Исихазм

Автор Тема: О видах молитвы - 2  (Прочитано 122635 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #255 : 15 Июль 2011, 18:26:06 »
ГеоргийA, как я помню, Вы говорили, что получили наставление держать внимание в словах молитвы. И все, не более того... Если это так, то мир внутреннего человека вряд ли Вам открылся. И Вы еще пребываете во внешнем делании. Если не так, то Вы ввели участников форума в заблуждение.

Теперь по поводу наставлений. Отцы говорят, что надо делать, чтобы началась и углублялась молитва. Но они очень мало говорят о том, как это происходит и что они при этом чувствуют. Они почти не делятся своими ощущениями. Арсений Троепольский, Феодосий и Никодим Карульский, неизв.афонский исихаст в "Трезвенном созерцании", Странник из Откр.рассказов, св.Иоанн Кронштадтский, некий монах (из записей, оставленных прп.Амвросием Оптинским)... которые делятся своим опытом ощущений, - это, скорее, исключения.

Думаю, причин такого молчания несколько. 1) Это весьма субъективный опыт. 2) Передать адекватно - на словах - этот опыт затруднительно. 3) Повествование о таком опыте может быть весьма соблазнительным для неподготовленных людей. Поэтому говорят самым близким ученикам, не для оповещения (как прп.Серафим говорил Мотовилову).

И в этой теме. mirnestranik (и не только он) в простоте душевной поделился своими ощущениями. А от него потребовали, чтобы его ощущения были заверены святой печатью. Вот такая бюрократия :)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #256 : 15 Июль 2011, 19:18:55 »
Еще чуть почистил от флуда :)

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #257 : 15 Июль 2011, 19:20:28 »
ГеоргийA, как я помню, Вы говорили, что получили наставление держать внимание в словах молитвы. И все, не более того... Если это так, то мир внутреннего человека вряд ли Вам открылся. И Вы еще пребываете во внешнем делании.
мои опасения за Георгия и его окормление с самого начала были именно в связи с этим, догадками, потом все более подтверждались

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #258 : 15 Июль 2011, 19:51:52 »
ГеоргийA ранее дал понять, что обладает опытом. Отсюда и некоторая несогласованность.

ГеоргийA

  • Сообщений: 318
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #259 : 15 Июль 2011, 20:20:03 »
МЕТОД СВЯЩЕННОЙ МОЛИТВЫ И ВНИМАНИЯ СИМЕОНА НОВОГО БОГОСЛОВА


О первой молитве

Свойства первой молитвы таковы. Когда кто-либо стоит на молитве ............. ум воображает божественные мысли и представляет небесные красоты, ангельские чиноначалия, обители праведных; говоря попросту, все, что слышал из Писания, собирает в уме во время молитвы, - он побуждает свою душу к божественному вожделению, явно всматриваясь в небо.
***
Бывает и так, что у него текут слезы из глаз, и потихоньку он начинает кичиться в сердце, возноситься, мнить происходящее божественным утешением и молиться, дабы всегда пребывать в таковом делании. Это признаки прелести, ибо добро перестает быть добром, если совершается не должным образом.
***
Этим вниманием обольщены чувственно видящие свет, обоняющие некие благовония, слышащие голоса и многое иное того же [рода]. Одни и вовсе стали одержимы бесами, бродя в помешательстве с места на место и из области в область.
***
......... без преуспеяния тем самым они проходят всю жизнь.

О второй молитве

Вторая молитва такова. Когда ум отправляется [в путь], собираясь от чувств и охраняемый внешним чувством, собираясь со всеми помыслами и тщетно [стараясь] забыть их, иногда испытывая помыслы, иногда же внимая мольбам к Богу, произносимым устами, иной раз привлекая к себе плененные помыслы, в другой же и сам, объятый страстью, снова начинает принудительно возвращаться в себя, " то невозможно так воюющему когда-либо умиротвориться или увенчаться победным венком.
***
При этом, скрадываемый тщеславием, он мнит себя внимательным и, находясь во власти этого [тщеславия] и будучи его игрушкой, иногда даже порицает остальных, что они не таковы, и превозносится, ставя себя пастырем овец и уподобляясь слепцу, обещающему показывать дорогу слепцам.


