Взять к примеру ментально-умственного человека и сравнить его с человеком чувственно-эмоциональным или душевного и духовного человека.
Наверно, речь просто о том, чтобы стать алчущим и жаждущим правды относительно себя сокровенного, в независимости от стартовой площадки (темперамента, соц. положения...). Идёшь и ведом по пути (и деланию заповедей) Господа, на котором питаешься млеком до твердой пищи, отбрасываем на шаг назад до новых двух вперёд, и
безжалостно отсекаешь ВСЁ, не относящееся к поиску Этого Сокровища,
которое Царствие внутрь нас есть (до преставления).
Только в свете этой Жемчужины жизнь полна, отказывающийся от неё - духовный кастрат: "У кого раздавлены ятра или отрезан детородный член, тот не может войти в общество Господне."(втор.23:1), типично простым для себя языком изъясняет ВЗ.
Трусы не переходят через Иордан (не наследуют Царства), потому и слышит так часто Иисус Навин от Бога "мужайся". Проще как колена Рувимово, Гадово и половина Манассиина сказать "хорошо нам здесь" дойдя до, но не перейдя Иордан. Конкретней: проще во внешней религиозности и обрядоверии сказать "хорошо нам здесь (при обители Божьей)" но не быть вхожим в Царство (по своей же воле не перейти).
как Вы ощущаете расширение полноты жизни (если можно так выразиться) в процессе духовной жизни
Постепенное прозрение слепого, начинающего видеть солнце. Иначе как эстетическими категориями святых отцов не скажешь.
как здесь не уйти в страсти, стяжательство, чревоугодие и т.п., но при этом не зажимая их, а именно постепенно преображая не в мечтах, но наяву?
Что значит "не зажимать" страсть чревоугодия, не отказывать в обжорстве? Чтобы "не уйти" в эту страсть, надо отсечь её, и по возможности не переживать сильно по этому поводу (так и "не зажмешь" её умом). Любовь поможет, и укреплённый воздержанием дух поможет молитве, такое вот сцепление по преображению. Гордость подскажет, и утомлённое воздержанием чрево посодействует постной роже, это сцепление по зажиму. Вижу так.
К примеру касаясь вопроса влечения к противоположному полу, которое имеет и инстинктивные основания и страстные и умственные и психические, их можно пережать и блокировать, а можно разобрав преобразовывать изменять. Сохраняя полноту жизни, но при этом высшего качества.
Интересно было бы услышать раскрытие темы... На грубом уровне, эта страсть утихает по молитвенному деланию... Её энергия сублимируется, в частности, в мощный творческий заряд, или в умственную деятельность. Но она как лабрадор на тонкой привязи... Да и к подвизающемуся подходят тяжелейшие (бесы) страхи, как то страх (назовём так) прекращения рода, или банальных болезней от такого воздержания. В таком состоянии философские сказки про "эрос - филос - агапе" скорей раздражают, а церковные писания молчат или "забываются" цензурой на эту тему, печально. Для семейного вопрос не актуален, для холостого совет типичен, для монаха решение радикально будет. А не желающего типичного совета холостого или радикального (как у некоторых сект и подвижников) решения монаха что умудрит?
Как долго это обычно продолжается, какие здесь путевые вехи, ориентиры?
Мне тоже интересно. Наверно: продолжаться - до могилы, путевые вехи (если не как препятствие здесь употребили смысл) - благодать, ориентир - Христос. О преображении можно вести речь только в Свете горы Фавор. Надо подняться на гору сначала, потом не отвлекаться на иллюзии до могилы, не отвергать благодать на пути, преобразиться в полноту жизни во Христе.
Имхо, важен спокойный дух и не переживать слишком сильно, зашуганность приводит к трусости (прелестофобии), а та к духовной импотенции. Простите за бравадность
.