Исихазм

Автор Тема: О психотехниках православных подвижников  (Прочитано 137749 раз)

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Aндpeй, читайте мои предыдущие сообщения в этой теме (о первом и втором этапах). Там все сказано.

Там сказано что на начальном этапе допустимо эмоциональное разгорячение,
а Вы как бы намекаете, что это разгорячение вообще хорошо для всех,
по типу "Невидимой брани", а именно с этим сейчас и борятся,
призывая от разгорячения свойственного вообще для всех современных христиан,
переходить к трезвению.

В часности, схиигумен Герман, по описанию св. Вениамина (Федченкова)
будучи мирянином проводил все богослужения стоя на коленях и в пламенном горении, задерживал дыхание и т.д., но когда пришел в скит,
старец это ему запретил и обучал безобразной молитве.

yury_petrov

  • Сообщений: 1124
    • Просмотр профиля

У меня очень сжатый и насыщенный текст, если его разводить, то получится что-то большое и разведенное :) Важен смысловой заряд. О "подсознательной области души" и "низовых страстях" я неоднократно говорил в других темах, связанных с обсуждением стояния во чреве.
Пожалуй вы правы. Текст потеряет динамику, если все жевать за читателя. Однако интересен был бы взгляд на современные тенденции. Мне кажется, что наблюдается некоторый ренессанс, основанный на кропотливых (почти вслепую) археологических раскопках. Где каждый найденный черепок - большая радость, на котором, однако, не стоит зацикливаться.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Aндpeй, что касается разгорячения, я говорю только о начальном периоде. Затем необходимо успокоение. Хотя "затем" - это не совсем правильно. И при эмоциональном разгорячении - на начальном периоде - трезвения терять не надо. Иначе эмоциональное разгорячение может перейти в взвинченность.

Смысл разгорячения в том, что размягчить и очистить эмоции (через пламенность раскаяния, слезы и пр.). Очищенные же эмоции должны быть успокоены. 

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Aндpeй, что касается разгорячения, я говорю только о начальном периоде. Затем необходимо успокоение. Хотя "затем" - это не совсем правильно. И при эмоциональном разгорячении - на начальном периоде - трезвения терять не надо. Иначе эмоциональное разгорячение может перейти в взвинченность.

Смысл разгорячения в том, что размягчить и очистить эмоции (через пламенность раскаяния, слезы и пр.). Очищенные же эмоции должны быть успокоены. 

А откуда брать энергию для разгорячения эмоций?

Св. Григорий Палама указывет что единственно законная энергия,
это энергия радостнотворных слёз, а сами слёзы должны происходить от
страданий,
в соответствии с законами термодинамики,
переходу энергии страдания в энергию слёз, конечно сопутствует
разгорячение эмоций, но сама энергия должна уменьшатся,
а как её восполнить?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Умное делание в настоящее время.

Основные особенности в развитии практики умного делания можно проследить - в зародыше - уже на третьем этапе.

Первая особенность: оскудение живого наставничества и ученичества. Так Паисий Величковский - с которого и началось возрождение умной молитвы в России - был самоучкой. У прп.Серафима Саровского не оказалось учеников-монахов, а самое сокровенное он доверял весьма "странному" мирянину Мотовилову. Если нет живых учителей, учителем становится святоотеческое наследие. Главный Учитель всегда один и тот же - Святой Дух.

Наставническая школа в большей степени сохранилась на Афоне, что породило уже в 20 в. очередной спор, построенный на нелепом противопоставлении: можно или нельзя молиться умной молитвой без наставника. По афонской традиции без наставника умно молиться нельзя, и поэтому его надо искать. Только вот в условиях большевистской России наставников и искать было бесполезно... Без наставников молиться нельзя - стало дурной мантрой современных неделателей молитвы, которые в афонском правиле нашли оправдание для своей духовной бездеятельности и безверия в водительство Божие.

