Исихазм

Автор Тема: О видах молитвы - 2  (Прочитано 122390 раз)

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #600 : 23 Июль 2011, 17:27:05 »
Весь (тварный) мир магичен. Магичен и человек, как и магична его молитва.
Вероятно, можно тогда разделить слово "магичен" на два смысла - хороший и плохой. Хороший - в смысле реального существования "того" мира, реального наличия и воздействия силы Божией, энергетики живых и неживых творений Божиих и т. п.. А плохой - наше обычное понимание этого слова.
Интересно, в первом случае заменить само слово не на что? На что нибудь подальше стоящее от обычного понимания.
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #601 : 23 Июль 2011, 17:33:23 »
Но выходить уму, вниманием, имхо, в любом случае придется, чтобы мы могли заниматься обычными делами. Молитва при этом, если все идет правильно, (с течением времени) останется в сердце, со словами или без слов, и ум туда возвращается как в родной дом. Но выходить ему все равно придется

Наверно, в начале могут понадобится усилия, чтобы ум почувствовал сладость пребывания в сердце, но в этом уже есть некая опасность -- появления сладости прежде появления в сердце молитвы

У Георгия вроде бы получается, что при вхождении в сердце возникает только одно состояние, полностью неописуемое, неконтролируемое и проч., то есть так называемое состояние "восхищения". Но  по отцам мы знаем вроде бы, что кроме восхищения, есть состояние созерцания (когда уже есть контроль над собой, но ум все еще целиком вниманием в сердце), а есть состояние "постоянно действующей молитвы в сердце", которое тоже может быть названо созерцанием, но меньшей интенсивности, при котором ум вовсе не обязательно (непрерывно) находится в сердце, но и нельзя сказать, чтобы полностью находится вне него. Короче говоря, одномоментно или попеременно присутствует сразу в двух этих мирах. Но это все детали. Имхо, важно, чтобы молитва была в сердце, по возможности всегда (в отличие от ума, который по необходимости сердце покидает), чтобы она из-за невнимательности (например) его не покинула

Тут есть тонкости и любопытные моменты. Дело в том, что чтобы заняться обычными делами не обязательно разворачивать движение ума на прямое. Обратил внимание на то, что даже собрав в себя ум и творя  молитву есть возможность параллельно читать, даже общаться, но при этом люди замечают некую отстраненность. Трудно увлечься разговором. Трудно осуетиться. Трудно вовлечься. Но ведь это не плохо, а наоборот. Правда соседи начинают смотреть косо  :-), особенно если по лицу блуждает еще улыбка. Но по моему это нормально.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #602 : 23 Июль 2011, 17:34:15 »
Вопрос о соотношении религии и магии представляется искусственно усложненным. Обычно эти два феномена справедливо противопоставляют, однако на ложных основаниях. Во-первых, говорят, что религия базируется на благоговении перед высшими силами и добровольном подчинении им, тогда как магия предполагает подчинение высших сил воле мага. Но такая точка зрения абсолютно неверна, поскольку ряд высокоразвитых религий (буддизм, джайнизм, некоторые направления брахманизма, даосизм и др.) не только не базируются на благоговейном подчинении высшим силам, но и принципиально отрицают таковое на разных основаниях. С другой стороны, существовали религии (ведийская религия индоариев), целью жертвоприношений и ритуалов которых было не умилостивление богов, а именно подчинение их воле лица, от имени которого совершался ритуал. Следовательно, в данном аргументе слово "магия" употреблено просто некорректно, ибо под магией в нем понимается магия в средневековом смысле, предполагавшем наличие средств для подчинения воле мага светлых, ангельских (белая магия) или демонических, темных (черная магия) сил. Это, по существу, уже не магия, а довольно примитивная форма утилитарной религиозности. Впрочем, в средние века существовала и так называемая естественная магия (magia naturalis), которая ставила своей целью воздействие на некоторые тайные, сокровенные (оккультные) силы природы. Вот эта естественная магия, в которую верил не только монах Роджер Бэкон, но и его однофамилец и великий эмпирик Фрэнсис уже на заре Нового времени, и является собственно магией в строгом научно-терминологическом смысле этого слова.