О третьей молитве

….. Кажется мне, что и такое благо исчезло вместе с послушанием. Ибо послушание уводит возлюбленного своего от настоящего века сего лукавого, являет его беззаботным и беспристрастным, соделывает [его] легко и незамедлительно текущим к искомому пути, если только сможет он разыскать надежного проводника.
***
Какой заботой отвлечется возложивший на Бога и своего отца всякое попечение души и тела, более не живя для себя и не "желая дня человеческого" (Иер. 17, 16)?
***
Отсюда постигаемые умом обстояния <бого>отступных сил, наподобие веревок опутывающие и окружающие ум тысячами помыслов, прорываются, так что оказывающийся свободным, властно воюя и исследуя вражеские замыслы, искусно изгоняет <их> и воссылает молитвы с чистым сердцем.
***
Начало же третьей молитвы берет начаток не от взирания горе, воздеяния рук, собирания мыслей и призывания помощи с неба: все это, как мы сказали, признаки первого прельщения. Но опять-таки, и не от второго [заблуждения] берет начаток ум, обращая внимание на внешние чувства, но не видя внутренних врагов. Таковой, как мы сказали, поражается, а не поражает; ранится, и не знает <кем, откуда, как и почему >; в плен уводится, и не в силах отразить пленивших. Все время "на спине" его, скорее же на лице "строят [ковы] грешники" (Пс. 128, 3) и исполняют его тщеславием и самомнением.



Ты же, если хочешь положить начаток столь светородному и сладостному деланию, постарайся начать отсюда:

Вслед за строгим послушанием, писанным выше, тебе нужно делать все совестливо, ибо без послушания нет и чистой совести. И сохранить совесть ты должен прежде перед Богом, затем пред отцом своим <духовным> и, в-третьих, по отношению к людям и предметам. Пред Богом должен ты сохранить совесть, дабы того, что, как ты знаешь, не служит Богу, и тебе не делать. <Пред> отцом же своим <духовным ты должен хранить совесть>, чтобы делать " ни добавляя, ни убавляя " все, что он говорит тебе по усмотрению своему. По отношению к людям нужно хранить тебе совесть, дабы не делать другому того, что сам ненавидишь. Что же касается предметов, ты должен остерегаться от злоупотребления во всякой вещи " пище, питье и одежде; говоря проще " делать все, как пред лицем Божиим, ни в чем не обличаемый совестью.

(ВЫШЕ БЫЛО ПРИВЕДЕНО НАЧАЛО. Как бы первая ступень из которой нужно начинать: и если сказать в двух словах то это: БОРЬБА СО СТРАСТЯМИ И ПОСЛУШАНИЕ - а это не дается за день или два на это уходят годы и жизнь)


***
Конечно, несведущим такое жительство покажется слишком суровым /жестоким/ и неудобным да и в самом деле оно трудно, так что от него захватывает дух не только у непосвященных, но и у крепко выдержавших искус, однако не восприявших и не пославших радость вглубь сердца. Вкусившие же сию радость и ощутившие эту сладость гортанью сердца могут и сами восклицать с Павлом: "Кто отлучит нас от любви Христовой" (Рим. 8, 35), и следующее. Ведь святые наши отцы, услышав слова Господа: "Из сердца вашего исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, <...> кражи, лжесвидетельства <...>, и это оскверняет человека" (Мф. 15,19-20) и увещание Его очищать внутренность чаши, дабы и снаружи стала она чистой (Мф. 23, 26), подвизались в хранении сердца, не помышляя о всяком другом упражнении в добродетелях, точно зная, что вместе с этим деланием они без труда овладеют любым другим, но без него добродетель устоять не может.
***
Это [делание] одни отцы прозвали "сердечным безмолвием", другие - "вниманием", иные "сердечным хранением", некоторые "трезвением и противоречием <помыслам>", остальные - "исследованием помыслов и блюдением ума", но все они одинаково возделывали землю своего сердца, благодаря чему получили в пищу божественную манну. Об этом говорит Екклезиаст: "Веселись, юноша, в юности твоей <...>, и ходи в путях сердца твоего непорочен <...>, и оставь гнев сердца твоего" (Еккл. 11, 9:10). "Если дух владеющего восстанет на тебя, места своего не оставь" (Еккл. 10, 4). Сказав "место", он подразумевал сердце, как и Господь говорит: "Из сердца исходят злые помыслы" (Мф. 15, 19), и еще: "Не возноситесь" (Лк. 12, 29), и опять: "Сколь узки врата и узок путь, ведущий в жизнь" (Мф. 7, 14), и: "Блаженны нищие духом" (Мф. 5, 3), то есть не стяжавшие в себе никакого помышления о веке сем. И апостол Петр говорит:

"Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, яко лев рыкающий [Пс. 21, 14], ища, кого поглотить" (1 Петр. 5, 8), и далее. И Павел чрезвычайно ясно о хранении сердца пишет к Ефесянам: "Наша брань не против крови и плоти" (Еф. 6,12), и т.д. А сколько и божественные отцы наши в своих писаниях о хранении сердца говорили, ясно тем, кто трудолюбиво исследует эти [творения].
***
Но прежде всего должно тебе приобрести три вещи и так начать [путь] к взыскуемому: непопечительность о вещах неразумных и благоразумных /благословных/, сиречь мертвенность ко всему; чистую совесть, хранясь, чтобы не упрекала собственная совесть; беспристрастие, не склонное ни к чему [от] века сего или самого тела.
***

ВОПРОС. Но почему первое и второе хранение не могут усовершить монаха?


ОТВЕТ. Поскольку он проходит их не по чину. Ведь лествицей установил /утвердил/ их Иоанн Лествичник, говоря так": "Одни умаляют страсти; другие поют псалмы и предаются псалмопению большую часть [времени]; некие [терпеливо} пребывают в молитве; иные проводят [жизнь], устремляясь в глубину созерцания. Пусть, говорит он, задача исследуется по образу лествицы". Следовательно, желающие шествовать по лестнице шагают не сверху вниз, а снизу вверх, взбираясь сначала на первую ступеньку, затем на следующую и по порядку на все остальные
...

(КРАТКО О СТУПЕНЯХ)

Первый возраст иноческой степени есть умаление страстей, что свойственно начинающим.
(то есть первая ступень состоит в том, что бы умалить страсти, эта ступень свойственна для всех начинающих. Пока наши страсти в нас гуляют мы не можем перейти на вторую ступень, а это время не одного года. Именно с борьбы со страстями нужно начинать.)
***
Вторая ступень духовного повзросления, превращающая отрока в юношу, привязанность к псалмопению. Ибо после упокоения и умаления страстей псалмопение становится сладостным для языка и причисляется у Бога <к заслугам>, ибо невозможно "петь <...> Господу в земле чужой" (Пс. 136, 4), то есть в страстном сердце.
***
Третья же ступень духовного возрастания юноши в мужа - прилежание к молитве, что свойственно преуспевшим. Ведь молитва отличается от псалмопения, как совершенный муж от юноши и отрока, соответственно степени, на которую мы восходим.
***
За этими <тремя следует> четвертая ступень духовного возрастания - ступень седого старца, то есть неуклонная пристальность созерцания, каковое свойственно совершенным. Вот и завершен путь, и лестница достигла конца.
***
Значит, поскольку эти [ступени] так положены и возвещены /установлены/ Духом <Святым>, то невозможно младенцу возмужать и взойти в состояние седого <старца> иначе, кроме как начав с первой ступеньки, как мы сказали, и, успешно пройдя по [всем] четырем, достичь совершенства.

