Исихазм

Автор Тема: Медитация и Исихазм  (Прочитано 49001 раз)

Виталий

  • Гость
Медитация и Исихазм
« : 21 Март 2005, 20:14:43 »
Я бы хотел узнать если медитация практикуется в Исихазме. Являиться ли молитва типом медитации?

спасибо

Anonymous

  • Гость
Медитация и Исихазм
« Ответ #1 : 21 Март 2005, 21:39:37 »
Я вел как-то такую полемику на форуме kuban.ru. (http://www.kuban.ru/forum_new/forum30/files/4527.html) Это беда нашего экуменического времени. Проводить знаки равно между всеми религиозными течениями: де, все приводят к одному и тому же. Это, как мне какжется, одна из форм сатанинского искушения. Де, и йоги свет видят и буддисты, и св.Отцы. И кришнаиты о любви говорят и Христос, и Будда о сострадании и проч. На мой взгляд это кактегорически разные вещи.
Коротко говоря можно сказать, что медитация это погружение в бессознательное состояние, в котором с тобой работают кто угодно. Молитва это наооборот трезвение, где ты четко должен отсекать все недопустимые влияния. Медитация это познания себя как бога, молитва это познание себя как падшей твари. Медитация растит гордыню, молитва растит смирение. Молитва ищет трансцендентного Бога, медитация ищет бога в себе. Искушение "станете яко бози" это как раз и есть медитация. Нирвана есть тьма кромешная, есть прекращение жизни, прекращение существования, расстворениев ничто. Царство Божие есть полнота жизни, есть всеипостасное существование. Поэтому буддистов надо любить, буддизм же и иже с ним полагать как сатанинскую ложь, лжеучение.
Христианство подвергалось гонениям именно потому, что христиане не признавали никакую другую религию как проявление Истины. А нас сейчас обвиняют в фанатизме и нетерпимости. Спасется ли каждый отдельный буддист или йог, Бог знает. Спасется ли достигший нирваны или самадхи, следуя логики - никак.

Victor

  • Сообщений: 466
  • Севастополь
    • Просмотр профиля

Медитация и Исихазм
« Ответ #2 : 21 Март 2005, 21:56:30 »
Медитация переводится как "размышление", и если понимать её в этом смысле, то все мы медитируем, т.е. размышляем, сосредотачивая внимание на чём-либо.
Если же взять это слово в значении духовной практики, то различие между практиками православной молитвы и медитации (как она понимается в восточных учениях, или западных оккультных учениях) - весьма велико. Молитва в исихазме проникнута чувством, она далека от холодного сосредоточения на образе или же пламенного горения чувств - как это делается в медитации. Совсем другой строй мысли, чувства, настроения, с которым приступают к этому. И цель, самое главное - разная.
Хочу добавить, что не во всех практиках медитации сознание погружается в бессознательность. Имеются учения в которых упор ставится на постоянное сохранения ясного сознания во время медитации. То есть, имеется трезвение, но все же сам строй такой осознанной медитации далёк от настроения умного делания.

Anonymous

  • Гость
Медитация и Исихазм
« Ответ #3 : 21 Март 2005, 22:45:06 »
Да, бесспорно. Есть дзен, где осознанное пребывание в здесь и сейчас есть объект медитации. Но опять же. Антропология востока утверждает что человек есть бог. И в том же дзене выкристализованная интуиция и спонтанность есть проявление твоей божественной натуры. Каждый человек имеет природу Будды. Результаты очевидны.

Anonymous

  • Гость
Медитация и Исихазм
« Ответ #4 : 19 Май 2005, 02:50:27 »
>Но опять же. Антропология востока утверждает что человек есть бог. И в том же дзене выкристализованная интуиция и спонтанность есть проявление твоей божественной натуры. Каждый человек имеет природу Будды. Результаты очевидны.

 - Простите,но это не так. - Индуисты утверждают,(впрочем как и православные),что душа божественна,но сразу скажут,что это прелесть(апрадбха),если Вы скажете "Я Бог". - На мой взгляд - "Я есть Бог,но Бог не есть Я" - правильнее, - ошибка же считать себя Богом считается грубейшей в духовной практике йогов.

Олег

  • Гость
Медитация и Исихазм
« Ответ #5 : 20 Май 2005, 02:07:38 »
Цитата: Anonymous
 Это беда нашего экуменического времени. Проводить знаки равно между всеми религиозными течениями: де, все приводят к одному и тому же. Это, как мне какжется, одна из форм сатанинского искушения. Де, и йоги свет видят и буддисты, и св.Отцы. И кришнаиты о любви говорят и Христос, и Будда о сострадании и проч. На мой взгляд это кактегорически разные вещи.

 Если рассматривать данный вопрос с внешней точки зрения, то да.
Но на самом деле везде говорится о любви к Богу и ближнему, не всегда правда это делается на практике. Вместо этого представители различных религий воюют и спорят лруг с другом. это противостояние и есть то самое сатанинское исушение, ведь Бог есть любовь, а когда те же христиане начинают спорить о том, чья религия более правильная, то эта любовь тут же куда-то исчезает. Проще всего объявить всех, кто не является христианами сатанистами, а вот возлюбить - это сложнее всего.
 Разные религии воспринимают Бога по-разному: буддисты видят безличный аспект Бога, христиане и кришнаиты воспринимают его как личность и это явлается более совершенным - здесь больше простора для выражения любви к Богу. Я встречался с представителями этих направлений и достаточно видел как действительно святых личностей, так и самых отъявленных фанатиков. Последние производят довольно неприятное впечатление. Так что предлагаю сосредоточить наше внимание на боге и Его прекрасных качествах, а не на сатанинских искушениях.
Цитата: Anonymous

Коротко говоря можно сказать, что медитация это погружение в бессознательное состояние, в котором с тобой работают кто угодно.

 Такое происходит в случае отсутствия руководства со стороны духовного учителя. Сейчас медитация стала довольно модным явлением, но мало кто делает это в соответствии с традицией. Отсюда и негативные результаты. В случае дисбаланса нашей тонкой системы к нам действительно может подключиться кто угодно и последствия могут стать просто катастрофическими вплоть до сумасшествия.
 На самом же деле при медитации должно возникать не просто бессознательное состояние, а связь с Богом. Остутствие мыслей в этот момент помогают нам установить эту связь. В христианстве есть аналог этой методики - безмолвная молитва.
Цитата: Anonymous

 Молитва это наооборот трезвение, где ты четко должен отсекать все недопустимые влияния. Медитация это познания себя как бога, молитва это познание себя как падшей твари. Медитация растит гордыню, молитва растит смирение.

  С гордыней настоящая медитация просто не получится, ведь гордыня сама по себе рождает определённые мысли в нашем уме, а медитация предполагает безмысленное состояние. Насчёт познания себя как бога - это очередное извращение срвременных эзотериков. На самом деле речь идёт о реализациив себе божественных качеств, а не о том, чтобы стать равным или выше Бога. Это невозможно. Мы можем только лишь приблизиться к Нему.
 Состояние смирения - это хорошее дело, но не стоит это доводить до самоуничижения, ведь мы всё-таки дети Бога, а не просто твари какие-то. Здесь следует избегать двух крайностей: излишнее чувство вины с одной стороны и гордыня с другой стороны.
Цитата: Anonymous

Нирвана есть тьма кромешная, есть прекращение жизни, прекращение существования, расстворениев ничто. Царство Божие есть полнота жизни, есть всеипостасное существование. Поэтому буддистов надо любить, буддизм же и иже с ним полагать как сатанинскую ложь, лжеучение.

 В переводе с санскрита нирвана - это прекращение материального существования. Но за этим следует духовное существование. Это прада не отражено в буддизме, за исключением некоторых его школ.
Поэтому я изучил буддизм, но останавливаться на нём не стал. Что-то я в нём нашёл полезного, но это учение сделало своё дело в своё время, но сейчас есть более совершенные методы духовной практики.
Цитата: Anonymous

Христианство подвергалось гонениям именно потому, что христиане не признавали никакую другую религию как проявление Истины. А нас сейчас обвиняют в фанатизме и нетерпимости. Спасется ли каждый отдельный буддист или йог, Бог знает. Спасется ли достигший нирваны или самадхи, следуя логики - никак.

