Исихазм

Автор Тема: Четыре стихии покаяния  (Прочитано 54932 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Четыре стихии покаяния
« : 29 Июль 2010, 11:13:27 »
У святых отцов нет развернутого учения о четырех стихиях. Они воспринимают как данность натурфилософскую идею о том, что мир состоит из четырех первоэлементов: воздуха, земли, огня и воды. И они упоминают об их взаимном превращении - с упором на основополагающий принцип: все находится во всем (у Василия Великого в Беседах на Шестоднев).

В настоящем очерке я хочу указать на существование связи православной практики умной молитвы и покаяния с почти забытым учением древней натурфилософии о четырех стихиях.

Человек является микрокосмом. Телесно и душевно он состоит из тех же стихий, из которых "скроен" материальный (видимый и невидимый) мир. И обращение человека внутрь себя с неизбежностью сталкивает его с собственной материальной субстанцией, оформленной набором определенных качеств. Человек погружается внутрь себя - и проявляются свойства его ума, души и тела. Эти свойства выражают качества четырех стихий.

В видимом мире сферы четырех первоэлементов расположены в порядке уменьшения их тяжести: земля, вода, воздух, огонь. Четырем стихиям можно сопоставить агрегатные состояния вещества: твердое, жидкое, газообразное и плазменное. Кроме того, сферы четырех стихий соотносятся с литосферой, гидросферой, атмосферой и магнитосферой Земли.

Также и в психофизическом обустроении человека (в его трихотомии: дух-душа-тело) можно найти соответствие четырем сферам стихий. Умственная (ментальный, мысленный, словесный мир) часть души соотносится со стихией воздуха. Чувственная (страсти и жизненные силы) часть души соотносится со стихией воды. Стихии огня, по словам аввы Евагрия, в большей степени причастны ангелы, а для человека - это чистая (огненная) суть сердца и духовное тело. И наконец, стихия земли связана с физической, грубоматериальной организацией человека.  В плане уменьшения дебелости и жесткости выстраивается следующая цепочка. Самое тяжелое и грубое - физическое тело человека (стихия земли). Жизненные (душевные) силы неизмеримо тоньше, легче и подвижнее (стихия воды). Мысленная (и словесная) сфера - еще более переменчива и летуча, порой она почти неуловима (стихия воздуха). Сфера духа - самая тонкая - и большинству людей напрямую недоступна (стихия огня).

Говорить о связи четырех стихий с умной молитвой и покаянием я буду именно в таком порядке: стихия воздуха - и "воздушное" (мысленное) покаяние, стихия воды - и водное (очищение страстей) покаяние, стихия огня - и огненное (сердечное) покаяние, стихия земли - и земное (телесное) покаяние.

Продолжение следует...

Док

  • Сообщений: 374
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #1 : 29 Июль 2010, 11:31:58 »
У китайцев очень похожая система, на которой вся китайская медицина и философия  стоит. Там правда не 4, а 5 первоэлементов (добавлен ещё металл). Так и называется: Система взаимодействия 5-и первоэлементов У-Син. Система есессна весьма спорная и не без изъянов, причём больших...

Интересно будет послушать ваше мнение.
"Ведь некоторые не знают, что нам суждено здесь погибнуть. У тех же, кто знает, сразу прекращаются ссоры".  (Дхаммапада 1.6.)

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #2 : 29 Июль 2010, 12:28:19 »
Интересно было бы узнать и  о связи четырех стихий с крещением человека. Из Евангелий известно о крещении водой (от Иоанна Предтечи) и о крещении огнем (от Господа)...

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #3 : 29 Июль 2010, 16:55:53 »
В той же день. Покаание Киприаново.
...
Приидох во Арнанину требу и научихся тамо советом соединениа воздуху к вышнему и воздуху ко аеру, купне же и землю к воде и воду к воздуху.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #4 : 29 Июль 2010, 19:26:29 »
Да, интересно. Жду продолжения, спасибо.

Вопрос - есть ли в православной традиции практические навыки объединения со стихиями? Такое объединение в своей полноте дает, помимо выравнивания дисбаланса стихий в микрокосме человека, еще и "возгонку" более грубых, "производных" стихий в человеке к  первостихиям Творения - как составная часть процесса рождения нового человека в нас.