(ОПЯТЬ ЖЕ ЗДЕСЬ ЕЩЕ РАЗ УКАЗЫВАЮТСЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ СТУПЕНЕЙ – И ПЕРВОЕ С ЧЕГО НАДО НаЧИНАТЬ ЭТО – УМАЛЕНИЕ СТРАСТЕЙ)


Началом же продвижения к свету для желающего духовно возродиться является умаление страстей, или хранение сердца, ибо иначе невозможно страстям умалиться.

На втором месте - усиление псалмопения, ибо, когда страсти улегаются и умаляются благодаря сердечному противлению страстям, желание примирения' с Богом воспламеняет ум. С этого времени /поэтому/ окрепший ум, преследуя, изгоняет с помощью внимания помыслы, овевающие поверхность сердца. И вновь он, как обычно, прилепляется ко второму вниманию и молитве. Тогда взвихряются духи, а духам страстей привычно возмущать сердечную глубь, но призыванием Господа Иисуса Христа они распадаются и исчезают, словно воск. Будучи изгнанными оттуда, они возмущают через чувства поверхность ума; посему если даже и чувствуется / или: он [ум] чувствует/ вскоре затишье, все же совершенно избежать их и не воевать невозможно. Свойственно же сие одному пришедшему в <меру> "мужа совершенного" (Еф. 4, 13), пребывающему всегда в уединении и непрерывном сердечном внимании.
***
Затем стяжавший внимание возвышается мало-помалу и до мудрости седин, то есть восходит к созерцанию, что есть [удел] совершенных.
***
Итак, …………….<иначе> кроме того способа, о котором мы говорили, и воображать что-то умопостигаемое, видит, словно в зеркале, скорее призраки, а не истину. Ибо из-за того, что сердце нечисто, второе и первое внимание не преуспевают. Ведь как при строении дома мы не закладываем прежде кровлю, а затем фундамент (поскольку это невозможно), но, напротив, сначала фундамент, затем строение и напоследок крышу, так мысли и тут: сначала хранением сердца и умалением в нем /букв. из него/ страстей мы полагаем духовное основание храмины; затем, отталкивая вторым вниманием напор лукавых духов, пробуждаемый внешними чувствами, скорее избегая войны, утверждаем над фундаментом стены духовного дома; и [уже] потом при помощи совершенного приникновения к Богу или отшельничества мы простираем кровлю дома и тем самым завершаем духовное жилище во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава во веки. Аминь.

(Это дело не пяти минут или часа,. Это дело жизни. И пока страсти в нас не утихнут, пока мы их не обуздаем мы не можем продвинуться дальше.)

ГеоргийA

  • Сообщений: 318
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #260 : 15 Июль 2011, 20:21:05 »
Святитель Игнатий Брянчанинов
Аскетические опыты, том 1
О молитве Иисусовой

……Святой Иоанн Лествичник советует заключать ум в слова молитвы, и, сколько бы раз он ни устранился из слов, опять вводить его….
***
… «о удерживании дыхания, то есть, чтоб не часто дышать, и опыт вскоре научит, что это очень полезно к собранию ума». Некоторые, не поняв этого механизма, придают ему излишнее значение, непомерно удерживают дыхание, и тем повреждают легкие, вместе причиняя вред душе усвоением ей понятия неправильного. Все разгоряченные и излишне напряженные действия служат препятствием к преуспеянию в молитве, развивающейся единственно на лоне мирного, тихого, благоговейного настроения по душе и телу. “Все неумеренное — от демонов”— говорил Пимен Великий
***
…Остережемся, остережемся, чтоб это состояние не перешло в плотское разгорячение, чуждое духовных ощущений, развивающее ощущение естества падшего…
***
…..Рассмотри сочинения Каллиста и Игнатия Ксанфопулов о безмолвии и молитве, — и увидишь, что оно написано для иноков, пребывающих в затворе или проводящих жизнь отшельническую, подобную жизни иноков Египетского Скита, в котором каждый старец жил в отдельной келии, имея одного, двух и не более как трех учеников…
…и потому книги святых Отцов, написанные для безмолвников, никак нейдут для новоначальных и вообще для иноков, подвизающихся в монастырях общежительных. Сказанное о книге Ксанфопулов, должно сказать и о книгах Григория Синаита, Исаака Сирского, Нила Сорского, священноинока Дорофея. Занимающийся молитвою, при занятии монастырскими послушаниями, может ознакомиться и с этими книгами, но не для руководства ими, а единственно для знания, наблюдая притом осторожность, чтоб они не повлекли его безвременно в уединение и затвор или к несвойственному подвигу. Часто случается то и другое к величайшему вреду обманутого ревностью безрассудною…
***

