Различать духов - это ведь дар Божий, который, увы, не многим подается...И каким же тогда образом обычному немощному грешнику уразуметь, является ли происходящее, бесовским симулякром, который нарастает на действительном и святом чувстве к Богу, или, наоборот, не является? И как тогда происходящее называется?
Немного неправильно поняли. Немощный грешник тоже может судить о некоторых вещах. То, что внешнее воцерковление может быть "в осуждение" - факт, для установления которого не надо различать духов, слишком очевидны плоды - уныние, тоска, отсутствие жизни, расшатанные семьи...
Вот Юрий пишет о том же, но немного с другого ракурса:
че греха таить - и жена и дети и родители иногда (легко) готовы выступить в роли врагов... невзирая на твою благодать
Молитва за этих "врагов" с интенцией "Господи, сделай так, чтобы эта скотина наконец увидела - как я служу Тебе и построилась по моим понятиям!" - худший вариант фарисейства, так как дважды маскируется под любовь (первый раз - любовь к родным, второй - к ближним).
Молитва "за врага" видит человека, дитя Божье, у нее иная интенция, она дает другому быть, входит в его реальность и (если есть нужда, например в помощи больному или вообще заблудшему) выводит его за собой к Отцу.
Мне все таки думается, что не стоит торопиться и определять подобного рода воцерковление, как свершившееся во-осуждение...Понятно же, что воцерковляющегося непрерывно атакуют искушения и , если он семейный человек, то, в первую очередь, через его близких, если не семейный, то через коллег и начальство...Другое дело насколько воцерковляющийся уже стал искусен, чтобы правильно преодолевать искушения с помощью благодати Божией, подаваемой ему в Таинствах Церкви...Ведь воцерковление - это путь непрерывного научения на собственных промахах и падениях...Мы всю свою жизнь остаемся воцерковляющимися, только степень воцерковленности у каждого различна...И в начале. и в середине. и в конце воцерковления нас непрерывно атакуют искушения и все мы порой падаем... Ну упал, встань отряхнись и иди дальше...А ставить стразу диагноз - воцерковление во-осуждение - это уж, простите, слишком осуждающе и кто может дерзнуть утверждать подобное даже не зная духовное мироустроения этого воцерковляющегося...Полагаю, духовники и то не ставят таких диагнозов, поскольку душа человеческая непрерывно меняется, а диагноз - это нечто окончательное...Вот на Страшном Суде нам всем Господь поставит окончательный диагноз, а пока мы все в непрестанном поиске, в пути к познанию Истины, а в дороге всякое случается...И, кстати, несение креста безбожия и неверия своих близких, это тоже одна их разновидностей пути к познанию Истины и стяжанию духовного совершенства...Крест сей весьма нелегок, но с помощью благодати Божией, транслируемой через себя на родных, покрытие их немощей своей любовью, возможно не просто сохранить мир с ближними, но и подвигнуть их к встрече с Господом, к их воцерковлению...Только это нууу оооочень тяжкий труд: со слезами и сердечной болью, с потом и кровью...Зато какова награда: увидеть, как начинает просыпаться и преображаться под действием Божией благодати душа близкого человека...Простите, грешную, за многословие и назидательный тон... просто, мое воцерковление было осуществлено, главным образом, именно с целью привести родного человека к Богу, успеть примирить человеческую душу с Господом пока она еще не покинула тело...Господь сподобил успеть осуществить это...Слава Богу за все!
простите...