Сам Иоанн Креститель, сначала принявший Иисуса как Христа, потом начинает мучиться сомнениями, даже находясь в темнице, в преддверии смерти.
Это близко, но не совсем то, что я хотел сказать. Мне ближе мнение о том, что сам Иоанн не сомневался, а вот ученики его не могли принять путь Христа, как не соответствующий их представлению о высокой жизни. Вот например:
/*
25 Тогда у Иоанновых учеников произошел спор с Иудеями об очищении.
26 И пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему.
27 Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба.
(Ин. 3)
*/
Для утверждения учеников, Иоанн и посылает их с вопросом ко Господу. Вопрос от имени Иоанна, а ответ предназначен его ученикам, которым вскоре предстоит потерять своего учителя. Вот ответ Христа ученикам Иоанновым:
/*
4 И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите:
5 слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют;
6 и блажен, кто не соблазнится о Мне.
(Мф. 11)
*/
А вот оценка Иисусом самого Иоанна, данная им в момент, когда ученики Иоанна уже не могли услышать:
/*
7
Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?
...
11 Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его.
(Мф. 11)
*/
Если вернуться к теме, то получится, что аскеза может отвернуть человека от Бога. Аскеза может стать идолом. При этом нельзя сказать, что аскетика нам ненужна. Она нужна нам, как средство, как инструмент, но не как цель. Этот инструмент и его нужно использовать с рассуждением. Использовать, и помнить о том, что Бог от нас аскезы не требует.
С уважением
Алёша