Знаете, Антиквар, я все равно к своим баранам вернусь. Благодать места зажигает молитву стократ. В пещерах, где молились святые и в заброшенной часовне на вершине горы, на месте древних скитов мы, бывает, имеем такую мощную поддержку, что иной раз просто не уйти оттуда, такое молитвенное рвение.
Прозелит, я не собираюсь резать ваших баранов на шашлык
И я не оспариваю, что существуют святые места. Но ведь у нас святым местом объявляется по сути любое место, где некогда (на беду свою, да и нашу) жил какой-то святой. Или сразу несколько святых. Место святое, а значит забито, занято, арендовано до второго пришествия. Святых можно выносить (для поклонения мощам, конечно). Ставить ларьки, рубить бабло (для духовного окормления, разумеется).
И, несомненно, в этом месте сразу будет ощущаться и благодать тебе великая, и молитвенность особая, и покровительство незримое.
А уж если кто не ощутит, да по дури своей ляпнет: "Ларек вижу, а благодати вроде не наблюдаю", тот, разумеется, сам виноват.
...Был я как-то в паломничестве в Киево-Печерской лавре. Причащался на литургии аж в дальних пещерах. Уж где еще место святее отыщещь вроде. Но как же там все достало!
Помню, вернулся домой, и так хреново мне стало, в церковьь вообще ходить перестал, просто слышать о ней не мог. Потом, на исповеди услышал от священника назидательное: "Ну, значит не смог благодать вместить". Стою перед аналоем и думаю: "Это в какое ж место себе я не смог эту благодать вместить-то". Потом уж много позже расказал это тому священнику. Он - хороший священник, понял.