Исихазм

Автор Тема: Как ПО НАСТОЯЩЕМУ замолчать уму?  (Прочитано 91391 раз)

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: Как ПО НАСТОЯЩЕМУ замолчать уму?
« Ответ #270 : 10 Июнь 2010, 22:52:20 »
Т.е. я так понял что можно допуская иные помыслы в голову, иметь ум стоящий на страже СПЕЦИАЛЬНО против страстных помыслов...
.

ничего специально  не надо держать,  т.к.  чрезмерности и повредиться можно,  надо просто поддерживать(или развивать в себе) то непарительное состояние ума при котором он может вполне естественным образом, обращать свой взор и во внутренние пространства души и на границы этого пространства и за пределы этих границ и  во внешний  так сказать физический мир, окружающий нас, состояние это естественное и оно либо есть, либо его нет

А заграждать...это ведь не только молитвой можно, но внутренним усилием?...
Но как это пренебрегать?...Дайте коммент плиз-з-з :-)...

заграждать  лучше  молитвой,  вопрос в том, что под этим понимать – ИМ, безмолвное чувство к Богу которое  можно также назвать как «память Божия»,  или  погружением в некое духовное созерцание, способное разогнать и демонов и их приражения, тут уже кто во что горазд .. если говорить о ИМ то конечно это активное действие, если же речь вести о безмолвном чувстве или созерцания, то куда более удачным описанием может стать фраза о бездействии по отношению к  бесовским приражениям..
тоже и в отношении пренебрегания – уделять внимание более важному, а именно молитве в ее различных вариациях вместо отвлечения на  бесовскую чехарду..


Да, имхо, правильно все написано. То есть это не совсем по 91-му ответу Варсонуфия, но правильно:-) [не потому, что я берусь судить, что правильно, а что нет, а потому, что, имхо, понимаю, о чем это:-)]

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Как ПО НАСТОЯЩЕМУ замолчать уму?
« Ответ #271 : 11 Июнь 2010, 00:03:58 »
сегодня, кстати, была память мч. Еликониды
 http://ru.wikisource.org/wiki/Жития_святых_(Димитрий_Ростовский)/Май/28

Цитировать
Отвечала святая:
- Нет, я по справедливости называюсь Еликонидою, потому что милосердие Бога моего всегда со мною и я метаю стрелы на отца твоего диавола*..
*Имя "Еликонида" происходит от греч. слова - милость и - бросаю. Еликонида - т.е. метающая стрелы на диавола по милости Божией
Игорь, а чем предваряла та встреча? Наверно, можно подчеркнуть странноватые характерные черты по настроению душевному, что что-то не так? Вообще подробно все проанализировать было бы очень полезно
« Последнее редактирование: 11 Июнь 2010, 00:30:29 от elm »

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Как ПО НАСТОЯЩЕМУ замолчать уму?
« Ответ #272 : 11 Июнь 2010, 00:11:23 »
Цитировать
надо просто поддерживать(или развивать в себе) то непарительное состояние ума при котором он может вполне естественным образом, обращать свой взор и во внутренние пространства души и на границы этого пространства и за пределы этих границ и  во внешний  так сказать физический мир, окружающий нас, состояние это естественное и оно либо есть, либо его нет
есть уверенность в том, что все эти пространства должно об"единять, развивая в себе то"непарительное состояние ума", когда все, воспринимаемое нами внутри, снаружи и на границе, об"единяем с собой в предстоянии. Все и вся, нами воспринимаемое, становится нами поврежденными грехом. И из такого вот себя мы предстоим в молитве ли, в созерцании и "простирании ума" ли. Это очень действенно, не пустые слова. Очень скоро граница внешнего-внутреннего исчезает, мы все более и более становимся воспринимаемым нами всем. Ближний более не отделен от нас, нично не существует от нас отдельно. Начинаем с помощью Бга обратный процесс - поворот от вызванного грехопадением разделения целостного к его воссоединению в предстоянии Бгу. При молчании ума, возникающем по Каллисту, когда ум единонаправлен к "Препростому Единому", такое воссоединение пространств особо действенно.
При таком воссоединении пропадает ощущение отдельности ближнего, оторванности от других молящихся в храме, переживание "чужого" и "врага". Зато очень явственно переживание единства всего и вся в Бге, взаимообусловленности всего и некоторые иные вещи.
Наверное, если кому-то некомфортно расширять себядо сферы своего восприятия :) можно такое "расширение" считать психотехникой - дело не в этом. Дело в прорыве скорлупы самости и в обращении вспять разделения.  Так ближний становится нам ближе некуда, а Каллист учит созерцанию, открывающему сокровищницу Любви Божией.
Пишу с мобильного, простите за набор... редактировать тяжко.
« Последнее редактирование: 11 Июнь 2010, 00:23:47 от прозелит »