 Если бы христиане вели себя нормально и не доказывали с пеной у рта, что они хорошие, а все остальные дураки, то никто бы их не обвинял. Если есть, что сказать представителям других религий, то надо это делать спокойно, но в то же время уверенно, основываясь на духовном опыте, а не на бурных эмоциях. И тогда у людей будет больше желания прислушаться к этому. Я лично уважаю как христианство, так и восточные направления и считаю, что Истина есть везде, просто каждый воспринимает её с разных позиций и не всегда правильно и в полном объёме.
 Что же касается буддистов, то немногие из них действительно спаслись, среди йогов таких было побольше, что же касается самадхи, то само по себе это состояние (если оно действительно имело место, а не было симитировано) уже само по себе говорит об освобождении из этого материального мира.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Медитация и Исихазм
« Ответ #6 : 21 Май 2005, 16:37:36 »
Мы эти вещи уже обсуждали в этой теме: http://www.hesychasm.ru/forum/viewtopic.php?t=112

По моему ИМХО главное отличие в том что практикующий "восточную медитацию" может быть ищет "нечто" (истину, Бога как абсолют, личный или безличный). Я не могу говорить находит ли он или нет, не знаю. Христианин же ищет, взывает, и находит и встечается в молитве с Личным и Живыи Богом, и вступает в союз любви с Ним, входит и становится причастником таинственной жизни с Боге. Здесь поиск и вступление в личное отношение с Богом стоит на первом месте. Христос об этом так сказал самарянке "вы не знаете КОМУ поклоняетесь, а мы знаем КОМУ поклоняемся", под словом "знаем" разумея не умственное знание, а знание по опыту общения. Заметьте - Он не отверг самарянку, не сказал что "вы поклоняетесь бесам", признал что она ищет Бога, ищет истину, но сказал как есть - "не знаете кому поклоняетесь".

Цитировать
Истина есть везде, просто каждый воспринимает её с разных позиций и не всегда правильно и в полном объёме


Как сказал Пилат когда-то: "Что есть истина?". Человек обычно ищет истину как истинное знание, мировоззрение, духовное состояние, практику и др. Христос же сказал нечто совершенно другое - истина это Сам Бог, не мировоззрение или знание, а лично Бог: "Я есть Путь, Истина и Жизнь"

Цитировать
Вместо этого представители различных религий воюют и спорят лруг с другом. это противостояние и есть то самое сатанинское исушение, ведь Бог есть любовь, а когда те же христиане начинают спорить о том, чья религия более правильная, то эта любовь тут же куда-то исчезает. Проще всего объявить всех, кто не является христианами сатанистами, а вот возлюбить - это сложнее всего.


Если брать примеры не с воинствующих "христиан" на фрумах, а например св. Силуана, то видно что истинный христианин бесконечно любит всех людей без различения веры, но зная Бога по опыту общения, видит и заблуждения ближних и говорит им об этом. Критиковать неверные взгляды не означает осуждать тех кто этих взглядов придерживается, а означает убеждать из любви к ним и желания направить на верный путь. Убеждать конечно лучше всегда не столько критикой, сколько положительным примером.



В предыдущей теме уже приводилась цитата из кн. Епископа Каллистоса Уэра "Сила имени", но я думаю она и здесь будет уместна:

Метод, выработанный византийскими исихастами, поразительно схож с практикой, существующей в йоге и суфизме [48]. Простое ли это совпадение, и развивались ли эти традиции независимо одна от другой? Если суфизм и исихазм связаны напрямую, - а порой две традиции так близки, что простое совпадение кажется невероятным, - то кто у кого заимствовал? Все эти вопросы открывают захватывающие перспективы для научных изысканий, хотя слишком фрагментарный материал и не позволит ответить на них однозначно. Как бы там ни было, не следует упускать из виду, что кроме сходств существуют и различия. Картины могут разительно отличаться друг от друга, но в их рамках всегда можно найти схожие черты. Главное - сама картина. В практике Иисусовой молитвы телесные упражнения - рамка, а картина - внутреннее обращение ко Христу. "Рамка" Иисусовой молитвы вполне может походить на "рамки" из нехристианских традиций, но это не должно сбивать с толку, ведь сама картина - уникальна. Иисусова молитва - христианская по содержанию, по существу; главное в ней - не повторение, не поза и не дыхание, но то, к Кому мы обращаемся. А слова ее обращены прямо к Иисусу Христу, воплотившемуся Спасителю, Сыну Бога и Сыну Марии.
Тот факт, что иногда в Иисусову молитву вовлекают по определенному методу и тело, не должен скрывать от нас ее суть. Она - не просто прием, помогающий сосредоточиться или расслабиться, и уж никак не "христианская йога", разновидность "трансцендентальной медитации" или "христианская мантра", как некоторые о ней говорят. Напротив, вся ее суть в обращении к. Другому, к Богу, ставшему человеком, Иисусу Христу, личному Спасителю и Искупителю, и ее нельзя низводить до простого метода. Иисусова молитва живет в определенном контексте, и стоит изъять ее оттуда, как она теряет всякий смысл.
Первое, что задает контекст Иисусовой молитве, есть вера. Нельзя призывать Имя, не веря в Иисуса Христа как в Сына Божия и Спасителя; бессмысленно твердить словесную формулу, не имея живой веры в Иисуса как Господа и не отдавая себе отчет в том, Кто Он и что Он сделал для нас лично. И как бы слаба ни была эта вера, какие бы сомнения ее ни подтачивали, как бы ни хотелось вместе с отцом одержимого ребенка воззвать: "Верую, Господи, помоги моему неверию" (Мк. 9:24), достаточно бывает одного желания верить, одной искры любви к Иисусу, Которого мы еще так плохо знаем.
Второе, что задает контекст Иисусовой молитве, есть церковность. Мы призываем Имя не индивидуально, полагаясь исключительно на свои внутренние силы, но - как члены тела Церкви. К кому бы мы ни обратились: к св. Варсануфию. св. Григорию Синаиту или епископу Феофану - все они рекомендовали Иисусову молитву только крещеным христианам, регулярно участвующим в таинствах Церкви, исповеди и причастии. В книгах этих авторов нет и намека на то, что призывание Имени подменяет собой таинства. Напротив, они настаивали на том, что тот, кто хочет творить Иисусову молитву, должен быть реальным членом Церкви, причащающимся Святых Тайн.
И все же в наши дни, когда людей снедает любопытство, а Церковь так разобщена, к Иисусовой молитве прибегают многие из тех, кто не только не принадлежит к какой-либо из Церквей, но не имеет и сколько-нибудь отчетливой веры в Господа Иисуса, а то и вовсе никогда не помышлял о ней. Правильно ли запрещать им молиться? Конечно нет, если только они искренне ищут Источника Жизни, ведь и Иисус осуждал одних лишь лицемеров. И тем не менее, со всяким смирением и полным сознанием нашей собственной ущербности, мы обязаны признать, что эти люди оказались в ненормальном положении, и наш долг - предупредить их об этом.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Медитация и Исихазм
« Ответ #7 : 21 Май 2005, 18:44:51 »
Цитата: Олег
Если бы христиане вели себя нормально и не доказывали с пеной у рта, что они хорошие, а все остальные дураки, то никто бы их не обвинял. Если есть, что сказать представителям других религий, то надо это делать спокойно, но в то же время уверенно, основываясь на духовном опыте, а не на бурных эмоциях. И тогда у людей будет больше желания прислушаться к этому.


Тот кто "доказывает с пеной у рта, что он хороший, а все остальные дураки" не христианин по определению. Христианин почитает себя худшим грешником. Все же я призываю к милосердию по отношению к тем новоначальным христианам реакция коготрых на межрелигиозные споры бывает излишне горячей. Это особенность христианского пути - в первые годы воцерковления человек проходит через мучительный этап борьбы с грехом в себе, с соблазнами мира сего, поиск верного понимания учения, и это часто сопровождается напряжённостью и нетерпимостью в отношениях с теми кто его взгляды не разделяет. Некоторые воспринимают это как признак ущербности самой христианской веры, поскольку она делает человека нетерпимым. На самом деле это "болезнь роста" которая со временем прходит, если конечно человек в таком состоянии не "застревает" надолго.

