Исихазм

Автор Тема: О психотехниках православных подвижников  (Прочитано 137317 раз)

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Весь "христианский гнозис" укладывается в обозначенные ап. Павлом "глаголы неизреченные".

  а весь ли "христианский гнозис" укладывается  в "глаголы неизреченные" ..?
  например по учению пр. Максима, обожение есть дело гнозиса (совершаемое при посредстве Логоса), в процессе которого подвижник углубляющийся в познание мира постигает лежащие в основе его идеи, смыслы и чрез это    приходит к познанию Самого Логоса...
  при этом подвижник не сразу вдруг погружается  в созерцание "глаголов неизреченных" но восходит к этому постепенно, преодолевая при этом разделения существующие в пяти основных видах  бытия..
  вот Вам и  "христианский гнозис"  на уровне творения..

Andreas

  • Сообщений: 1408
    • Просмотр профиля

Ведь смотрите. Исихазм это не метод спасения души, а метод познания Бога.
Потому к исихазму на Афоне допускались только те, кто прилежно сделал "домашнюю работу" относительно спасения души.
Исихазм - это так сказать "свободный полёт" философа на тропах личного познания Всевышнего.

Andreas

  • Сообщений: 1408
    • Просмотр профиля

Можно сказать, что Исихазм это единственная гностическая дисциплина, которая прошла "канонизацию" в православии.
Вообще, что такое гностицизм? Это невероятно сложное столкновение и смешение еврейского законничества с греческой философией-гносисом.
В еврейском смысле вершиной человеческой жизни является правильное поведение в синергии с волей Божией. Но греческая мысль, поставила на самую самую вершину - познание.
Перегибом гностиков явилось убеждение: что познание-гносис является спасительным само по себе (без закона и правильного поведения).

Базисной книгой Исихазма явилась Ареопагитика.   Вместе с тем, "гносис" - есть сердцевина этой книги. А отнюдь не то "как душу спасти".
В самом исихазме наблюдается уникальная картина: "как душу спасти" - НЕ ЦЕЛЬ а предпосылка к гносису. А ГНОСИС - это ЦЕЛЬ!

Вот почему отшельники исихасты, позволили себе роскошь не заниматься доброделанием. Вторичное должно уступить место первичному. Закон - должен уступить Благодати.
То есть формально говоря в Православии "гностики" - таки победили.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Цитата: Alexander
Другой прием, предлагаемый Лествичником, - простирание рук при молитве.

А где это описано - простирание рук?

Когда со мной это происходит (происходит достаточно регулярно по внутреннему спонтанному импульсу, чаще всего в молитве "Отче наш") - то всегда на всякий случай молюсь о милости, потому что не знаю, допустимо ли это в молитве.

Air

  • Сообщений: 662
    • Просмотр профиля

Вот мысль, которая потрясает - до чего же мы оторваны от всего, что было до нас....
Что хочешь, то и думай...
Кто же научит????
Учители где???? Вот мучительный вопрос.

o2inhal

  • Сообщений: 215
    • Просмотр профиля

Учители где???? Вот мучительный вопрос.

Остается только просить научения в молитвах у Господа.

Св. Игнатий (Брянчанинов) писал что нам оставлено Евангелие и писания св. Отцов, однако, кроме этого, писал о том что по промышлению Господь посылает встречи с единомысленными подвижниками для научения и утешения.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

А где это описано - простирание рук?

Цитаты из Лествицы:

80. Тем, которые еще не стяжали истинной сердечной молитвы, в телесной молитве способствует подвиг понуждения, например: распростертие рук, биение в грудь. умиленное взирание на небо, глубокие воздыхания, и частое преклонение колен.

7. Не ленись в самую полночь приходить в те места. где ты боишься быть. Если же ты хоть немного уступишь сей младенчественной и смеха достойной страсти, то она состареется с тобою. Но когда ты пойдешь в те места, вооружайся молитвою; пришедши же, распростри руки, и бей супостатов именем Иисусовым; ибо нет сильнейшего оружия, ни на небе, ни на земле.

40. Тем, которые не приобрели еще истинной сердечной молитвы, помогает (в борьбе с блудною страстию) утомление себя в телесной молитве; разумею: воздеяние рук, биение в перси, очей на небо умиленное возведение, воздыхания со стенаниями и частое преклонение колен, чего однако ж часто не могут они делать по причине присутствия других лиц. Тогда-то особенно демоны и пытаются нападать на них; и они, не имея еще сил противостать им твердостию ума и невидимым действом молитвы, по необходимости, может быть, уступают иногда борющим их. Ты же в таком случае отскочи, если можно, поскорее от людей, скройся где-нибудь незаметно на короткое время и там, возведши горе око — душевное, если можешь, а если нет, хоть телесное,— и руки крестовидно распростерши...


