Если говорить о созерцании и смирении, то, как я полагаю, одно из необходимых условий для созерцания внутреннего мира души является смирение ума.
"Аминь глаголю вам: аще не обратитесь и будете яко дети, не внидете в царство небесное" (Мф. 18). Если ум не обратится от созерцания внешнего мира к внутреннему, сердечному и не будет созерцать его в простоте, как это делают дети, то он не внидет в царствие небесное, то есть не увидит внутреннего мира души. Потому что созерцание внутреннего мира, в отличие от внешнего, просто. Ум должен обратиться от сложносоставного созерцания внешнего мира к простому созерцанию внутреннего. В нем нет таких образов, какие отпечатываются в уме при созерцании внешнего мира. Если образы внешнего мира отпечатываются, в физиологическом смысле, в нейронах головного мозга, то образы внутреннего мира отпечатываются на внутренних скрижалях души, и это принципиально иное созерцание, не образное в смысле образности внешнего мира.
"Иже убо смирится яко отроча cue, той есть болий в царствии небеснем". Обратившийся и смирившийся ум будет править помыслами во внутреннем мире души, но прежде он, как Моисей, должен провести немалое время в пустыне внутреннего мира, очищаясь от рабства внешней образности, и затем взойти на гору созерцания (Хорив, гора закона и "пустынная" гора, гора созерцания, свободного от образности), где получить от Бога скрижали видения внутреннего мира, как свой Завет с Ним. И в этой "земле обетования", ум, как Аарон, должен хранить свой народ, душевные помыслы, от поклонения иным богам.
"Яко аще два от вас,-- то есть ум созерцающий Бога и ум, правящий помыслами, Моисей и Аарон, -- совещаета на земли (внутреннего мира души) о всякой вещи, еяже аще просита (во имя Христово), будет има от Отца Моего, иже на небесех (горы созерцания)"
И когда к ним, по мере преуспеяния, присоединится и ум, сознающий себя и правящий собой во внешнем мире, подобно первым двум, то будет тогда такое устройство души подобно вселению в нее Христа, как написано в том же Евангелии (Мф. 18): "Идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их"