Исихазм

Автор Тема: О психотехниках православных подвижников  (Прочитано 137825 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Упорство и постоянство необходимы, а системность... она ведь от ума во многом. Или так: любое изменение обстоятельств (в котором ум видит угрозу системности) следует воспринимать как одну из открывающихся возможностей и новых граней работы над собой.

Ученик

  • Сообщений: 126
    • Просмотр профиля

Умное делание в настоящее время.

 Историческое монашество, отдав духовное богатство, вместе с православной церковью вошло в постхристианскую эпоху.

Что такое постхристианская эпоха?
???

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Вопрос-то сверхкосмической протяженности... И ответ соответственно: обратиться к Источнику силы, чтобы Он дал энергию.

Ну, а в тварном порядке аскеза дает энергию, а зрячей ее делает Он. И волю к аскезе дает Он, а если воля к аскезе не от Него, то и ведет аскеза не к Нему.

Всё же непосредственная помощь Христа, это удел будущего века,
как Он накормил тысячи несколькими хлебами, и исцелял одним словом,
но в этой земной жизни, откуда брать волю к аскезе?

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

"Аз с вами во вся дни до скончания века"

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Упорство и постоянство необходимы, а системность... она ведь от ума во многом. Или так: любое изменение обстоятельств (в котором ум видит угрозу системности) следует воспринимать как одну из открывающихся возможностей и новых граней работы над собой.

Вот это важно и насущно. Слом привычной обстановки, неожиданные ситуации, которые то и дело возникают в миру, легко ломают любую "системность" и показывают, что цена твоим усилиям - по большому счету где-то около ноля.
Это может ввергать в тоску, в уныние, причем долго, жестоко, раз за разом, но в конце концов учишься видеть в этом волю Божью, которая показывает тебе истинное положение вещей. Это благой момент трезвения.

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

"Аз с вами во вся дни до скончания века"

Это обращение к самым близким ученикам, а не к грешникам,

а как грешнику стать учеником?

Aksuk

  • Сообщений: 453
    • Просмотр профиля

Это обращение к самым близким ученикам, а не к грешникам

Это обращение вообще ко всем. Точно так же как молясь перед Гефсиманией Он перепоручает Отцу всех, а не только апостолов. Фарисеев и книжников он тоже Ему перепоручает.

Логика "это Он только апостолам говорил, а не нам" вообще лукава - тогда получается Евангелие только для внутреннего употребления.
р.б. Антонио

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Умное делание в настоящее время.

 Историческое монашество, отдав духовное богатство, вместе с православной церковью вошло в постхристианскую эпоху.

Что такое постхристианская эпоха?
???

Постхристианская эпоха - ставший уже общеупотребительным термин, обозначающий современную эпоху как отказывающуюся от христианских ценностей и принимающую ценности, зачастую прямо противоположные христианским.

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

.....откуда брать волю к аскезе?....
Хороший вопрос, и где брать энергию для всего, не только для аскезы - не менее важный...
Не мне советовать :roll: но попытаюсь...
Начинают с произволения, потом появляется энергия и знание.
Когда отрываем свое произволение от страстей, ум от развлечения, блюдем себя во внимании...
Стараемся держать изо всех сил - падаем... Грешим произволением в своем сердце... Следим...
После снова и снова как неваляшки падаем и встаем - появляется глубокое знание своего ничтожества и бессилия - это начало пути.

Когда мы полностью до последней капельки, до самой последней крупинки возложим на него упование и надежду - это первый вздох.
Будет энергия и будет воля к аскезе - просто человек не сможет не делать... Дальше сердце подскажет что и как...
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Air

  • Сообщений: 662
    • Просмотр профиля

.....откуда брать волю к аскезе?....
Хороший вопрос, и где брать энергию для всего, не только для аскезы - не менее важный...
Не мне советовать :roll: но попытаюсь...
Начинают с произволения, потом появляется энергия и знание.
Когда отрываем свое произволение от страстей, ум от развлечения, блюдем себя во внимании...
Стараемся держать изо всех сил - падаем... Грешим произволением в своем сердце... Следим...
После снова и снова как неваляшки падаем и встаем - появляется глубокое знание своего ничтожества и бессилия - это начало пути.

Когда мы полностью до последней капельки, до самой последней крупинки возложим на него упование и надежду - это первый вздох.
Будет энергия и будет воля к аскезе - просто человек не сможет не делать... Дальше сердце подскажет что и как...


