Но все таки хотелось бы вернуться к теме "О психотехниках", мне она показалась не законченной. Как я понял история православной психотехники закончилась на св. Силуане Афонском, но после него просто сама техника и технологии шагнули так далеко и достигли таких высот, что не использовать это в целях УД просто считаю расточительством.
Например, благодаря быстрому распространению информации, мы получили полное представление о восточных техниках и многие используют их в своей практике. Или как можно использовать музыку в психотехнике, ведь по слову того же св. Силуана, он много ее слушал и она услаждала душу и не помогла ли и она стяжать ему Духа Святого и смирение еще в раннем возрасте. Подвижник в пещере или келье не мог пригласить симфонический оркестр к себе, а мы вполне можем поставить хорошую аудиокарту и колонки, что бы пробить какие-то тонки чувства из души, направленные к светлому.
Или вот, например, я прочитал у св. Иоанна Лествичника о тщеславии и что оно представляет из себя
троерожник (Слово 22:5), поразмышлял о том, какие есть
исчадия у тщеславия, и нашел у себя в хламе вот такую приспособу:
Ее можно использовать, как борьбу с помыслами тщеславия: пришел помысел
тщеславия -опустил его долу, поднялся рог
гордыни -и его вниз, восстал
дух осуждения ближнего -туда же, и наконец -появился из глубин души
страх смерти -поборол и его. Примитивная, конечно, психотехника, но для тех, кто завязан сильно на вещественном и для молитвы нужна икона, как мне,
"троерожник Иоанна Лествичника" может быть вполне полезным и всегда напомнит о страсти, которую не поборол, это что-то вроде четок, которые тоже часть психотехники.
Вот написал этот пост и опустил очередной рог тщеславия вниз...