…о сердечном месте…
С трудом исправляется душевное повреждение, произведенное неправильным упражнением в духовных подвигах, — по большей части остается неисправимым. Остается оно неисправимым или по причине гордости повредившихся, или по причине оконченности повреждения. Яд лжи — страшен: с упорством держится он в тех, которые приняли его произвольно; оставляет он смертоносное действие в тех, которые, осознав его, не отвергли его и не извергли из себя с решительным самоотвержением.
***
Свойственно уму представлять себе мечтанием высокие состояния молитвы, которых он еще не достиг, и извращать их в своей мечте или в своем мнении. Очень опасно, чтоб такой делатель не лишился и того, что дано ему, чтоб не подвергся умоповреждению и сумасшествию от действия прелести” [24]. Прелесть в большей или меньшей степени есть необходимое логичное последствие неправильного молитвенного подвига.
***
…в обучении молитве существует свой порядок, своя система. .
 Самочинное монашество — не монашество. Это — прелесть! Это — карикатура, искажение монашества! Это — насмешка над монашеством! Это — обман самого себя! Это — актерство, очень способное привлечь внимание и похвалы мира, но отвергаемое Богом, чуждое плодов Святаго Духа, обильное плодами, исходящими от сатаны.
Многие, ощутив расположение и усердие к духовному подвигу, приступают к этому подвигу опрометчиво и легкомысленно. Они предаются ему со всею ревностью и разгорячением, со всею безрассудностью, не поняв, что эти ревность и разгорячение — наиболее кровяные и плотские, что они преисполнены нечистоты и примеси; не поняв, что, при изучении науки из наук — молитвы, нужно самое верное руководство, нужны величайшее благоразумие и осторожность.
***
..(о сердечном месте) не хотелось бы мне слышать его ни от тебя, ни от кого другого из новоначальных. “Не полезно тебе, — сказали Отцы, — узнать последующее прежде, нежели стяжаешь опытное знание предшествовавшего”
***
Из этого явствует со всею очевидностью, что для новоначального искание места сердечного, то есть искание открыть в себе безвременно и преждевременно явственное действие благодати, есть начинание самое ошибочное, извращающее порядок, систему науки. Такое начинание — начинание гордостное, безумное! Столько же не соответствует новоначальному употребление механизмов, предложенных святыми Отцами для преуспевших иноков, для безмолвников. Новоначальные должны держаться при упражнении молитвою одного благоговейнейшего внимания, одного заключения ума в слова молитвы, произнося слова очень неспешно, чтоб ум успевал заключаться в них, и производя дыхание тихо, но свободно.
***

...молитва молящегося постоянно и усердно, при заключении ума в слова молитвы, из чувства покаяния и плача, непременно осенится Божественною благодатию
***
….. “Умная молитва, — говорит преподобный Нил Сорский, повторяя слова преподобного Григория Синаита, — выше всех деланий, и добродетелей глава, как любовь Божия. Бесстыдно и дерзостно хотящий войти к Богу, и часто беседовать с Ним, нудящийся стяжать Его в себе, удобно умерщвляется бесами
***
Умоляю, умоляю обратить все должное внимание на грозное воспрещение Отцов. Мне известно, что некоторые благонамеренные люди, но впадающие в блуд на самом деле, не могущие, по несчастной привычке, воздержаться от падений, покушаются на упражнение в сердечной молитве.
Может ли быть что-либо безрассуднее, невежественнее, дерзостнее этого начинания? Молитва покаяния дана всем без исключения, дана и обладаемым страстями, и подвергающимся насильственно падениям. Они имеют все право вопить ко Господу о спасении; но вход в сердце для молитвенного священнодействия возбранен для них, он предоставлен исключительно архиерею таинственному, хиротонисанному законно Божественною благодатью. Поймите, поймите, что единственно перстом Божиим отверзается этот вход; отверзается он тогда, когда человек не только престанет от деятельного греха, но и получит от десницы Божией силу противиться страстным помыслам, не увлекаться и не услаждаться ими. Мало-помалу зиждется сердечная чистота, чистоте постепенно и духовно является Бог. Постепенно! Потому что и страсти умаляются и добродетели возрастают не вдруг: то и другое требует значительного времени.
***
Вот тебе завет мой: не ищи места сердечного.
***
Достижение вышеестественных благодатных состояний было всегда редкостью.
***