То есть, хотел спросить -  есть ли и какова практическая работа с качествами четырех стихий "внутри" практика - их движение, очищение и преобразование. И какова работа по объединению "внутренних" стихий с "внешними" - стихий микрокосма с первостихиями макрокосма?

Простите, если не до конца пока усвоил систему описания стихий в христианской традиции по Вашему описанию и потому транслирую в своих вопросах чуждые этой системе понятия...

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #5 : 29 Июль 2010, 20:03:18 »
Ага. Очень интересно. Особенно когда дойдем до стихии огня. :-)
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #6 : 29 Июль 2010, 20:07:20 »
То есть, хотел спросить -  есть ли и какова практическая работа с качествами четырех стихий "внутри" практика - их движение, очищение и преобразование. И какова работа по объединению "внутренних" стихий с "внешними" - стихий микрокосма с первостихиями макрокосма?

Практическая работа есть, но она не подается как работа со стихиями (и их качествами).  Цель этой темы - наметить (возможное) соответствие православной практики молитвы с практикой очищения и преобразования "внутренних" стихий.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #7 : 29 Июль 2010, 20:24:48 »
Спасибо

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #8 : 29 Июль 2010, 23:57:30 »
То есть, хотел спросить -  есть ли и какова практическая работа с качествами четырех стихий "внутри" практика - их движение, очищение и преобразование. И какова работа по объединению "внутренних" стихий с "внешними" - стихий микрокосма с первостихиями макрокосма?

Практическая работа есть, но она не подается как работа со стихиями (и их качествами).  Цель этой темы - наметить (возможное) соответствие православной практики молитвы с практикой очищения и преобразования "внутренних" стихий.
А каков смысл цели (в хорошем смысле)? Т.е. в чем актуальность для пятого элемента на сегодняшний день? Полезно для осознания разнообразия встречающегося на Пути? 8)
ПС Не могу вспомнить, но как-то тут вспоминалось о четырех стихиях... Что-то было с греческой философией и каким-то псалмом вроде...

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #9 : 30 Июль 2010, 00:33:33 »
「一、五行:一曰水,二曰火,三曰木,四曰金,五曰土。水曰潤下,火曰炎上,木曰曲直,金曰從革,土爰稼穡。潤下作鹹,炎上作苦,曲直作酸,從革作辛,稼穡作甘。」

Первое начало – вода, второе – огонь, третье – дерево, четвертое – металл и пятое – земля. Постоянная природа воды – быть мокрой и течь вниз; огня – гореть и подниматься вверх; дерева – поддаваться сгибанию и выпрямлению; металла – подчиняться внешнему воздействию и изменяться; природа земли проявляется в том, что она принимает посев и дает урожай.

То, что мокрое и течет вниз, создает соленое, то , что горит и поднимается вверх, создает горькое; то, что поддается сгибанию и выпрямлению, создает кислое; то, что подчиняется и изменяется, создает острое; то что принимает посев и дает урожай, создает сладкое.
(Перевод Кучеры С. Р.) Это  в китайской системе учения.

****************************************************

В античное время
Теорию четырёх стихий первым начал разрабатывать Эмпедокл, который считал, что элементы материальны и наделены свойствами филии (любви) и фобии (вражды); эти две противоположности, присущие всем телам, и приводят материю в движение. Позднее концепция четырёх стихий развивалась такими выдающимися философами, как Платон и Аристотель.

По Платону, элементы, являющиеся различными проявлением первичной материи, способны к взаимопревращениям. Платон привлекал геометрию многогранников для объяснения таких свойств материи, как твёрдость, плавкость, воздухообразность, огнеобразность. При этом земле ставился в соответствие куб, воде — икосаэдр, воздуху — октаэдр, огню — тетраэдр. Пятому возможному правильному многограннику — додекаэдру, по мнению Платона, соответствовал пятый элемент, который бог-творец использовал, чтобы создать небесные тела.
Four elements representation.svg

Согласно Аристотелю, каждый элемент представляет собой одно из состояний единой первоматерии — определённое сочетание основных качеств — тепла, холода, влажности и сухости:

        * Тепло + сухость = Огонь
        * Тепло + влажность = Воздух
        * Холод + влажность = Вода
        * Холод + сухость = Земля.