Цитата: Олег
Я лично уважаю как христианство, так и восточные направления и считаю, что Истина есть везде, просто каждый воспринимает её с разных позиций и не всегда правильно и в полном объёме.


Чтож, у Вас есть право так верить, а у меня - сэтим не соглашаться, нисколько Вас не осуждая при этом. Настоящая веротерпимость допускает что ближний может и имеет право также считать что его вера единственно верная. Я считаю что моя христианская вера истинная, а мой сосед иудей - что иудейская. И я считаю что у него ЕСТЬ ПРАВО так верить, и не считаю его нетерпимым на основании его веры, но я также считаю что и у меня ЕСТЬ ПРАВО считать мою веру истинной. Я не обязан принимать точку зрения что "все веры равны". Навязывать такую точку зрения под лозунгом веротерпимости уже само по себе является насилием над верой и отрицанием веротерпимости.

Христиане не себя считают умнее или выше остальных,  а считают лишь  свою веру истинной. Истинность веры - средство ко спасению, а не повод осуждать тех кто её не придерживается. Православная церковь существует для того чтобы спасать тех кто к ней принадлежит, и делиться со всеми благой вестью о возможности спасения в ней, а не для того чтобы осуждать тех кто к ней не принадлежит.

Alek-Sandr

  • Сообщений: 225
    • Просмотр профиля

Медитация и Исихазм
« Ответ #8 : 22 Май 2005, 01:00:24 »
Когда я крестился и рассказал Батюшке о своем увлечении восточными единоборствами и работе тренером, он мне ответил, что все это вполне допустимо, делать это с позиции православия можно, но только без медитации. Я тогда довольно легко с ним согласился, не пытаясь расспрашивать почему да как.
   Сейчас я это понимаю так, что самих видов медитации существует великое множество и для начала просто говорят, что лучше без этого, чтобы человек не туда не полез. Один из типов медитации - это по возможности полное пребывание в том, что делаешь. (Какие-то тренировочные практики, например, в моем случае; но и при молитве Иисусовой разве не нужно полного пребывания в этом?)
    По-моему нет однозначного определения того что такое медитация и в конкретных случаях надо разбираться что человек делает и на что это его делание направлено.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Медитация и Исихазм
« Ответ #9 : 22 Май 2005, 02:08:03 »
О соотношении медитации и православной молитвы говорилось достаточно много на кураевском форуме:
Вот две длинных и ужасно замусоренных - обычное дело для этого форума - тем:
"О вреде медитации":  
http://www.kuraev.ru/forum/view.php?subj=25998&fullview=1&order=
Медитация: взгляд изнутри и снаружи
http://www.kuraev.ru/forum/view.php?subj=20401&fullview=1&order=

Я высказывал в них свои представления о медитации.

Alek-Sandr

  • Сообщений: 225
    • Просмотр профиля

Медитация и Исихазм
« Ответ #10 : 22 Май 2005, 03:03:36 »
То, что вокруг темы медитации на том форуме накручено о-очень много всего в общем понятно, - высказываются люди, называющие себя язычниками, буддистами, православными, кришнаитами и т.д. Это только подтверждает мои соображения о том, что термин медитация можно понимать очень разнообразно даже в рамках одной философской или религиозной системы.
   Поэтому, наверное, было бы правильнее не использовать это слово именно как термин, а в каждом случае не лениться и растолковывать хотя бы ученикам что именно имеется в виду. Противоречия максимального пребывания сознания в умной молитве с какими-либо православными канонами я не вижу. Даже, пожалуй, сказал бы больше - это условие необходимое, но не достаточное.

Олег.

  • Гость
Медитация и Исихазм
« Ответ #11 : 25 Май 2005, 00:58:02 »
Цитата: Evgeny

Тот кто "доказывает с пеной у рта, что он хороший, а все остальные дураки" не христианин по определению.[/quote]
Полностью согласен с этим. Ведь смирение и всепрощение - это одни из основных качеств Христа и их необходимо в себе развить не только христианину, а любому человеку, идущему по пути духовности. Без этого духовный рост просто невозможен.
Цитата: Evgeny

  Все же я призываю к милосердию по отношению к тем новоначальным христианам реакция коготрых на межрелигиозные споры бывает излишне горячей.

