Стихия земли и земное покаяние
Земная стихия самая тяжелая и самая инертная. И земное покаяние самое тяжкое и самое таинственное... Да и много ли знает христианская церковь святых, которые воскресли в преображенных телах?.. Поэтому говорить будем о подступах к земному покаянию.
За рождением свыше следует период роста внутреннего младенца - его взросление и возмужание. Это время ярких и глубоких мистических переживаний. И это время серьезных испытаний, проверок и настоящих битв, которые разворачиваются во внутреннем пространстве души. А затем внутреннее пространство начинает расширяться, и внутренний человек поднимается ввысь к небесам, взыскуя ум Христов, и он же спускается вниз, вторгаясь в земную стихию. Внутренний младенец становится отроком, отрок - воином, воин - исследователем, исследователь - священником по чину Мелхиседека...
И здесь обнаруживается: кто не смог в полноте стяжать бесстрастие, тому запрещено и восхождение к Христову уму, тому и не поддаются низовые страсти - для него остаются закрытыми глубины подсознания. Но земля обладает особым притяжением...
Земля еси и в землю отыдеши. Человек создан из праха земного. И путь любого человека лежит в землю: человек может какое-то время сопротивляться этому безусловному зову земли, может не замечать его, может не желать... но он неумолимо сходит в землю, чтобы когда-то окончательно соединиться с ней. И тогда душа его освободится, и если народился в ней младенец благодатью, данной свыше, то и спасется. Душа спасется, а тело будет разрушено. Но человек-то целостен, он больше своей души, он еще и тело... Поэтому путь в землю - это путь к преображению плоти и путь к воскресению тела. Все идут по этому пути, но лишь единицы единиц идут сознательно.
При подъеме наверх - к Небесам - открывается единство всего сущего. И это же единство открывается при спуске в чрево земли - и самым непосредственным образом, - ибо внизу таится темная подноготная человечества. Такое схождение в подсознание подобно спуску в ад, а долгое стояние в аду превращается в рабскую работу в рудниках окаменевших человеческих испражнений. Это поистине грязная работа, и нет в этом месте света и радости, лишь на редкие мгновения - подъем наверх - глоток чистого воздуха и уверения Духа - и новый спуск... еще глубже - в грязь других людей, в грязь всего человечества - и в собственную грязь. Вот что означают слова прп.Серафима Саровского: стяжи дух мирен - и вокруг спасутся тысячи. Тысячи спасутся, если - в осенении Духа - войти в (под)сознание этих тысяч и пробудить в них зов к Свету.
Решая проблему личного спасения, подвижники порой уходят в затвор, в леса и горы... Сидя в одиночестве на самой высокой горе, некоторые из них, достигнув свободы Духа и ощутив вкус единства, молятся за весь мир. Но для того чтобы изменить земного человека, надо спуститься к людям с заоблачных высот в земные долины и войти вместе с ними в крестную мистерию преображения. А иначе зачем и Господь сошел с Небес?