Поиск и определение личности следует пониманием Бога, ибо Он причина всему и даёт ответ на все вопросы. Бог, - Высшая Личность. Закрепим это утверждение неизменной аксиомой. Личность одна на всё бытие, как и один Бог. Святая Троица поможет нам дать определение личности.
И, сразу встаёт вопрос, если Три Лица, - Отец, Сын, и Святой Дух, то и три Личности Божественные. Да, три Лица и три Личности. Но как же быть с единобожием? Соответствует ли лицо и личность нашему пониманию?
Например, утверждение - абсолютная Личность возможно к употреблению, а абсолютное Лицо звучит несколько странно, так как применительно к Святой Троице, каждое Лицо имеет свои особенный свойства, по которым мы и распознаём Их. Эти особенные свойства не могут быть абсолютны, иначе были бы не распознаваемы и абсолютно не узнаваемы. Нелепица.
Итак, мы не можем тождественно заменить Лицо и Личность.
По определению святых отцов, каждая Ипостась состоит из общей природы(естества, сущности) и особенных свойств Лица.
Василий Великий, - "Вот это и есть ипостась - не неопределенное понятие сущности, не задерживающееся ни на чем из-за общности обозначаемого, но понятие, которое показывает и определяет общее и неопределенное в какой-либо вещи через ее очевидные особенные свойства, как это обычно делает и Писание во многих случаях и в рассказе об Иове".
Иоанн Дамаскин - "Хотя и нет естества, существующего без ипостаси, и не бывает сущности без лица, ибо и сущность, и естество усматриваются в ипостасях и лицах..
Следует, что Ипостась состоит из общей природы и особенных свойств(частное, индивидуальное). Таким образом Ипостась не отделяется сущности, а отражает её Своим бытием.
И, действительно, невозможно сказать, что Миша идёт улицей, а природа его дома осталась. И, невозможно подумать, что природа гуляет, а Миша на диване отдыхает. Имя не может быть без природы, как и природа человеческая и Божественная не может быть без имени.
Святые отцы дали нам некоторое представление Божественной сущности.
По Григорию Богослову, - «Божественная природа есть как бы море сущности, неопределенное и бесконечное, простирающееся за пределы всякого понятия о времени и природе».
Если Божественная сущность бесконечна во всех аспектах мер(меры времени - вечность), то и Ипостась Божестенная так же бесконечна её природой. И, эта бесконечность духовная не абстрактная, а вполне реальная, соотносимая Симеоном Новым Богословом Божественному Огню;
- Итак, какого рода этот Божественный огонь? Не считаешь ли ты его видимым, тварным или уловимым? Он совсем не такой. Если бы ты был посвящен в его тайну, то достоверно знал бы, что он неудержим, несотворен, невидим, безначален и нематериален, совершенно неизменен, неописуем, неугасим, бессмертен, неуловим, будучи вне всех тварей - вещественных и невещественных, видимых и невидимых, бестелесных и телесных, земных и небесных,- вне всех их пребывает он по природе, по сущности и, разумеется, по власти.
Исходя выше представленных объяснений Святых, следут представление Божественной Ипостаси, как бесконечное море сущности живого Огня(Бог Живой), с особянностями частными каждого Лица. Есть свои частные особенности у Отца, у Сына(образ человеческий) и у Святого Духа. Любая частность, только часть бесконечности и естественно находится внутрь её.
Божественное Лицо, как бы человек наоборот. Если у человека душу мы представляем внутрь себя(своенй индивидуальности в частности), то у Бога душа бесконечна естеством, а особенные свойства(частность) внутрь природы.
Таким условием Божественная Ипостась так же бесконечна, как и её природа Духа. Вот почему первые христиане Ипостась соотносили сущности, и особенно это отстаивал Афанасий Великий. Они разумели Бога по естеству, а не по частностям. И, действительно, Христос нам Бог по сущности, а не образом человеческим. Образ в частности, только представляет Ипостась, как прилежащее к Божественной природе.
Божественная ЛИЧНОСТЬ, - есть бесконечное море Огня Живого(более чем живого), содержащее все личностные особенные свойства, кваждого Лица.
ЛИЦО есть, - СУЩНОСТЬ Духа(ЛИЧНОСТЬ) и частность особенных свойств.
Так как сущность Божественная одна, - Отца(по Никейскому Символу), то и Личность Бога одна естеством Его. Отцу единосущны Сын и Святой Дух, они природой Отца являются Высшие Личности.
Можно сказать, три Лица и три Личности в Святой Троице, но с оговоркой, что Личность в сущности одна, как и один Бог.