Про языки - принято, а вот про литературоцентричность не понял. Это к тому, что за отсутствием подлинных письменных сокровищ духа русский человек должен питаться беллетристикой или переводами? Ну с одной стороны - да, в богословии основное было сказано отцами до, а с другой - русские беллетристика и философия сильно больше себя самих, они вечно себя преодолевают, это ты сама прекрасно знаешь. Ну да ладно "русская идея" в любом виде - самая нелюбимая тема из возможных, я не патриот типа "Россия - родина слонов".
Нет, это к тому, что у нас тотальная визуальная, музыкальная и прочая безграмотность, зато в литературе разбирается каждый. Так устроена система образования. И получаются любопытные выверты: сакрализация буквы и невнимательность ко всему остальному, его просто не существует. Все эстетические суждения сводятся к "красиво" и "некрасиво", даже не пытаясь ничего понять. Имеем что имеем: повсеместное софрино и клоны Дионисия (причем независимо от духовного уровня заказчика). Еще одна проблема: культурная изоляция, замкнутость. Во времена расцвета Древней Руси строили немцы, итальянцы, расписывали греки и ни у кого не возникало вопросов: должен делать тот, кто лучше умеет, а свои пока пускай учатся. Этот обмен и проникновения культур в контакте с русской землей рождали нечто совершенно новое и прекрасное. Я конечно упрощаю, но Русь была очень открытой.
Есть еще более серьезная проблема и плохо решаемая: само христианство настолько законсервировалось, что просто выдохлось и неспособно дать живой побег. И я не вижу другого пути, чем переосмыслять опыт первых веков: когда семя новой веры упало на плодородную почву древних культур. Отказ и забвение тысячелетнего опыта подрубили сук на котором сидим. Боюсь, тут большую роль сыграла сама дикая идея, что спасает исповедание некой доктрины, а не реальная жизнь и дела. Я не думаю, что Христос отменил закон древних: живи по правде-Маат, твори любимое Богом, созидай, а не разрушай, храни сердце чистым и спасешься.
Сколько было открыто истинного и вечного в оболганном несколькими строками писания Египте, духовно питавшем половину древнего мира, в том числе и Грецию, и Израиль, и первых христиан. Из Египта мы имеем монашество и икону.
Еще про индивидуальность в церкви. Понятно, что именно здесь может раздражать в современном русском (к слову - и не только) благочестии, даже не надо раскрывать. Вопрос в другом - как эта индивидуальность может быть проявлена по-твоему? Попробуй привести пример не слишком иносказательный и не слишком фрагментарный (про молодых людей в вечерних нарядах в Свети Цховели я помню и верю что это было прекрасно, но лучше какую-нибудь историю, имеющую длительность ). У меня есть свои примеры, хочется услышать тебя чтобы получился хороший разговор к общей пользе.
Ну по крайней мере в Грузии я не видела икон-клонов, писанных руками, а если хочется обозначить чтимую святыню, они вешают фотографию. Более того, за очень многими современными есть суть-первообраз, они просто об этом думают.
Возьмем средневековый храм - это очень высокое искусство. Там хорошо виден принцип преемственности и соборности: каждый камень обработан руками, он индивидуален, нет попыток привести к одному модулю, рельефы, карнизы делаются на этапе обтесывания камней и разные руки дают чуть разный ритм, они не всегда точно стыкуются. Если есть камни более ранних построека, часто языческих, особенно с украшениями и орнаментами, и они идут в ход, образовывая новые композиции. Если храм был разрушен, при восстановлении аккуратно собираются старые камни и встраиваются в новую стену (очень любопытно видеть такие "инкрустации" древних камней в кирпичной стене). Все это наполняет стену, сам материал, жизнью, вибрацией, историей. Очень часто можно видеть, как изображения присутствуют на отдельных камнях расположенных произвольно - кресты, надписи, животные - следы мастеров. То есть строительство происходит не как диктарура, а соборно, где у каждого мастера есть свое место и время. И из этой полифонии складывается удивительно гармоничное целое, даже если храм несколько раз разрушался и перестраивался, в этом секрет удивительно живой и наполненной атмосферы древних храмов.
Хрестоматийный пример: