Всякий помысел, рождаемый моим поврежденным умом без молитвы, есть греховный помысел
Да мне как и Питириму бросилось в глаза ...а если с молитвой, то безгрешный? ...А если без молитвы подумали, что Господь Свят, то же грех...а о какой молитве идёт речь, о Иисусовой?...
Mirnestranik, вы правы. Слишком сокращенно и непонятно я пытался изложить несколько мыслей в одной фразе. Рискну пояснить советы отцов.
1. Святые отцы говорят о поврежденности нашего ока, которое затемнено завесой тщеславия и другими страстями.
Стану говорить, побеждаюсь тщеславием; замолчу, и опять им же победился. Как ни брось сей троерожник, все один рог станет вверх (Лествичник). Как от худого дерева не рождается добрый плод, так от поврежденного ума, не рождаются помыслы чистые, без греха.
2. Отсюда вывод – всякий помысел мой поврежден грехом. И не только во время молитвы, но и при выборе галстука и при рассуждении о воспитании детей, ибо тайные мои тщеславие и гордыня до гробовой доски будут прилепляться к каждому помыслу и делу. Отсюда
грехи во множестве, как песок морской (Дамаскин).
3. С этим надо смириться и признать свой ум ничтожеством, не способным даже при выборе галстука не согрешить. (уточняю - смириться, но не успокоиться).
4. Теперь о молитве. Святые отцы советуют ходить под Богом и непрестанно молиться тому, Кто очищает от греха, как вы говорите -
работать Богу. При этом речь идет не только об Иисусовой молитве.
Когда не можешь вопросить оного старца, то надобно трижды помолиться о всяком деле, и после сего смотреть, куда преклоняется сердце, хотя на волос, – так и поступить; ибо извещение бывает заметно и всячески понятно сердцу.(прп.Варсонофий и Иоанн).5. Далее, каюсь, вытекает из моего поврежденного ума еще одна греховная фраза:
«Если задаться вопросом о конкретном помысле, то полезнее посчитать его осуждением и покаяться».
Здесь я не удачно или не к месту перефразировал того же Иоанна:
Вопрос 364, того же. Если и после молитвы не скоро получаю извещение, то что мне должно делать? И когда сие произойдет по моей собственной вине, но утаится от меня, – из чего я могу разуметь это?
Ответ. Если после третьей молитвы не получишь извещения, то знай, что ты сам виновен в том; и если не познаешь своего согрешения, укори себя, и Бог помилует тебя. 6. Далее о моем неудачном извержении из уст моих:
«…чем заниматься самоуспокоением и уповать на свой рассудок.»
Что касается «успокоения», то я имел ввиду беспечность или пребывание в спокойствии без страха нарушить заповедь о праздном слове, уповая на безгрешность своего рассудка.
7. И полностью согласен с вами, когда вы говорите
...без рассуждения невозможно правильно себя организовать и направить...,
но рискну дополнить, что каждый рассуждает и действует в меру греховности своей. Что для одного осуждение, то для другого рассуждение без греха. Для одного «рака» - это всего лишь оценка человека, как пустого, а для другого – всякая оценка есть проявление самомнения и причина к покаянию. Мера эта или грань лежит в мотивах внутренних и зависит от забвения, неведения, нивидения, нерадения, рассеянности и прочих аспидов. Всех не разжуешь и не раздавишь и словесный ориентир на каждый конкретный случай не составишь. Ибо темно внутри и уму не видно. Сим хотел я перенести вопрос о грани между рассуждением и осуждением на внутренний страх свой, а не отрицать рассуждение.
8. Опять полностью согласен с вами
и ваш опыт это ВАШ опыт...и он может быть правильным лично для вас, хотя со стороны может показаться абсурдным
Господи, помилуй.