Во-вторых, магия рассматривается как суеверие ("пустоверие") в отличие от религии как онтологически обоснованной веры. Но подобный аргумент является сугубо теологическим, ибо он априорно предполагает истинность (онтологическую релевантность) одной из религий (в данном идеологическом контексте – христианства; здесь даже само слово "религия" должно бы браться с определенным артиклем, буде таковой существовал в русском языке: религия=христианство) и поэтому серьезной научной критики просто не заслуживает.

и т.д.

Е.А.Тоpчинов

РЕЛИГИИ МИPА: ОПЫТ ЗАПPЕДЕЛЬНОГО
ПСИХОТЕХНИКА И ТPАНСПЕPСОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #603 : 23 Июль 2011, 17:36:05 »
Цитата:
Весь (тварный) мир магичен.

К области магии отнесла бы только умно-одушевленную реальность, не весь тварный мир. Практическая магия - это возможность "дергать за ниточки" здешний мир особо оформленными актами волеизъявления. (Иногда бессознательным образом)

Если помнить, что все это творится с попущения и введено в благой промысел (Книга Иова) - тогда можно жить не боясь таких вещей, вне самой магической логики.

Не всякий человек магичен. Через молитву можно от этого уйти. Заиметь привязку только к Богу и оборвать все остальное.

На мой взгляд, чистота ума несовместима с магическим мировосприятием. Молитва с элементами магии нечиста.

P.S. Но в общем разговоре, хорошо бы уточнить, кто что имеет в виду, употребляя этот термин. Хотя здесь подобный разговор - офф-топ. 

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #604 : 23 Июль 2011, 17:38:31 »
Молитва с элементами магии нечиста.

P.S. Но в общем разговоре, хорошо бы уточнить, кто что имеет в виду, употребляя этот термин. Хотя здесь подобный разговор - офф-топ. 

Вот вот. Иначе можно получить онтологический тупик - отрицание в себе.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #605 : 23 Июль 2011, 17:45:58 »
По поводу магии... из общения с лицами к ней непосредственно имеющим отношение, сделал вывод - да, есть люди которым дано в том числе и подчинять себе силы, но тут есть момент что дано это "другими силами", то есть не самовольно человеческой волей. И еще - если мы не воспринимаем или не чувствуем или не видим то, что называют "тонким миром" и его сущностей, это нас от него не освобождает. Просто мы все равно живем в этом целостном мире, но как слепые котята. Поэтому ИМХО слово магия как отличительная черта для тех кому дано от тех кому не дано - имеет смысл. Но. Мир един и целостен не зависимо от нас. И даже не осознавая этого каждый использует в той или иной степени "магические штучки", потому как не может их не использовать. Весь мир магичен в этом плане. Просто другого нет.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #606 : 23 Июль 2011, 17:56:34 »
Приведу пример неосознанной магии. Спонтанной. Я на рынке погнал цыганку.  :-) крайне оккультные личности. И не дал ей денег. Она отошла делая жесты в мою сторону чето то там на своем наговорила. Будете смеяться - но я реально почувствовал как во мне осела тяжесть (наверно потому что повел себя эмоционально). И что с ней делать - я не маг - понятия не имел. Но выйдя с рынка решение пришло само - не знаю почему но я достал металлическую десятку и вместе с этим сгустком тяжести запулил ее на перекресток. И все - как бабка пошептала. :-D
Потом уже анализируя я понял что это тупой магический прием. Даже вроде описанный в "литературе". Где-то встречал такие "бытовые советы" потом.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #607 : 23 Июль 2011, 18:06:45 »
Цитата: Родион
И еще - если мы не воспринимаем или не чувствуем или не видим то, что называют "тонким миром" и его сущностей, это нас от него не освобождает.

Если живем в Боге - то освобождает. Мне все равно, каким образом свалился на мою голову камень с неба - в результате стихийного природного катаклизма, или направленный сверхъестественным образом чужой человеческой волей - я верю, что все, по большому счету, управлено Богом. И магические события, таким образом, сливаются с остальными внешними природными воздействиями, от которых завишу и которые не могу  предотвратить.  А с теми, кто активно живет в магической сфере - с ними разберется Бог.