Далее я буду говорить о "Методе священной молитвы и внимания" Симеона НБ - http://www.hesychasm.ru/library/stsymeon/symeon1.htm  А сейчас предлагаю сравнить описание первого (прелестного) способа молитвы - по Симеону НБ - с вышеприведенными цитатами.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Кстати...

Не ленись в самую полночь приходить в те места, где ты боишься быть. Если же ты хоть немного уступишь сей младенчественной и смеха достойной страсти, то она состареется с тобою. Но когда ты пойдешь в те места, вооружайся молитвою; пришедши же, распростри руки, и бей супостатов именем Иисусовым; ибо нет сильнейшего оружия, ни на небе, ни на земле.

Последнюю часть из приведенного отрывка (бей супостатов именем Иисусовым; ибо нет сильнейшего оружия, ни на небе, ни на земле) знают, наверно, все. А вот первую часть...

Первая часть, по современным меркам, является чистой психотехникой. Я не очень сведущ в мистических практиках других традиций, но навскидку сразу же назову "привычку" тантриков посещать ночью "неприятные" места типа кладбищ, и Кастанеду, который на себе испытывает все последствия ночного посещения страшного места. Очевидно, такой прием использовали и православные монахи, но позднейшее упоминание о нем я встретил только в "Трезвенном созерцании" неизвестного афонского исихаста - http://www.hesychasm.ru/library/praksis/tr_sozert.htm

Andreas

  • Сообщений: 1408
    • Просмотр профиля


Другой пример: эмоциональное сокрушение и плач о грехах. Эти состояния поначалу могут быть вершиной искреннего раскаяния, однако со временем - по мере освоения - они становятся элементарными техническими приемами - "голыми" психотехниками.

 Психотехника дает форму и механизм, позволяющие осваивать умственное и душевное пространства человека и перемещаться в них. Однако форма и механизм сами требуют наработки и освоения. Будучи освоенными, они могут применяться почти автоматически.


Всётаки "истинное" покаяние, наступает после падения, и длится не долго.
Человеку вскоре просто надоедает "ныть".
Если ( в монашестве) покаянное чувство вменяется как постоянная необходимость (и обыденность) - то без "техники" уж никак не обойтись.
Иное дело, насколько можно считать эту технику не позволительной?
Я думаю что она вполне позволительна и благочестива.
Во первых "всяк человек - ложь".    В любом спонтанно-искреннем покаянии, можно вычленить определённую степень фальши и расчёта.   Вот осмыслил человек свою жизнь, и решил "серьёзно" заняться спасением души. Его решение благочестиво и рационально. Он идёт в храм на исповедь. И я не думаю что он будет биться головой об стены в слезах.
Если говорить о себе лично, то я достаточно долго прожил в монастыре и тщательно наблюдал в себе покаянные состояния.   Откровенное и чистое РАСКАЯНИЕ у меня вызвала только случайно разбитая бутылка водки.
Раскаяния в грехе, вызывает либо стыд за себя, либо желание очиститься и больше ничего.

Монахи идут на службу по будильнику, а не потому что хотят или не хотят.
Идут в храм и отстаивают на молитве положенное время. Это правильно или нет? Я думаю это правильнее чем ждать "вдохновения" к молитве.
Служба в храме "технична"?  На 90% технична.     Но Господь приемлет и это.

"Техничность" духовной жизни абсолютно необходима. Без неё невозможен рост души и вообще непонятно "как" рости.

Господь ждёт от человека в первую очередь "серьёзной" работы. А чувства звенящие неподдельностью - это ДАР. (Дар слёз. Дар покаяния. Дар молитвы...).  Всё что не даётся свыше - чистая техника.
И когда накручиваешь будильник на пол пятого, чтобы встать на полунощницу - это тоже техника. 

