как видно, закваска происходит постепенно и начинается она с очищения ока. темные места могут "всколыхиваться" весьма сильно. вообще у демонов характер приражения разнообразнейший: страстные, иллюзионные, просто мысленный напор и т.д. они могут быть как кратковременные, так и очень длительные. но все это сказывается на сердечном умозрении. Александр постоянно предупреждает о опасности спуска в чрево в связи с тем, что из низших пластов греховной души может пробудиться укоренившийся "зверь", с которым можно и не справиться (если таковой овладевает сердцем, то человек становится сам не свой). для сердечного ума, в отличии от обычного, этот подъем не будет незаметен. чтобы справиться с врагом, выходящем из мрачных мест души (или приражающимся за язвы),
нужны именно направленные душевные усилия (умовые, психические), а не тупое взирание к Богу. В случае тупой мольбы без сопротивления, можно быстро попасть в лапы зверьку. А тогда в душу залезают разные хотения, что и на созерцания уже плевать, и это не от того что не смирился до зела, а от того, что сложил руки перед врагом
Другой, во время гонения, предал тело свое, и, быв исповедником, впоследствии, по наступлении мира, освобожден и был в уважении, у него повреждены были веки от того, что его томили в сильном дыму. И он прославляемый, будучи позван на молитву, взяв хлеб, дал оный отроку своему, и ум его пришел в такое состояние, как будто бы никогда не слышал он Божьего слова (27, 15).
внешние действия имеют второстепенную роль, даже участия в таинствах, исповеди, причастия, мысленного врага сами собой не уберут, нужны собственные усилия. внешняя добродетель полезна для вспоможения, приготовления или закрепления своих внутренних позиций
мне интересно разложить по полочкам все признаки опасных приражений, потому что у с.о. в этом плане нет четкости. бывает, начинается с маленького, а потом накрывает очень сильно