О нет! До этого ГОДЫ пути... Пока научимся мужеству упования.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

О нет! До этого ГОДЫ пути... Пока научимся мужеству упования.
Да не...пишут, что бывает как то само собой получается...на то оно и упование, что БЕЗ своих усилий делается...Сам Я не знаю :-)...
Хотя напрягаться в этом направлении мне кажется нужно...хотя бы иногда :-)...
Интересный вообще предмет УПОВАНИЕ...и мной мало изучен...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

О нет! До этого ГОДЫ пути... Пока научимся мужеству упования.
   Закон Христов духовен, и выполнять его можно в духе, и никак не своими силами...
Можно конечно и самостью усе одолеть (якобы) :-D  и упасть от гордыни так низко...  :cry: что потом жить станет противно...  :cry: и здравствуй отчаяние и разочарование и недоумения...
   Насчет упования Air, годы, столетия...  :-D
Вижу в себе добровольную склонность моего произволения к страстям...
Глупо? - угу, так и есть... С этого и следует начать, со своего произволения. А упование?
Хорошо бы хотя бы "во время" и "на время" молитвы возлагать все до последней пылинки и вздоха, без остатка - на "Творческую Причину Сущности, Силы и Действия"...
О Бозе сотворим силу и Той уничижит стужающие нам...

« Последнее редактирование: 16 Июнь 2010, 01:32:57 от Питирим »
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

согласен с Питиримом. Упование нужно и можно практиковать, здесь воля тоже в этом нужна (направленная на то, чтобы все чаще и полнее уповать). И начинать надо именно в молитве, а потом уже во всяком деле и ситуации, сначала навыкать уповать в благоприятной ситуации, потом-в неблагоприятной и критичной. Так возрастать в твердости и полноте упования...

Вот,пример в жизни был хороший. Стоит православный на конечной автобуса, шкаф под 2 метра, дуб могучий, бывший борец. И какая-то мерзкая конфликтная ситуация с кавказцами прямо перед ним - явно видно, что они нарываются, зреет драка. Он молчит и молится - ни слова никому. И раз: как-то все рассосалось. Его потом спрашивают: что же ты не вмешался, ты мог их раскидать. А он: я не на свои силы, а на Бога упование возложил, Он - Судия, не я.
Как просящему научиться смирению достаются серьезные испытания, так испытывается и желающий уповать на Единого. Но много претерпевший будет вознагражден.
 
« Последнее редактирование: 16 Июнь 2010, 20:23:52 от прозелит »

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Хочу упомянуть и о связи "воли к аскезе" и благодати. Господь и Пречистая даруют немощным благодать, сподобляют "радости и веселия" со всеми святыми. Но та же самая благодать может блокировать прилоги, не допуская их в сердце,а может дать молчание ума. В радости и веселии, хранимый от помыслов, в безмыслии хорошо молиться - благодать от того возрастает.  Так молочной смесью взращивается дитя, не способное усвоить твердой "взрослой" пищи. И когда благодать покидает в обучающих целях , дитя делает опытные выводы само: благодать не уходит, но возрастает от молитвы, земных поклонов, поста. Конечно, возможна и обусловленность "состояниями", и тривиальное самообольщение. Но воля к аскезе у немощного возгревается желанием пребывать в благодатной радости. Имхо.
Меня же интересует вот что: принято считать, что такое "жидкое питание" дается именно новообращенным и на короткое время. Что же, остальным - лишь тот вариант, о котором сказал Питирим? Но так ли это?

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2405.msg70757#msg70757
Указаний в житийной и подвижнической литературе на то, что божественный свет - белый, нет. И далее как говорит об этом Григорий Палама В Триадах:
И вот они пишут, что наставники велели им забросить все Священное Писание как негодное и заниматься только молитвой, ею изгонять злых духов, якобы принадлежащих к сущности человека, чувственно распалять самих себя, скакать, наслаждаться, не дожидаясь обращения души, и созерцать видимые в таком состоянии чувственные светы, считая признаком Божиих светов блестящую белизну, а нечистых — как бы пламенность и желтизну. Они пишут, что все это говорили им наставники лично и что сами они считают это бесовщиной; а стоит возразить на что-нибудь из сказанного ими, они сразу усматривают в этом признак страстной одержимости, последнюю же опять-таки считают свидетельством обольщения. Вообще на многих примерах можно убедиться, что они перевирают своих обвиняемых и превосходно подражают в своих писаниях змеиным извивам и змеиному коварству, изворачиваясь во всевозможных вывертах и сплетая разные хитросплетения, каждый раз толкуя иначе и в обратном смысле свои собственные слова.
Из этого текста следует, что Варлаам, говоря о различении молитвенниками белого и огненного света, мог что-то переврать.
Зато из подвижнических писаний с достоверностью известно, что ум, озаренный светом благодати, светится сапфировым или небесным светом.
Евагрий Понтийский, "О помыслах".
Когда ум, совлекшись ветхого человека, облечется в благодатного человека (Кол. 3, 9-10), тогда увидит он во время молитвы состояние свое, сходное с сапфиром или небесным цветом, - это состояние Писание называет "местом Божиим", и его зрили [некогда] старцы на горе Синай (Исх. 24, 10-11).
На это место ссылается и Палама.
Исаак Сирин, "О чистой молитве".
И еще, тот же Григорий говорит: "чистота ума есть воспарение мысленнаго. Она уподобляется небесному цвету, в ней во время молитвы просиявает свет Святыя Троицы".
вспоминается часто слово "сапфировый" и "голубой"