Andreas

  • Сообщений: 1408
    • Просмотр профиля

В "техническом" вопросе покаяние, есть два интересных подхода:
Один подход - это ипитимия, другой - это обет Богу.
Ипитимия, это способ лечения неправильности души. А обет - это как бы заявка на прощение, которое ты должен отработать. Как бы доказать серьёзность своей просьбы к Богу о прощении. Причем обет в первую очередь нужен человеку как инструмент самопознания: насколько он искренен.
Ведь человек даже со слезами покаяния, не ведает насколько настоящие эти слёзы.
Поэтому ключевым моментом истинности покаяния является не столько чувства кающегося - сколько реальные поступки, которые последуют в дальнейшем.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

У Симеона НБ насколько помню в первом виде молитвы говориться не столько о простирании рук к небу и возведению очей телесных сколько о визуализациях при этом всего прочитанного и надуманного, и сил небесных и ангелов и т.п. так что эта молитва по сути своей прелесна и идолопоклонна. И результат соответствующий. Состяние прелести.
Однако говоря о третем виде молитвы, он говорит о нем как о фундаменте, если правильно помню. И этот фундамент то и дает и простирание рук и возведение очей и духовных и телесных и всего прочего (уже естественно и без визуализаций всяких). Так что само по себе движение может быть как прелестно (по первому типу) так и молитвенно на основе третьего вида молитвы.

ЗЫ Кстати третий тип предполагает и высокий уровень и нравственности и послушания если правильно помню, как предшествующих молитвенному взыванию. Нечто подобное можно уловить в слове о молитве св.Григория Нисского.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Aksuk

  • Сообщений: 453
    • Просмотр профиля

Первая часть, по современным меркам, является чистой психотехникой. Я не очень сведущ в мистических практиках других традиций, но навскидку сразу же назову "привычку" тантриков посещать ночью "неприятные" места типа кладбищ, и Кастанеду, который на себе испытывает все последствия ночного посещения страшного места. Очевидно, такой прием использовали и православные монахи, но позднейшее упоминание о нем я встретил только в "Трезвенном созерцании" неизвестного афонского исихаста - http://www.hesychasm.ru/library/praksis/tr_sozert.htm

Я вспоминаю то, что здесь на форуме писал Диоген о страхованиях при жизни в пустыне. Очевидно (даже без привлечения бесов в качестве доп. фактора) иррациональный страх - один из мощных барьеров на пути к осознанности. Настолько, что упражнение по его преодолению выделялось в отдельную технику и могло даже быть сопряжено с опасностью для психики.

Раньше думал, что эта техника была уместна в "темные времена", а сейчас аналогом ей служили бы ночные походы по индустриальным окраинам и пустырям (чтобы страх воспринимался как "реальный"), но нет, это - разные упражнения , хотя оба имеют отношение к трезвению и оба одинаково полезны.
р.б. Антонио

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Кто же научит????
Учители где???? Вот мучительный вопрос.

Учителей много, истинных послушников нет:-) 

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Кто же научит????
Учители где???? Вот мучительный вопрос.

Учителей много, истинных послушников нет:-) 

 :-)
Св. Григорий Нисский
"
... настоящему собранию надлежит сперва учиться не тому, как должно молиться, но тому, что непременно должно молиться, о чем, может быть, и не слыхали еще многие. ....
Вижу, что в настоящей жизни о всем другом прилагается более тщания, один к одному, другой к другому устремлен душой, но благо молитвы не с усердием взыскуется людьми. Мелочный торгаш с раннего утра сидит с товарами, стараясь прежде промышляющих тем же показать покупщикам свое, чтобы, предварив других, удовлетворить потребности нуждающегося и продать свое. А также и покупщик, имея в виду не остаться без потребного ему, если прежде захватит это другой, спешит не в дом молитвы, а на рынок. И у всякого, кто имеет равное пожелание получить выгоду и старается предупредить ближнего, тем, о чем он заботится, похищается час молитвы, будучи перенесен на торжище. ....."

http://www.krotov.info/library/04_g/gri/gor_nissky_05.htm
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

"Практика  очищения внутренних душевных пространств при схождении ума в болевые точки души", упоминаемая в журнале, имхо, очень правильная вещь. Хоть это и выражено не в принятой для исихазма терминологии, но так даже лучше, так как позволяет взглянуть на проблему с несколько иной стороны, со стороны другой терминологии. Тем не менее, близкая (или даже совпадающая) с этой практикой практика в исихазме есть, она описана в 27 главе Лествицы. Там, правда, написано о приходящих помыслах, а не стационарных точках души, но различие кажущееся, так как подвижник с помощью этой практики охраняет "виноград" в своей душе, а это о стационарных точках.
В некоторых восточных практиках говорится о пробитии блоков, препятствующих нормальному распространению энергии в теле. Это, по-видимому, внешне похожая  на исихастскую практика (и не обязательно плохая или бесполезная), но в исихазме суть дела все-таки в другом.