ГеоргийA

  • Сообщений: 318
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #261 : 15 Июль 2011, 20:21:25 »
Святитель Феофан:
Сердечное место там : «Где отзывается и чувствуется печаль, радость, гнев."
***
Прп Лев Оптинский:
«Кого посетит Господь тяжким испытанием, скорбию, лишением возлюбленного из ближних, тот и невольно помолится всем сердцем и всем помышлением своим, всем умом своим. Следственно, источник молитвы у всякого есть, но отверзается он или постепенным углублением в себя, по учению отцов, или мгновенно Божиим сверлом.»
***


Здесь не имеется произвольно или не произвольно воображении или представление, направление куда то, а подразумевается духовное состояние. Сосредоточение ума в сердце (сердечное место) носит характер символический.

***
Митрополит Иерофей
Сердце - это средоточие душевно-телесной организации человека, поскольку, как мы уже ранее сказали, существует нерушимый союз между душой и телом. Средоточие этого союза и называется сердцем. Сердце - это место (души), которое обретается через подвиг при помощи благодати. Это то место, в котором открывается и является Бог. Такое определение может показаться абстрактным, но следует сказать, что это вопрос духовного опыта. Никто не может логически и рассудочно определить, что такое сердечное место. Во всяком случае, сердце есть объединяющее начало трех способностей души: разумной, вожделевательной и раздражительной. Когда человек живет внутренней жизнью, то есть когда его ум возвращается от прежнего своего рассеяния к внутреннему миру, когда человек обретает плач и глубочайшее покаяние, тогда он чувствует существование этого центра, существование сердца. Там ощущается боль и духовная скорбь, там человек переживает благодать Божию, там он слышит и глас Божий.
***


Из всего видно, что все начинается из борьбы со страстями со своими грехами.
Не пройдя и не очистив свою душу мы никакими техническими способами ничего не достигнем, а напротив впадем в прелесть.

Нельзя оставаясь грешником и приобрести ту Иисусову молитву о которой писали Святые отцы

ГеоргийA

  • Сообщений: 318
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #262 : 15 Июль 2011, 20:23:58 »
уж это никак не сходится с теми ощущениями которые здесь описывают.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #263 : 15 Июль 2011, 20:36:38 »
Так приведенные выборки и не про ощущения никак...

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #264 : 15 Июль 2011, 20:37:50 »
ГеоргийA
Цитировать
Здесь не имеется произвольно или не произвольно воображении или представление, направление куда то, а подразумевается духовное состояние. Сосредоточение ума в сердце (сердечное место) носит характер символический.
[/b]

Разрешите с этим не согласиться. Те кто углубляются в молитву, и имеют к ней навык, они творят эту молитву именно в "сердечном месте", там где теплиться Божественная лампада-Огнь. А если его и нет, то неким божественным наитием они познают то "алтарное место", где происходит таинство созидания внутреннего человека. "Сердечное место"-это вполне реальное место...оно не может быть символическим. Вы поинтересуйтесь у своего наставника.Я думаю, что он скажет то же что и я.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #265 : 15 Июль 2011, 21:46:42 »
ГеоргийA
***Не пройдя и не очистив свою душу мы никакими техническими способами ничего не достигнем, а напротив впадем в прелесть.***

Это рефрен нашего форума.

