либо дополнительно,  вместо того, чтобы  Г.Паламу в ереси  изобличать..

Я не Паламу изобличаю, а пытаюсь для себя прояснить вопрос,
а комментарии разные есть, есть даже упоминания что сам Палама
после ожесточённых споров с противниками его учения о энергиях с ними согласился.

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: Паламизм или арианство?
« Ответ #10 : 17 Апрель 2010, 20:34:03 »
Я не Паламу изобличаю, а пытаюсь для себя прояснить вопрос,

понятно

lily

  • 3
  • Сообщений: 3805
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Паламизм или арианство?
« Ответ #11 : 17 Апрель 2010, 20:42:04 »
Aндpeй, не вижу тут противоречий. Есть Бог-в-себе и Бог, действующий в этом мире, но это один и тот же Бог.

Нашла:

Цитировать
Бог, есть Сам в Себе, причем три Божественных Ипостаси естественно, целостно, присносущно и неисходно, но вместе с тем несмесно и неслиянно взаимно держатся и друг в друге вмещаются так, что и энергия у Них одна

Сущность
Цитировать
Нет для Него, имени, именуемого в нынешнем или будущем веке, ни слова, образуемого в душе или произносимого языком, ни соприкосновения какого-либо чувственного или умного, ни даже вообще какого-нибудь образа, если только не считать совершеннейшей непостижимости, получаемой путем отрицаний и отрицающей посредством возвышения все, что существует или называется. Итак, непозволительно даже назвать Его сущностью или природой употребляющему эти понятия в собственном смысле

Энергия
Цитировать
Бог есть и называется естеством всех существ, ибо все являются Его причастниками и образуются Его причастием; не причастием Его естества, да не будет, но причастием Его энергии; ибо в этом смысле Он является и бытийностью существующих... и вообще всем для всех
And death shall have no dominion

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: Паламизм или арианство?
« Ответ #12 : 17 Апрель 2010, 20:51:51 »
Aндpeй, не вижу тут противоречий. Есть Бог-в-себе и Бог, действующий в этом мире, но это один и тот же Бог.


Да конечно, но божеством Иисуса, связанным с его человечеством,
была энергия Троицы или сущьность Сына?

lily

  • 3
  • Сообщений: 3805
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Паламизм или арианство?
« Ответ #13 : 17 Апрель 2010, 21:21:04 »
Я совсем не богослов...
"В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть."


Тут еще бы разобраться что понимается под "сущностью Сына". Я могу как-то приблизится к пониманию, что значит творение Словом, но не понимаю Слово как отдельную сущность.
« Последнее редактирование: 17 Апрель 2010, 21:44:31 от lily »
And death shall have no dominion

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: Паламизм или арианство?
« Ответ #14 : 17 Апрель 2010, 22:30:00 »
Да конечно, но божеством Иисуса, связанным с его человечеством,
была энергия Троицы или сущьность Сына?

 У И.Мейендорфа есть книга "Иисус Христос в восточном православном предании", там  в 10 главе он касается этого вопроса  - http://apologia.narod.ru/basis/bogoslovie/mejendorff/Iisus_10.htm