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Как ПО НАСТОЯЩЕМУ замолчать уму?
« Ответ #273 : 11 Июнь 2010, 00:33:39 »
и еще важно имхо, что когда мы об"единяемся со всем воспринимаемым, как бы расширяя себя, мир становится как бы нерасчлененным ни на об"ект-суб"ект, ни на об"екты. возникает то, что в других традициях называют "единым полем явлений и событий". Следующее, что начинаем воспринимать - что всем этим полем с нами говорит Он.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Как ПО НАСТОЯЩЕМУ замолчать уму?
« Ответ #274 : 11 Июнь 2010, 00:48:14 »
да, божественное единение производит в душе постепенно нечто обратное вавилонскому рассеянию. взгляд на весь мир потихонечку меняет относительность с себя, исключительно человека, на божественную основу; причем не только аналитический, а все отношение или восприятие окружающего. а окружающее остается воспринимать в меру своих способностей

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Как ПО НАСТОЯЩЕМУ замолчать уму?
« Ответ #275 : 11 Июнь 2010, 01:06:47 »
вот, робкая сырая мысль: если весь мир по Максиму Исповеднику - суть "икона Божья", и афонские старцы говорили, что вся природа всеми звуками своими непрестанно славословит Его, то учась об"единяться со всем, уже не отделен от пространства этой иконы, но напротив - вовлечен. И если вся природа непрестанно славословит Бога, то и в это "пространство славлсловия" можно научиться входить, пусть даже и пользуясь при том психотехникой. Зачем? Затем же - чтобы отпадение обратить вспять. Конечно же, не одним своим самоволием, а практическим и деятельным заявлением такого намерения. 

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Как ПО НАСТОЯЩЕМУ замолчать уму?
« Ответ #276 : 11 Июнь 2010, 02:32:59 »
Цитата: Максим Исповедник.Главы о Любви
20. Непрестанно ищущие души нашей ищут посредством страстных помыслов ввергнуть ее в мысленный, или действительный грех. Но когда сретят ум, не приемлющий их, тогда постыдятся и посрамятся; когда же найдут, что ум занят духовным созерцанием, тогда "возвратятся вспять и устыдятся зело вскоре(Пс. 34,4;6,11)"

искренне недоумеваю, elm, в чем смысл достижения профессионализма в войне с бесами для созерцающего, если само пребывание его ума в созерцании уже посрамлени
е для них...
И Каллист Катафигиот настойчиво учит именно прилепляться умом к Премирному Простому.
« Последнее редактирование: 11 Июнь 2010, 02:56:34 от прозелит »

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Как ПО НАСТОЯЩЕМУ замолчать уму?
« Ответ #277 : 11 Июнь 2010, 12:31:45 »
чтобы не было недоумений, надо было прочитать чуть выше приведенные цитаты Каллиста, на которго сослались
о возбранении демонам
Цитата: Каллист катафигиот
55. Когда ум в причастии Духа, созерцательно предстоя в действительности Богу, подобающим образом наслаждается славой и блеском от лица Божия, тогда вполне естественно следует молчать и смотреть спокойно и безмолвно. [23] Если же между умом и Богом каким бы то ни было образом случайно произойдет какая-нибудь мрачная тьма, то должно сейчас против мрака бросать как бы некоторый огонь, естественным образом световидный и пылающий, слово, хотя и краткое, но отличающееся божественной силой выражения, для того, чтобы таким образом уничтожив поскорее мрак светом и теплотою мглу...
а вообще думаю, недоумение скорее из отсутствия опыта.. к тому же это недооценка врага, демоны много могут (вариация огромная), вплоть до отторжения от созерцания, плюс Господь может оставить, как это видно в житии Антония Великого
Цитата: Господь, гимн 33 Симеона н.б.
Будучи мужем, сам служи другим и воспитывай, заботясь обо всем, что (служит) к их возрастанию. Врагам сопротивляйся, и будучи поражаем, и (сам) поражай. Ты понимаешь, о каких врагах говорю Я тебе – о полчищах бесов. Начинай бить (их) безпощадно, падая, снова вставай, и на стрелы (противников) взаимно отвечай стрелами, не щадя стреляющих и злоумышляющих против тебя. Но когда они (пытаются) уязвить тебя отчаянием, сами пусть будут уязвлены (твоею) надеждою, как бы пущенною тобою (стрелою). Биющие тебя гневом, как кулаками, и возбуждающие к ярости, будучи поражаемы в лицо твоею кротостию, пусть будут отброшены далеко прочь от твоего жилища. Ведь разве ты, как сказал Я, ребенок или мальчик?
гнев опускать это самооскопление
вообще думаю, что из читающих есть кто понимает о чем речь. а если и не понятно, то, на будущее, будет ОЧЕНЬ полезно разобраться заранее. Каллист пишет о необходимости мудрости
Цитата: Каллист катафигиот
81. Созерцательная жизнь при помощи следующих трех [средств ] естественно становится цельною и безукоризненною — именно же: посредством веры, явного причастия Святого Духа и знания мудрости.
это касается той притчи:если же и око твое светло будет,то и тело все светло будет
но,бывает,в теле появляются инородные объкты,которые одним оком не выгнать, нужны руки