Мне остаётся только принять этот призыв. Ведь в противном случае можно и самому скатиться до этого уровня.
Цитата: Evgeny

 Это особенность христианского пути - в первые годы воцерковления человек проходит через мучительный этап борьбы с грехом в себе, с соблазнами мира сего, поиск верного понимания учения, и это часто сопровождается напряжённостью и нетерпимостью в отношениях с теми кто его взгляды не разделяет.

Это справедливо и для других религий. Со многими общался и подобные явления наблюдал. Духовный рост - это действительно непростой процесс и здесь всякое может быть.
 В индийской традиции рассматривается 16 ступеней развития божественной любви:
 
1.Шраддха - обретение веры.
2.Садху-санга - общение со святыми. Обретя веру, человек начинает общаться со святыми, получает ответы на свои вопросы и наставления в духовной практике.
3.Бхаджана-крийя - занятие духовной практикой. Здесь человек уже переходит от теории к практике.
4.Анартха-нивритти - устранение препятствий и недостатков. Это пожалуй самая сложная ступень. Здесь необходимо расстаться со всеми нашими недостатками и uht
Цитата: Evgeny
льнейший духовыный рост невозможен.
5.Ништха - стойкость, непоколебимость. При отсутствии недостатков наша практика становится устойчивой и нас уже ничто не сможет увести с духовного пути.

Далее следует дальнейшее развитие божественной любви и от ступени к ступени эта дюбовь становится всё глубже и глубже. Подробно описывать эти ступени не буду, так как сам пока ещё нахожусь на четвёртой.
Цитата: Evgeny

 Некоторые воспринимают это как признак ущербности самой христианской веры, поскольку она делает человека нетерпимым. На самом деле это "болезнь роста" которая со временем прходит, если конечно человек в таком состоянии не "застревает" надолго.

 Я лично не считаю христианскую веру ущербной, так как в этой вере находится достаточно много действительно святых людей, которые благополучно преодолели эту болезнь роста и способны нести миру истинную духовность. Подобные люди есть и в других религиях и это радует.
 Ущербным может быть только восприятие духовных истин сквозь призму ума, загрязнённого нашими недостатками, что и проявляется в форме вышеназванной болезни. Достаточно очистить свой ум от этих недостатков и мы будем способны воспринимать духовные истины такими, как они есть на самом деле.


Цитата: Олег
Я лично уважаю как христианство, так и восточные направления и считаю, что Истина есть везде, просто каждый воспринимает её с разных позиций и не всегда правильно и в полном объёме.

Цитата: Evgeny

Православная церковь существует для того чтобы спасать тех кто к ней принадлежит, и делиться со всеми благой вестью о возможности спасения в ней, а не для того чтобы осуждать тех кто к ней не принадлежит.

 Ну что ж, достаточно мудрая и взвешенная позиция. Жаль только, что не все христиане её разделяют. В основном приходится иметь дело с тем, что представителей других традиций оскорбляют и обзывают сектантами, пишут в прессе клеветнические статьи. Надеюсь, что подобная практика вскоре прекратится.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Медитация и Исихазм
« Ответ #12 : 25 Май 2005, 01:19:06 »
Цитата: Олег.
В основном приходится иметь дело с тем, что представителей других традиций оскорбляют и обзывают сектантами, пишут в прессе клеветнические статьи. Надеюсь, что подобная практика вскоре прекратится.


К сожалению, если смотреть на вещи реально, на прекращение такой практики расчитывать не приходится. Но можно к ней относиться бесстрастно, а к людям так поступающим - с милосердием, понимая что такая практика связана с "болезнями роста" этих людей.

Alek-Sandr

  • Сообщений: 225
    • Просмотр профиля

Медитация и Исихазм
« Ответ #13 : 25 Май 2005, 01:59:43 »
Можно только добавить, что человек вообще несовершенен, а не только христиане   :?

Леонид Сергиевский

  • Гость
А была ли веротерпимость у Спасителя?
« Ответ #14 : 25 Май 2005, 08:27:42 »
Цитата: Evgeny
Цитата: Олег.
В основном приходится иметь дело с тем, что представителей других традиций оскорбляют и обзывают сектантами, пишут в прессе клеветнические статьи. Надеюсь, что подобная практика вскоре прекратится.


