Леонид, всё очень просто. "Болезнь роста" не у тех кто утверждает что кто-то в ереси, а у тех кто на этом основании "оскорбляют". Утверждать что учение - ересь, а следовательно те кто придерживаются его - еретики - это не значит ОСУЖДАТЬ людей, а значит просто констатировать ФАКТ того что их учение содержит искажения, что они не принадлежат православной церкви, и что объединиться с ними в единую церковь невозможно пока они не отрекутся от своих заблуждений. Мы обязаны свидетельствовать об истинности своей веры и говорить открыто о заблуждениях тех кто в ереси. Но при этом не осуждать и любить всех людей независимо от их веры. "Еретик" - не ругательство или оскорбление, а констатация факта отпадения от православной церкви. "Еретик" и "неправославный" - это одно и то же, и нет в этом слове никакого "ругательного" значения. Анафема - не проклятие, а в переводе с греческого означает "предоставляем в руки Божии" (= на волю Божию).
Мы знаем принцип христианина - "любить ближнего, но ненавидеть его грех". Это не так просто сделать, и мы обычно уклоняемся либо в осуждение и ненависть к ближнему вместе с его грехом, либо в "терпимость" к ближнему вместе с его грехом. Такая "терпимость" есть на самом деле равнодушие.
Любящий брат не будет равнодушен, когда его родной брат употребляет наркотики, но и не проклянет его и не откажется от любви к нему, а приложит максимум усилий чтобы убедить его оставить грех, употребляя иногда более жёсткие, иногда более мягкие выражения, в зависимости от ситуации, но всегда действуя с любовью. И также попытается оградить остальных братьев от ошибок заблудшего брата, предупреждая об их опасности.
Посмотрите как писал прп. Максим Исповедник о совершенной любви:
"Совершенный в любви и достигший верха бесстрастия не знает разности между своим и чужим, или своей и чужой, или
между верным и неверным, или между рабом и свободным, или даже между мужеским полом и женским. Но, став выше тиранства страстей и взирая на, одно естество человеческое, на всех равно смотрит, и ко всем равно расположен бывает."
И в то же время, имея такую любовь, прп. Максим, когда почти вся церковь, включая патриарха, оказалась в ереси монофелитства, свидетельствовал об этом заблуждении и отказался причаститься с еретиками - не потому что он их ненавидел или осуждал, а потому что он был обязан перед Истиной, перед Христом, засвидетельсьвовать о заблуждении монофелитства (за что и поплатился жизнью).
Бог дал человеку свободу, и веротерпимось есть признание этой свободы и уважение права человека исповедывать любую веру. Это ничего общего не имеет с идеей что "все веры равны", и не означает что веротерпимый человек не имеет права публично свидетельствовать о заблуждених иных вероисповеданий.
6 Впрочем то в тебе [хорошо], что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу. (Откр. 2, 6)
Заметьте - дела Николаитов, а не самих Николаитов.