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: Как ПО НАСТОЯЩЕМУ замолчать уму?
« Ответ #278 : 11 Июнь 2010, 13:21:45 »

а вообще думаю, недоумение скорее из отсутствия опыта.. к тому же это недооценка врага, демоны много могут

это верно elm, первая часть Вашего утверждения на 100% верна, это у  Вас из-за  недостатка в познаниях силы Божьей,  опыт столкновения с тьмой у Вас очевидно имеет место быть, а вот в познании силы Божьей  Вы судя по всему пока не очень  продвинулись, именно из-за этого  у Вас и происходит  уклонение (хамартия) в сторону банального мракобесия

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Как ПО НАСТОЯЩЕМУ замолчать уму?
« Ответ #279 : 11 Июнь 2010, 13:49:16 »
ладно, 000, не пишите ерунды... точные выдержки из с.о. в мой адрес, а также опровергните уже приведенные. видно же, что вы не понимаете о чем речь. зачем выдавать себя на позор?

хотел дополнить пост:
точнее видны в светлых областях "тела". я ранее тут писал, что цитаты Макария будут очень уместны:
Цитата: Макарий Великий,
185. Так многие вводимы были в заблуждение самим действием в них благодати, они подумали, что достигли совершенства, и сказали, "довольно с нас, не имеем ни в чем нужды." Но Господь бесконечен и непостижим. И христиане не смеют сказать, что постигли, но смиряются день и ночь. У души много членов и глубина ее велика, и привзошедший в нее грех овладел всеми ее пажитями и составами сердца. Потом, когда человек взыщет благодати, она приходит к нему и овладевает двумя, может быть, составами души. А неопытный, утешаемый благодатью, думает, что пришедшая благодать овладела всеми составами души, и грех искоренен. Но большая часть души во власти греха, одна же часть под благодатью. И человек обманывается и не знает этого (26, 17, 50, 5).
186. И у того, кто одержим недугом, некоторые члены бывают здоровы, например, орудие зрения – глаз, или другой какой член, между тем, как прочие члены повреждены. Тоже бывает и в рассуждении духовного..
262. Всегда ли человек входит в это состояние? Правда, что благодать непрестанно пребывает, укореняется и действует как закваска в человеке, с юного возраста, и это пребывающее в человеке делается чем-то как бы естественным и неотделимым, как бы единой с ним сущностью, однако же, как ей угодно, различно видоизменяет она свои действия в человеке к его пользе.

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: Как ПО НАСТОЯЩЕМУ замолчать уму?
« Ответ #280 : 11 Июнь 2010, 13:55:25 »
ладно, 000, не пишите ерунды... точные выдержки из с.о. в мой адрес, а также опровергните уже приведенные. видно же, что вы не понимаете о чем речь. зачем выдавать себя на позор?