ГеоргийA
***Нельзя оставаясь грешником и приобрести ту Иисусову молитву о которой писали Святые отцы***

Верно. Как и верно другое: не стяжав благодать (через Иисусову молитву), останешься грешником.

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #266 : 15 Июль 2011, 21:50:14 »
ГеоргийA рад что вы отлично научились владеть копи - пастом. Поверьте на этом форуме все умеют читать, поэтому достаточно краткой ссылки в тексте сообщения или очень краткой выдержки.

Очень важен личный опыт, личный опыт каждого кто идет путем умного делания.
Километровые ссылки на Брянчанинова и пр.совершенно не обязательны, книги есть практически у всех, в том числе интернет.
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #267 : 15 Июль 2011, 22:02:30 »
Святитель Феофан: Сердечное место там : «Где отзывается и чувствуется печаль, радость, гнев."

ГеоргийA : ...(сердечное место) носит характер символический.
.... И пока страсти в нас не утихнут, пока мы их не обуздаем мы не можем продвинуться дальше
.


Разве утверждаемое Вами не противоречит словам Святителя?  :?
Георгий, скажите, у Вас печаль, радость, гнев (т.е. неутихшие страсти) тоже носят характер символический или они все-же каким-то образом локализуются и отзываются физическими ощущениями в теле? Ну, скажем, при печали не щемит ли, не колет ли в сердце, а при гневе не появляются ли неприятные ощущения в животе (в чреве), при радости нет ли  в Вашей груди ощущения легкого и глубокого дыхания, переизбытка кислорода?  :roll:
Страсти в нас никогда не утихнут, если молитва будет только лишь скользить по внешней поверхности, ничуть  не затрагивая их...сначала их надо растревожить молитвой, раздразнить и заставить подняться из глубин чрева...молитва -  тот самый бур, которым только и можно достать до укоренившихся глубоко внутри нас страстей...А иначе и через 10-15 лет ежедневного молитвенного бу-бу-бу наша гордыня так и будет водить за нос и нас самих и тех, кому мы будем пытаться внушить, что только окормление у старца - залог успеха в УД... 8-)

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #268 : 15 Июль 2011, 23:17:39 »
Георгий, вы поспешили с выводами...

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #269 : 15 Июль 2011, 23:46:08 »
Цитата: ГеоргийA
Не пройдя и не очистив свою душу мы никакими техническими способами ничего не достигнем, а напротив впадем в прелесть.

Если честно - мне тоже непонятно, как можно очиститься от какой-то страсти внутрителесными молитвенными манипуляциями.

У меня куча всяких ощущений и внутренних переживаний при молитве. И я могу их как угодно "прочитывать". Могу и так  интерпретировать, что если в левом боку вдруг  разогрелось, то это избавляешься от лени, а если под правой лопаткой закололо - то от превозношения.

Это то, что с самого начала на форуме мне показалось странным - такой стиль рассуждений. И во что не могла включиться и до сих пор не включаюсь.

Ну хорошо, - вот у меня тело во время молитвы время от времени сильно разоревается... Я это вижу как выброс определенных гормонов и физику тела.

У меня было всего один раз, когда пришлось целенаправленно избавляться от мучающей страсти. Это происходило через реальные наплывы страсти и их преодоление. Через события жизни.

В молитве идет, на мой взгляд "общее очищение".  Все составы резонируют с умным смыслом произносимых слов и, на мой взгляд, все может управиться естественным порядком, без специального направляющего манипулирования.

Я если честно, не вижу смысла ни в каких технических приемах. Само внутри все достаочно активно развертываеся, можно просто не мешать (отчасти наблюдать)

Мне неинтересно читать любые описания ощущений. Я обычно прохожу мимо таких тем. И даже не всякое описание сошествия благодати мне ложится на душу. В самом описываемом событии не сомневаюсь, но иногда так описывают, что лучше бы молчали (я не про этот форум).

Вот, решила сказать о том, что давно у меня на уме (раньше как-то удобного случая не представлялось). 

Простите.