Вторая особенность: практика умной молитвы становится достоянием всех христиан, а не одних только монахов. Эта практика и была достоянием всех, но потеря чистоты и цельности, формирование и распухание духовного (белого и черного) сословия, засилие жреческого и клерикального духа - отгородили "простого" христианина от духовного поиска Бога, оставив ему "почетную" функцию кормить себя и духовенство. 

И вот в 19 в. появляются "Откровенные рассказы странника" - книга об умном делании, написанная от лица простого христианина, странствующего по просторам Руси. Автор книги точно не известен. Сейчас принято считать, что написал ее архим. Михаил (Козлов) во времена насельничества на Афоне. Амвросий Оптинский думал, что книга является записью устных рассказов реального странника-крестьянина. Он знал, что и миряне могут достигать высокой степени умной молитвы:

Пишешь, что тебе попалась в руки рукопись, где указывается простой способ, как проходить молитву Иисусову устную, умную и сердечную, какого-то Орловской губернии крестьянина, наученного этому каким-то неизвестным старцем. Пишешь, что рукопись, или записка, этого крестьянина заканчивается 1859 годом. Незадолго перед этим временем мы слышали от покойного нашего старца, батюшки отца Макария, что к нему приходил один мирянин, имевший такую высокую степень духовной молитвы, что батюшка отец Макарий недоумел, что и отвечать ему, когда мирянин, ради получения совета, рассказывал старцу нашему разные состояния молитвы, и батюшка отец Макарий мог ему только сказать: «держитесь смирения, держитесь смирения». И после с удивлением об этом нам говорил (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 119—120).

Откровенные рассказы странника, не единожды издававшиеся (и подвергшиеся немалой цензуре) в 19 в., стали популярным чтением. В начале 20 в. четыре рассказа были дополнены еще тремя, которые являются слабой попыткой подражания живому и сочному, а главное, освещенному светом благодати языку оригинала. Позже, изданные на Западе, Откровенные рассказы открыли западному читателю русскую духовность. И в период волны духовного пробуждения 90-х гг. уже в нашей стране Рассказы стали призывом к умному деланию для многих искателей на духовном пути.

Третья особенность - монашество входит в мир. Можно назвать три основные причины, вызвавшие появление монашества в миру:

1) в результате духовного опустошения и деградации традиционной монашеской организации все больше утрачивается смысл пребывания внутри ее; 
2) с другой стороны, появляется и расширяется возможность монашеского ( по сути своей) делания вне монастырской ограды;
3) и наконец, развитию монашества в миру способствуют гонения на церковь в 20 в.

В кастовом (сословном) обществе сапожник должен был точать сапоги, а монах - молиться. Это общественное разделение было закреплено, как было закреплено и разделение человека на тело (человек плотский) и душу (человек душевный), как была расслоена и разделена и сама душа. Когда же жесткое разделение (и в человеке, и обществе) было нарушено, тогда у сапожника появилась возможность найти внутри себя монаха, оставаясь - по форме - сапожником. Так и монах, оставаясь иноком по одежде, теперь может свободно вести хозяйственную жизнь, если он в душе - сапожник.

Знаменательным этапом в открытии монашеской духовности для всего мира стала книга архим.Софрония "Старец Силуан". Что самое сокровенное в умном делании? Что самое ценное в монашеском опыте? Конечно же, не обеты, не аскеза и не психофизические приемы... а Сам Бог, Его реальное присутствие в душе молитвенника, который видит Его как Он Есть. А каков главный критерий присутствия Бога в душе человека? Это любовь к врагам! Не имеющий такой любви и не христианин. Простой критерий, проверку которым так невероятно трудно пройти всем, в том числе и монахам. Как бы искусно не молился подвижник, какие бы подвиги не совершал, где бы не подвизался (да хоть на Афоне), каким бы признанием не пользовался, но, если нет у него любви к врагам (и к своим врагам, и к врагам своей веры), то медь звенящая - и его молитва, и его подвиги, и его признание... Таковой не превзошел родовой веры.