Но тут есть принципиальная разница по сравнению с материальными природными катаклизмами. От материальных катаклизмов прямой резон избавляться материальными же способами (проходя зону камнепадов  держа железный щит  над головой  :-)). Если, чтобы избавиться от магического воздействия, будем пытаться овладеть магическими приемами - итог противоположный. Чем больше входишь в область практической магии (даже если с целью защититься) - тем больше становишься уязвимым, так как пускаешь там "природные корни". Для себя решила - эту область защиты передоверить Богу, а самой не заморачиваться и не думать на эту тему. Даже думать - это значит прясть тоненькие нити в эту область. Неполезно.
« Последнее редактирование: 23 Июль 2011, 18:19:28 от Elena »

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #608 : 23 Июль 2011, 18:11:21 »
Цитата: Родион
Потом уже анализируя я понял что это тупой магический прием.

Да. на мой взгляд, вы поступили опрометчиво. Хотя временный эффект был положительный, но по большому счету вы, возможно, больше увязли (усилили собственную уязвимость), чем если бы просто перетерпели (помолились бы Богу о защите)...

Любую ситуацию стоит рассматривать как посланную от Бога. И здесь, возможно, от Бога было вам некое задание...

Это только мнение. Не настаиваю.

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #609 : 23 Июль 2011, 18:23:38 »
... Обратил внимание на то, что даже собрав в себя ум и творя  молитву есть возможность параллельно читать, даже общаться, но при этом люди замечают некую отстраненность...
...и могут даже отметить, типа: ну ты прямо вся в себе...  :-( ...а им надо, чтобы вся вне себя...   :-o ...а нам надо маскироваться...  8-) ...но как  :?

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #610 : 23 Июль 2011, 18:25:27 »
Цитата: Родион
Потом уже анализируя я понял что это тупой магический прием. Даже вроде описанный в "литературе". Где-то встречал такие "бытовые советы" потом.

Я, когда осознаю смысл прошлых поступков, пытаюсь их оценить и исповедать Богу. Как вы сами оценили этот поступок? Вы молились по этому поводу?

Простите за вопросы. Мне в скором времени предстоит разговор на эту тему с группой людей. А тема сложная и плохо представляю, как вести такой разговор...

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #611 : 23 Июль 2011, 18:31:13 »
Кстати, у Ивана мнение по данному вопросу уже могло претерпеть некоторые изменения... :wink: мое, например, притерпело... :-)
На 40 странице только разобрались, что такое "художественный метод"... Мое мнение - Георгий наш человек, с практикой. Если не уйдет, а повникает в темы, то вылезет из потустороннего мира. А то реально ощущения, что мы тут в параллельных мирах - особь, выращенная в неволе, пришла в лес - такие аналогии...

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #612 : 23 Июль 2011, 18:33:13 »
Проблемы с магией - постоянная молитва сщмч. Киприану и все бесы в тартарах. Однозначно

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #613 : 23 Июль 2011, 18:36:55 »
А то реально ощущения, что мы тут в параллельных мирах - особь, выращенная в неволе, пришла в лес - такие аналогии...
Все зависит от понимания особью, ЗАЧЕМ именно она пришла в лес...   :wink:
Проблемы с магией - постоянная молитва сщмч. Киприану и все бесы в тартарах. Однозначно
ВАУ... это разве не магизм?   :-o

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #614 : 23 Июль 2011, 18:43:01 »
Понятие "магия" определяют по-разному, но лучше , на мой взгляд, чтобы не было путаницы, а была какая-то преемственность (хотя бы понятий) лучше пользоваться определениями, которые сложились в той традиции (религии), которой ты сам принадлежишь. Если речь о христианстве. то в нем сложилось однозначно негативное отношение и определение этого термина, как любое символическое действие, осуществляемое не через Бога (если речь не о собственных силах человека), а через разумные силы и символы, в которых Бог не действует. Таковыми разумными силами признаются только демонические, других разумных сил не существует. Скажем, в храмовых символах Бог присутствует, а символическое или прямое обращение к любым другим разумным силам, в которых Бог не присутствует (если речь не собственно о человеке) является магией и грехом, не совместимым с христианством