значиться точные выдержки из Св.Отцов и ничего другого..?
в армию elm, срочно в армию   :-D 

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Как ПО НАСТОЯЩЕМУ замолчать уму?
« Ответ #281 : 11 Июнь 2010, 14:10:45 »
как видно, закваска происходит постепенно и начинается она с очищения ока. темные места могут "всколыхиваться" весьма сильно. вообще у демонов характер приражения разнообразнейший:  страстные, иллюзионные, просто мысленный напор и т.д. они могут быть как кратковременные, так и очень длительные. но все это сказывается на сердечном умозрении. Александр постоянно предупреждает о опасности спуска в чрево в связи с тем, что из низших пластов греховной души может пробудиться укоренившийся "зверь", с которым можно и не справиться (если таковой овладевает сердцем, то человек становится сам не свой). для сердечного ума, в отличии от обычного, этот подъем не будет незаметен. чтобы справиться с врагом, выходящем из мрачных мест души (или приражающимся за язвы), нужны именно направленные душевные усилия (умовые, психические), а не тупое взирание к Богу. В случае тупой мольбы без сопротивления, можно быстро попасть в лапы зверьку. А тогда в душу залезают разные хотения, что и на созерцания уже плевать, и это не от того что не смирился до зела, а от того, что сложил руки перед врагом
Цитировать
Другой, во время гонения, предал тело свое, и, быв исповедником, впоследствии, по наступлении мира, освобожден и был в уважении, у него повреждены были веки от того, что его томили в сильном дыму. И он прославляемый, будучи позван на молитву, взяв хлеб, дал оный отроку своему, и ум его пришел в такое состояние, как будто бы никогда не слышал он Божьего слова (27, 15).
внешние действия имеют второстепенную роль, даже участия в таинствах, исповеди, причастия, мысленного врага сами собой не уберут, нужны собственные усилия. внешняя добродетель полезна для вспоможения, приготовления или закрепления своих внутренних позиций

мне интересно разложить по полочкам все признаки опасных приражений, потому что у с.о. в этом плане нет четкости. бывает, начинается с маленького, а потом накрывает очень сильно

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Как ПО НАСТОЯЩЕМУ замолчать уму?
« Ответ #282 : 11 Июнь 2010, 14:19:06 »
значиться точные выдержки из Св.Отцов и ничего другого..?
в армию elm, срочно в армию   :-D 
в подкрепление ваших слов в мой адрес о мракобесии и т.п. точные цитаты для того, чтобы обличение было без раздутых выдумок, а то Варсонофия за вас искать и цитировать пришлось

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Как ПО НАСТОЯЩЕМУ замолчать уму?
« Ответ #283 : 11 Июнь 2010, 14:34:53 »
вот еще одна подходящая цитата Макария
http://www.hesychasm.ru:8080/library/dobro/txt13.htm
Цитата: Макарий Великий
260. Эти же перечисленные нами действия Духа достигают большей меры в близких к совершенству. Ибо исчисленные разнообразные упокоения благодати различно выражаются словом и в людях совершаются непрерывно, так что одно действие следует за другим. Когда душа взойдет к совершенству Духа, совершенно очистившись от всех страстей, и в неизреченном общении пришедши в единение и сорастворение с Духом Утешителем и, сорастворяемая Духом, сама сподобится стать духом, тогда делается она вся светом, вся оком, вся духом, вся радостью, вся упокоением, вся радованием, вся любовью, вся милосердием, вся благостью и добротою. Как в морской бездне камень отовсюду окружен водой, так и люди эти, всячески сорастворяемые Духом Святым, уподобляются Христу, непреложно имея в себе добродетели духовной силы, внутренне пребывая безукоризненными, непорочными и чистыми. Ибо обновленные Духом как могут производить наружно плод порока? Напротив того, всегда и во всем сияют в них плоды Духа (18, 10).
и всем желающим предстоит много лютой борьбы

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: Как ПО НАСТОЯЩЕМУ замолчать уму?
« Ответ #284 : 11 Июнь 2010, 14:39:55 »
а чего искать, Вам прозелит  уже цитировал ведь, цитировал, но Вы «на кошек ноль внимания», правильно ведь..?
и в ответ у Вас только одно – это из-за отсутствия опыта ..
вцепились в цитату Каллиста мертвой хваткой, и никуда от нее.. а что Вы знаете о его словах из опыта – НИЧЕГО..
пишите о Свете, а что это такое опытно не знаете,  т.е. к преображающей силе этого Света Вы даже и не прикасались, однако  умствований от Вас на эту тему выше крыши

и вот эта Ваша фраза, как  раз и является самым очевидным подтверждением, полного отсутствия у Вас опыта созерцательной практики
нужны именно направленные душевные усилия (умовые, психические), а не тупое взирание к Богу.
ведь для Вас созерцание без действия  это просто тупое взирание