Важным достижением 20 в. стало извлечение паламизма из исторического забвения. Православие, наконец, что-то припомнило из потерянного учения, но сама практика паламизма возрождена не была, и молитва  строилась, за редким исключением, на поучениях 19-го века. Более того, стала проявляться сильная тенденция к затемнению, искажению и даже утрате и так сильно усеченной молитвенной практики.

В 20 в. все лучшее, что хранило в себе монашество, стало всеобщим достоянием. (Что не означает, что это достояние отныне легкодоступно.) Историческое монашество, отдав духовное богатство, вместе с православной церковью вошло в постхристианскую эпоху.

О сути духовного сокровища можно сказать (скорее, намекнуть) так. Сама христианская жизнь - в своей полноте - является практикой умного делания (сознательного созидания). Цель христианской жизни - обретение Бога в сердце и обожение в Его свете-любви. Критерий обретения Бога - любовь к врагам.

О последних 25 годах - в следующем сообщении. 

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Критерий обретения Бога - любовь к врагам.


А как тогда понимать, ненависть св. Григория Паламы к Варлламу?

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Варлаам противился истине! Это не ненависть, а негодование!

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля


А как тогда понимать, ненависть св. Григория Паламы к Варлламу?
Андрей :-)...
Приведите цитату которую считаете проявлением ненависти...того кто имел Дар непрестанного плача...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

В начале 20 в. четыре рассказа были дополнены еще тремя, которые являются слабой попыткой подражания живому и сочному, а главное, освещенному светом благодати языку оригинала.

А где возможно почитать этот благодатный оригинал?

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Критерий обретения Бога - любовь к врагам.
А как тогда понимать, ненависть св. Григория Паламы к Варлламу?

Ненависть может рядиться в одежды смирения, корректности или же грубости и разнузданности, но она всегда обрушивает удары на личность человека.
В риторике Паламы - обычной риторике, принятой в том веке - звучат ирония, досада, язвительность, сарказм, даже насмешка - но они направлены на взгляды Варлаама, а не на его личность.
Какие же чувства испытывал Палама к Варламу как к человеку - об этом вряд ли возможно (и вряд ли нужно) судить.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

А где возможно почитать этот благодатный оригинал?

Думаю, он есть в сети в разных местах. Можно познакомиться с журналом Символ №27 http://www.simbol.su/files/27.pdf
Там и Рассказы, и статьи о Рассказах и их авторе.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

А где возможно почитать этот благодатный оригинал?

Думаю, он есть в сети в разных местах. Можно познакомиться с журналом Символ №27 http://www.simbol.su/files/27.pdf
Там и Рассказы, и статьи о Рассказах и их авторе.

А в здешней библитеке http://www.hesychasm.ru/library/strannik/index.htm разве не тот самый оригинал представлен?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

А в здешней библитеке http://www.hesychasm.ru/library/strannik/index.htm разве не тот самый оригинал представлен?

Возможно. Символ №27 интересен дополнительным материалом.

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

...формирование и распухание духовного (белого и черного) сословия, засилие жреческого и клерикального духа - отгородили "простого" христианина от духовного поиска Бога, оставив ему "почетную" функцию кормить себя и духовенство.  ...

...у сапожника появилась возможность найти внутри себя монаха, оставаясь - по форме - сапожником. Так и монах, оставаясь иноком по одежде, теперь может свободно вести хозяйственную жизнь, если он в душе - сапожник. ...
:-D :-D :-D нет слов


Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

о.Григорий любезно много раз увещевал Варлаама.. это вопрос в тему о том, как о.Николай ударил Ария в лицо (была такая), или выгон бичами людей из храма

Важный момент подчеркнут, что у Серафима не было учеников-воспреемников. Полезно бы было знать затерявшиеся причины. И, кстати, Силуан сам пишет, что наставника на Афоне у него не было. Он об этом много пишет, о духовниках, убирая требование - иметь конкретного учителя молитвы в ввиду их отсутствия