4 элемента вокруг Земли (Terre): Вода (Eau), Воздух (Air), Огонь (Ferre)

В натурфилософии Аристотеля также предполагалось существование пятого элемента, (квинтэссенции) — эфира, или начала движения. Геоцентрическая космология Аристотеля включала предположение, что вокруг центра Вселенной (центра Земли) расположены последовательно сферы четырёх элементов в порядке уменьшения их тяжести — земли, воды, воздуха и огня; выше их расположены небесные сферы...
Выкопала в Вики.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #10 : 30 Июль 2010, 00:40:51 »
Пока Александр выставит продолжение, чувствую, мы свернем на пятый стихийный элемент, и разовьем свою "исихасткую" философию.  :wink:
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

yury_petrov

  • Сообщений: 1124
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #11 : 30 Июль 2010, 01:45:06 »
Чем "летучее" стихия, тем труднее она поддается актуализации на исповеди. Огонь же вообще не поддается, потому что огонь - единственный созидатель среди остальных стихий.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #12 : 30 Июль 2010, 02:31:41 »
Пятый элемент в некоторых системах - это пространство, совсем не то же, что воздух. Пятый как бы над четырьмя, потому что объемлет в себе все четыре. Читаю Вашу находку из Вики, iunija, и думаю - да, нечто похожее на аристотелев эфир...
Насчет филии и фобии - в восточных учениях элементов тоже есть их отношения, мать-сын, друг-враг или нейтрал. На этом строятся диаграммы "силового" взаимодействия элементов в человеке или в отношениях людей: в вершинах многоугольной фигуры рассчитывают по таблицам элементы (жизненной силы, удачи и пр.), а линии, их соединяющие, анализируют с т.з. взаимоотношений элементов. И ищут, как компенсировать негармоничное соотношение элементов. Но это, впрочем - уже удел систем восточной астрологии.

Но есть еще более интересные учения элементов - о постоянно происходящем процессе развертки элементов из первостихий во все более и более плотный вид - и из макрокосма в микрокосм. Это сравнивают с переходом одного агрегатного состояния вещества в другое: из пара - в воду - в лед. Так и первостихии, уплотняясь и материализуясь, из невидимого и невоспринимаемого нашими чувствами состояния переходят сперва в цвет данного элемента (допустим, огонь - красный), затем - в материальный огонь и так далее, пока не дойдет до создания кроветворной системы в человеке и внутреннего тепла/жара его тела. Все это в данном случае - развертка с "конденсацией" элемента огня.

Это применимо для медицины - врачи тогда понимают, как и чем воздействовать при дисбалансе в организме элемента огня, допустим. И это применимо для практика, потому что если есть развертка в направлении "конденсации" элемента, то есть и обратный процесс, поворачивающий эту развертку элементов в микрокосме человека вспять: не вода - в лед, а наоборот: лед растапливается в воду и вода испаряется в пар. Это подстегивает на определенном этапе рост нового внутреннего человека, как бы "разуплотняет" его. В системе координат того учения, конечно...
« Последнее редактирование: 30 Июль 2010, 02:52:33 от прозелит »

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #13 : 30 Июль 2010, 10:42:23 »
Никита Стифат


44. "Ибо естества соединились друг с другом непреложно и неизменно, однако ни божественное естество не ли шилось своей собственной простоты, ни человеческое (естество), конечно, и не изменилось в божественное естество, и не отправилось в небытие, и не образовалось из двух одно составное естество; ибо не другое (повое) из других (прежних), подобно как человек из души и т ела или как из четырех стихий тело, но из различных те же самые. Ибо из божества и человечества, Он является и называется совершенным Богом и совершенным человеком, "и из двух и в двух [154] естествах они исповедали и мы исповедуем" [155].

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #14 : 30 Июль 2010, 12:17:02 »
Цитата: Антоний Великий. Послание V
Истинно, дети мои, я говорю с вами, как с мудрыми людьми, способными разуметь то, что я говорю, и вот, свидетельствую вам: если каждый из вас не возненавидит всю природу земного обладания и не отречется от него и от всех дел его всем сердцем своим, и не прострет руки сердца своего к Небесам, к Отцу всех, - тот не будет спасен. Если же он сделает то, что я сказал, Господь смилуется над ним за труд его, и дарует ему тот невидимый огонь, который выжжет в нем все нечистое, и начальный дух наш очистится; и тогда Дух Святый будет обитать в нас, и Иисус будет пребывать с нами, и так мы сможем поклоняться Богу, как нам подобает. Но пока у нас мир со всеми природами мира сего, мы - враги Богу, и Ангелам Его, и всем святым Его.