Исихазм

Автор Тема: О психотехниках православных подвижников  (Прочитано 136681 раз)

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

странно, вроде запомнилось, что тут гдето было именно слово "голубой", а начал искать и не нашел.. надо бы прояснить. действительно, про конкретно белый свет никто не пишет из с.о. Белый встречается в евангелиях: "яко белильник не может выбелити" и "яко молния", в апокалипсисе "яко вОлна" и т.п. В житиях частенько проскакивает про молниеносное сияние святых..
у меня вопрос именно к "голубизне" или "сапфировидности". действительно ум очищенный и облекаемый благодатью видится чемто кристалловидным, прозрачным, очень чистым, небесным. Можно сказать, что он голубоват, небесен. но можно ли говорить, что он кокретно голубой? Т.е. как охарктеризовать эту "сапфировидность"?

сапфир ведь не совсем небесного цвета, а весьма прозрачен. тут очень кстати слова из апокалипсиса про "стеклянное море смешанное с огнем" на котором стояли святые. вероятно, это тоже самое "место", что видели старейшины израильские при Моисее (ведь святые - боги). "по вкусу" несет в себе нечто ангельское, нетленное, вечное, запах смерти, тли в нем уничтожается и возбраняется. Григорий в приведенной цитате говорит: "чистота ума есть воспарение мысленнаго. Она уподобляется небесному цвету, в ней во время молитвы просиявает свет Святыя Троицы". т.е. в небесном уме (в стеклянном море) обитает божественный огонь. Нектарий Оптинский както советовал иконописцу, как рисовать свет фаворский: не ослепительно белым, а бело-золотистым, как излияние благости более чем сам чувствуемый свет. У с.о. часто вообще говорится: вижу чтото, но что такое вообще не понятно, Симеон богослов прибавляет: "обаче просто, яко свет". Но это уже не сам ум. Если чистый ум видится весь небесным, но может иногда принимать и другие образы в себя, оставаясь по составу чистым, то у прелести, как я понимаю, основной признак такой: вообразительное захватывает весь ум и показывает его определенного цвета, тогда как ум остается грязным и злым. с голубым окрасом, как и с белым не стоит серчать

М.б. это более в тему про световые явления. просто цитировал отсюда, тут и написал

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Александр, планируете ли Вы разместить заключительную часть заметок о психотехниках?
 Будет жаль, если тема останется незавершенной, как в свое время (если мне не изменяет память) осталась незавершенной тема о родовых грехах.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11907
    • Просмотр профиля

Наверно, и эта останется незавершенной. Основное сказано.

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #213 : 12 Август 2010, 13:34:55 »
Не совсем понял следующее. У епископа Феофана в "Письмах о духовной жихни" написано:

Сидеть на малом стульце, стеснить дыхание, болеть раменами, выею, персями, советуется ради того, чтобы поставить в бодренное направление тело; но если ты можешь как нибудь иначе это исполнить, или делать это одним внутренним напряжением мышц, делай как находишь удобнее, только не распускай членов тела.

Значит ли это, что следует напрягать мышцы тела?

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #214 : 12 Август 2010, 13:50:50 »
Значит ли это, что следует напрягать мышцы тела?

  имхо напряжение мышц, это средство которое если правильно помню  епископ Феофан рекомендовал для развития внутрь пребывания, соответственно если у человека есть молитвенный навык и он  без напряжения мышц погружается умом внутрь себя, то зачем ему эта физкультура..
  из личного опыта - я пробовал, как то сочетать молитву с мышечным напряжением - две опасности, имеет место имхо:
  - если вн. духовное состояние нормальное,  то  можно легко уклониться в экстатическое состояние, которое возникает на чисто физическом уровне;
  - если вн. готовность  не вполне соответствует " мин.стандартам", то начинаются нездоровые ощущения, как их тут называли на форуме поклонники кунг-фу ( :-)) - пробивание пробок, а бывает и еще хуже, энергетика начинает буйствовать так, что  есть реальная опасность самого себя повредить

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #215 : 12 Август 2010, 13:58:25 »
Где-то так - вполне согласен. Вот прочел, что часть психотехники епископ пропустил намеряно при переводе, но упомянул о ней в Письмах. Так не делал, но вчитавшись в эти слова (раньше не воспринимал их буквально), вспомнил просто по жизненному опыту, что такое напряжение само по себе рождает некие переживания. Т.е. кто-то пробовал следовать буквально?

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #216 : 12 Август 2010, 14:13:40 »
а тут кстати уже была тема  "о нисхождении силы", где вся  королевская конница и вся королевская рать  :-), пыталась выяснить, что происходит с молитвенником следовавшим наставлениям С.Нового Богослова - маленький стульчик и прочее..
это я не в плане критики, или еще, что-то а к тому, что  в таких случаях ощущения начинаются,   в отношении которых, точно сказать нельзя  - что это, а вот увлечься ими влегкую, т.к. они очень и очень захватывают имхо

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #217 : 12 Август 2010, 14:18:41 »
Та тут и так часто "точно сказать нельзя" и без этого 8) Короче, можно сказать следующее - есть такое? Т.е. верно понимаю, что речь идет именно о напряжении мышц? Что с этим делать это уже иной вопрос... и другой темы 8)

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #218 : 12 Август 2010, 14:23:12 »
Т.е. верно понимаю, что речь идет именно о напряжении мышц? Что с этим делать это уже иной вопрос... и другой темы 8)

 подозреваю, речь идет именно о напряжении мышц, но от однозначного   утверждения воздержусь, а то знаете мало-ли .. 8-)

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #219 : 12 Август 2010, 14:34:44 »
На том и порешим 8)

Stalker

  • Сообщений: 9
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #220 : 22 Август 2010, 02:48:47 »
а тут кстати уже была тема  "о нисхождении силы", где вся  королевская конница и вся королевская рать  :-), пыталась выяснить, что происходит с молитвенником следовавшим наставлениям С.Нового Богослова - маленький стульчик и прочее..
могли бы вы ссылку на эту тему указать?
спасибо.

прозелит

  • Сообщений: 6288
    • Просмотр профиля

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #222 : 12 Ноябрь 2010, 12:39:02 »
Когда же жесткое разделение (и в человеке, и обществе) было нарушено, тогда у сапожника появилась возможность найти внутри себя монаха, оставаясь - по форме - сапожником. Так и монах, оставаясь иноком по одежде, теперь может свободно вести хозяйственную жизнь, если он в душе - сапожник.
http://www.pravmir.ru/skolko-kadilom-ni-mashi-rubl-krepche-ne-stanet-rabotat-nado/
Зачем тогда в алтарь лезть?

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #223 : 12 Ноябрь 2010, 13:37:29 »
Навероное я отстал от жизни. Мне это произведения Кафки напоминает...Почему кандидат наук пол не может мыть??? Чото у меня с головой не то...
« Последнее редактирование: 12 Ноябрь 2010, 13:56:33 от Hors »

margav

  • Гость
Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #224 : 12 Ноябрь 2010, 13:44:54 »
ниче-ниче...нас всех выличут... 8-)