Состояния могут быть разные, и тут каждый должен проявлять разумную осторожность в их оценке, так как он один отвечает за свой собственный выбор (ну по крайней мере из тех, кто не находится под руководством заведомо опытного делателя молитвы, а таковых здесь, наверно, большинство)
По настоящему точно оценить такие состояния, каковы они и какого происхождения, наверно, могут только опытные, и оценивают они их (в основном) не по словам и описаниям своего собеседника, а по движению собственного сердца. То есть истинный делатель молитвы всегда узнает другого такого же делателя, но как (хотя бы попытаться) разобраться (по-возможности) объективно в своих состояниях самому?
Конечно, есть косвенные признаки, и они в аскетической литературе описаны, это смирение, мир, любовь и т. п., а также ощущение несомненной истинности происходящего. Потому что если душа хотя бы немного сомневается и колеблется, начинает оценивать свое (текущее, а не впоследствии) состояние со стороны, то это уже признак его сомнительного происхождения. Оценивать свои состояния можно также по оставлению или хотя бы существенному ослаблению страстей и проч. Кроме того, еще можно советоваться с единомысленными, для чего , в принципе, и существует этот форум
Кроме того, на мой взгляд, таким косвенным признаком является, входит ли ум вслед за молитвой, или его нужно каждый раз вводить собственными усилиями ума. Потому что для первого раза (или разов) пригоден и второй способ, но с течением времени, имхо, у ума не должно возникать даже и мысли (
) чтобы входит в сердце собственными усилиями, а не тогда когда сходит туда молитва (или действует в нем без перерыва). То есть развитие делания должно, на мой взгляд, происходить именно в этом направлении и лучше сразу к этому привыкать. Если это происходит не так, если раз за разом необходимы усилия, чтобы удержать ум в сердце, а между тем возникают всякие состояния, напоминающие благодатные, то это, на мой взгляд, основание для тревоги и беспристрастного, по-возможности, (само)анализа
Но это все косвенные признаки и способы, а совершенно точного и надежного способа для (само)проверки своих состояний, как мне кажется, нет. Поэтому остается только повторить уже сказанное ранее. Каждый (кто без руководства) сам в ответе за себя и за свой собственный выбор, и к нему (то есть к оценке своих состояний), чтобы уменьшить риск ошибки, надо подходить, по-возможности, хладнокровно, отстраненно и без эмоций. Это относится ко всем, и, разумеется, ко мне самому в первую очередь. Разумная осторожность еще никогда и никому не повредила