К сожалению, если смотреть на вещи реально, на прекращение такой практики расчитывать не приходится. Но можно к ней относиться бесстрастно, а к людям так поступающим - с милосердием, понимая что такая практика связана с "болезнями роста" этих людей.


Вот интересно - а как тогда быть с мнениями святых, которые в достаточно жесткой форме говорят о "представителях других традиций" и даже "обзывают" их :) ? Сложно, по-моему, св.Феодосия Печерского заподозрить в "болезни роста"?

Вот возьмем к примеру отношение святых к католикам:

 ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ (1074)

Множеством ересей своих они (латиняне) всю землю обесчестили… Нет жизни вечной живущим в вере латинской.

СВЯТИТЕЛЬ МАРК ЕФЕССКИЙ (1457)

Мы отторгли от себя латинян не по какой иной причине, кроме той, что они еретики. Поэтому совершенно неправильно объединяться с ними. Латиняне не только раскольники, но и еретики. Наша Церковь молчала об этом потому, что их племя гораздо более и сильнее нашего.

СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК (1894)

Была одна Церковь на земле с единою верою. Но пришло искушение, - папа со своими увлекся своемудрием и отпал от единой Церкви и веры.

Папа изменил многие догматы, все таинства перепортил, расслабил правила церковного руководства и исправления нравов, и все пошло не по намерению Господа - хуже и хуже...

СВЯТОЙ ПРАВЕДНЫЙ ИОАНН КРОНШТАДСКИЙ (1908)

       "Кто бы не желал соединиться из православных с католиками или лютеранами и быть с ними одно - во Христе, одною Церковью, одним обществом верующих! Но кто из членов этих глаголемых церквей, особенно предстоятелей, именующихся папами, патриархами, митрополитами, архиепископами и епископами или же ксендзами, патерами, - согласится отречься от своих заблуждений? Никто. А мы согласиться с их еретическим учением не можем без вреда своему душевному спасению… Разве можно соединить несоединимое - ложь с истиною?"

Как видно, святые очень конкретно выражают, хочется сказать, "свое отношение" к католичеству, но правильнее будет сказать - не свое мнение, а того Духа, которым они были движимы.

Вот и Господь в Евангелии показывает, как он сам, Бог и Человек, относится к "другим вероисповеданиям":

- о фарисеях, которые представляли напрвление "ревнителей благочестия" в иудействе тех времен :

1 Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим 2 и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; 3 итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: 4 связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; 5 все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; 6 также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах 7 и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! 8 А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья; 9 и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; 10 и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос. 11 Больший из вас да будет вам слуга: 12 ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится. 13 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете. 14 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение. 15 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас. 16 Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. 17 Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото? 18 Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен. 19 Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар? 20 Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; 21 и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; 22 и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем. 23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. 24 Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! 25 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. 26 Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. 27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; 28 так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. 29 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, 30 и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в [пролитии] крови пророков; 31 таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; 32 дополняйте же меру отцов ваших. 33 Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? 34 Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; 35 да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. 36 Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей. 37 Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! 38 Се, оставляется вам дом ваш пуст. 39 Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!  (От Матфея, глава 23)

Не будем же мы, надеюсь, Господа упрекать в "болезни роста"?
Тут можно сказать, что Господь, как Истинный Судия, имеет полное право выносить суждение о еретиках, чего нельзя сказать о нас, христианах. Мы, дескать, должны помалкивать...

Но вот Иоанн Креститель, больше которого никто не восставал из мужей, вторит Господу:

7 Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? 8 сотворите же достойный плод покаяния 9 и не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам", ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. 10 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. (От Матфея 3, 7-10)

Итак практика увещевания еретиков, сопряженная с весьма конкреными высказываниями относительно их истинного состояния, была и у Спасителя и у великих христианских святых.

Не уважают они "другие исповедания"! Нет в них "веротерпимости". Вот например - о ереси николаитов -

6 Впрочем то в тебе [хорошо], что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу. (Откр. 2, 6)