Есть ядро - внутренний опыт - и есть признаки изменения "механизма" передачи. Человек обычно судит по признакам, но не всегда может связать цепочку признаков и отнести их - как следствия - к причине. Некоторые признаки уже были названы: отсутствие наставников и авторитетов, потеря авторитета самой церковью, вступление в постхристианскую эпоху, теплохладность, уход ищущих людей из храмов, отказ причащаться по принципиальным причинам и пр.
О главной причине (изменения механизма) хорошо Aksuk сказал: встреча с Богом происходит в самом человеке. Эта встреча - главное таинство, главная святыня и основное богослужение. Остальное, каким бы оно важным не казалось, может быть отнято по разным причинам. У человека, живущего, скажем, в уединенном месте и без книг, может быть отнято и уставное богослужение, и святыни, и церковные таинства, но внутренняя встреча с Богом для него остается доступной. И что сейчас происходит в многолюдных местах? Они становятся пустынями для молитвенников. Когда обнаруживается, что уставное богослужение - после многих лет активного приобщения к нему - теряет свое значение, потому что (само по себе) не дает встречи с Богом. Когда Причастие - в силу несогласия с политикой церковной верхушки - теряет сакраментальный смысл. А для многих оно теряет значение и потому, что обнаруживают: десятилетия церковной жизни с частыми причащениями автоматической встречи с Богом в сердце не дают. И святыни уже не помогают, потому что видят люди, как этими святынями торгуют налево и направо.
Одержимый дьяволом человек может распоряжаться святынями, может и причащаться, может и причащать, ибо механизм окрадывания благодати, прежде всего, находится в самом человеке, но одержимый не может стяжать благодать в сердце своем, ибо, если стяжает, перестанет быть одержимым.
(Для не быстро понимающих. Сказанное никак не означает, что не нужно причащаться и не нужно ходить в храм...)