Предстояние Богу такое, что «пусть Он Сам тобой управляет», твоими чувствами, мыслями или даже, может быть, движениями при том, что твое сознание не проявляет собственной активности (хотя абсолютно ясно, и осознает происходящее, и может его прервать при появлении эффектов, вызывающих беспокойство). Здесь очень важна ясность сознания и возможность на любом этапе прервать практику (без вмешательства, тем не менее, в нее при ее нормальном течении). Но, вообще говоря, в других техниках это называется «методом управляемого транса» и допустимым, вероятно, его можно признать лишь тогда, когда он направлен «к Богу» и является, действительно, управляемым. В святоотеческой литературе это может называться «предстоянием Богу» или «хождением перед Богом» или как-нибудь похожим образом.
Этот вопрос и меня очень интересует. Полагаю, что некоторые принципы все же возможно транслировать из иных традиций. Навыкать "предстоянию Богу" следует не только в отсечении мыслей и чувств, но и в отсечении речи, и в движениях тела (и, что сложнее, в поведении).
Тогда (если говорить о теле), оно без нашего самовольного управления, ведет себя спонтанно, самоочищаясь от многочисленных блоков, на чем, собственно, и построены многие восточные БИ. Меня когда-то самого пытались обучать БИ, где всякое боевое движение (в том числе, и при работе с оружием) должно найти в бессамостности именно само мое тело, и тогда оно будет органично присуще именно мне. Но это так, к слову...
Есть в обретении спонтанности тела пред Богом одна крайность - когда "движения подобны движениям безумца". Но это - апофеоз, зато отсечение воли, когда "отпускаешь" тело поначалу приводит к тому, что тело само находит оптимальные движения, оптимальные маршруты перемещения, ощущает предстоящие негативные события и их избегает и тд. То есть, многократно возрастает подавленная нашим образом жизни интуиция тела, а эта интуиция находит свой канал связи с Богом, на уровне тела.
А когда навыкашь в этом, ясно ощущаешь, осталась ли в том или ином движении тела хоть часть самоволия или все "отпущено" на самотек.
Вероятно, танец очень сильно помогает такой работе с телом. Танец с ИМ в живом ощущении благоговейного предстояния пред Богом может стать своего рода динамическим созерцанием насколько я это вижу. А переходная фаза от "статики" к обучению такому танцу - это земные поклоны, как "форма" в тайцзи.
Ели же говорить об "освобожденной", бессамостной речи, она или уходит в молчание, или "слова становятся подобны эху, или речь подобна речи безумца" (видимо, лишена привычной связности).
И здесь есть имхо два интересных момента. О первом сказал Евгений, что критерий допустимости такого "метода управлемого транса" здесь - это управляемость. Это так, но до определенной стадии, потом уже, в восхищенности, нет никакого управления. И принять такого за сумасшедшего очень просто. Что, видимо, раньше и происходило с юродивыми.
Второй момент - связь подобной практики с исполнением воли Божьей и отсечением своей воли пред Ним. Привыкая обращаться со всем к Богу и прося Его вразумить и научить, надо еще уметь слышать ответ. То есть о том, что вопрошают Бога "напрямую"- об этом пишут:
http://www.hesychasm.ru/library/praksis/monk_konstantin.htmи другие. А вот как получать ответ - не читал.
Некоторые говорят, что слышат ответ в сердце, иные - что в словах. Но от кого этот ответ, могут ли они быть столь уверены в "неочищенном сердце или в оскверненных устах"?
В силу нашей не-отдельности, нашей взаимозависимости в мире, всех от всех и всего от всего, ответ может дать любое живое существо, любая ситуация или стечение обстоятельств, если мы умеем распознать этот ответ и постичь его в вере.
Тогда и этот "управляемый транс" тоже дает ответ и научает. Тогда волю человек может отсекать не только пред старцем или духовником (если он у Вас есть, такой, что может вести Вас в послушании на всяк день и всяк час), не только пред ближними своими, но и таким образом, поскольку бремя всех решений снимает с нас послушание.
Спроси - получи ответ ("освобожденное" от самости тело может транслировать ответ, также как и сердце) - исполни в послушании. Будь трезв и сам поймешь, если этот ответ вразрез, и не исполнишь. Надо - остановишься. Но все это - в ИМ, в трезвом рассуждении и предстоянии.
Простите, это мысли вслух, вовсе не претендую на истину.