Ещё из одного места о грани спасения:
" " Все именно так, можно еще добавить слова Симеона Нового Богослова: «Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека… его немощи». Т.е. избавиться от своих страстей (грехов) человек сам не сможет, и он должен это понять и принять. Но, конечно, он должен стараться изжить свои грехи."
то из неё мы должны понять, что самое основное делание христианина - это смирение.
Многие Святые были далеко не бесстрастными людьми, но всё таки стали Святыми, почему? Другие Святые говорят так:
"Если и не достигнешь бесстрастия, по причине, может быть, тиранских предрасположений, но находясь во время исхода в глубоких чувствах смирения, ничем не меньше бесстрастного, вознесешься на облаках." прп. Феогност
"Быстро или медленно, но при наличии смирения мы войдем в Царство Божие. … Без смирения же все наши надежды на спасение напрасны."
"Люби смирение: оно покроет тебя от грехов." Преподобный Антоний Великий (82, 22).
"Смиренномудрие часто спасает и того, кто сделал многие и великие грехи." Святитель Василий Великий (7, 271).
"Смирение спасло многих без труда. Свидетели тому - мытарь и блудный сын, сказавшие в смирении несколько слов Богу и получившие спасение".
Можно продолжать и продолжать... Так же они говорили, что в последние времена, кроме скорбей и болезней (читай - смирением) другим спасаться ничем не будет.
Вот и наметилась первая и основная вешка для нас, не имеющих духовных руководителей, живущих в страшный век разврата и расцвета всех страстей, не имеющих даже малой толики сил предыдущих христиан - нужно заиметь настоящее смирение.
Отсюда же можно понять, что бесстрастие является уже как бы совершенством человека, какой то ступенью его, но нам, скорее всего, не доступной. Хотя стараться приблизится мы к нему должны в меру наших "талантов".
Так же к этой теме вспоминается притча, когда монах сидел и плакал за весь мир, о людях погрязших в грехах и сетях диавола. К нему пришёл Христос и спросил о чём он плачет. Когда монах ответил, Христос сказал, что всякий, кто назовёт кто попросит "Господи, помилуй!" ("всякий, кто призовёт имя Господа, будет спасён" Рим. 10:13), того Я спасу. Когда монах подумал "а зачем тогда мы так трудимся?", то Господь сказал, что их только спасу, а вы будете Моими друзьями."
""И предполагаю, что если есть такой человек, который может возлюбить Господа Бога такой же взаимной любовью, то этот человек и будет спасен. Такой человек по такой любви к Богу, - заповеди соблюдает. Страстей греховных не имеет и гордыню в том числе. А вера у такого человека необъятная. Согласны? "
Не совсем. Улыбка Согласен что такой человек будет спасён, причём будет значиться у нас Великим Святым. Улыбка
Любовь к Богу - это верх совершенства, и к сожалению, она, как дар Божий, доступна действительно только очистившимся от страстей. Опять же, она даётся полностью смирившимся от этого пути. Но таких людей единицы за все поколения, и нам мирянам, это не доступно в принципе. Святые Отцы говорят, что в самой природе человека есть что то гордое, так как мы должны быть богами с Богом, по Его Благодати, а это очень высоко. А где высоко, там и упасть не сложно, и борьба с гордостью не прекращается всю жизнь.
По поводу страстей, думаю, Андрей откроет попозже ещё тему, и мы немного обсудим порядок борьбы со страстями и приобретении добродетелей. И там будет видно где стоит любовь и смирение в этом порядке (вершина).
И так как Вам понравился проф. Осипов, советую найти его лекцию про Любовь. Здесь нужно очень серьёзно разбираться что же такое настоящая христианская любовь (молитвенный труд, пот, слёзы, жертвенность...), так как мы часто подразумеваем под этим словом очень разное, и что бы потом уже можно было говорить об этом с христианской точки зрения.
"Думаю, что мне нужно это осознать."
Да, теперь обращайте внимание при чтении Святых Отцов на это, и Господь поможет увидеть это. Так изречения прп. Оптинских Старцев изобилуют этой мыслью, у большинства Святых видим это, свт. Игнатий Брянчанинов просто пронизан покаянием и смирением, а он, как Вы наверняка уже знаете, переработал многих Святых Отцов и переложил на более современный язык.
"Духовник сказал ему: "Ты не можешь оставить грех, тогда поступим так. Что бы ты не сделал за неделю, но каждое воскресение ты должен приступать к исповеди и Причастию". И через недолгое время страсть отступила."
Как радостно слышать такое! Что много ещё разумных батюшек, на практике познавшие "яко благ Господь", и не отлучающих от Причастия, а наоборот, понимающих, что без Бога мы не можем справиться ни с одной страстью или грехом. Поэтому Ваши слова "С другой - страсть может быть реально сильнее человека" нужно немного перефразировать, что любая страсть несравненно сильнее человека, и только с помощью Божией Благодати мы можем противостать им. Примеров море вокруг нас и в нас самих. Улыбка
Можно ещё добавить, что такие "внешние и страшные" страсти легче победить чем внутренние, конечно с Божией помощью. Причём намного.
Вот здесь проф. Осипов коротко сказал сущность смысла нашей земной жизни:
http://www.youtube.com/watch?v=Jv3uJOP_7OI&feature=player_embedded#at=84Т.е. для начала спасения самое главное осознать кто мы, кто Бог, и что мы представляем себя без Бога - нужно увидеть себя. Попросту смириться (см. выше про разбойника и пр.), осознать нужность милосердия Бога к нам, грешникам, т.е. принять Христа. Это может дать Бог по Своему милосердию человеку даже перед смертью, и это даёт разумная, правильная и внимательная христианская жизнь в Церкви. Если человек после этого умирает - то можно предположить что он спасён только из за этого начального покаяния и начального смирения. Здесь есть та условная грань спасения человека. " Если в человеке не будет крайнего смирения – смирения всем сердцем, всем умом, всем духом, всею душою и телом – то он Царствия Божия не наследит." Преп. Антоний Великий
Частая ошибка принимать смерть как конечное, и думать что человек более не сможет ничего. Развитие и совершенство человеков идёт всю вечность, уподобление Бесконечному и идёт бесконечно.
Если человек идёт далее по жизни, то он должен приобрести опыт борьбы со страстями, а от этого ещё большее смирение. Так же очень важен опыт победы с Божией помощью хоть над некоторыми из них, как ещё один залог будущего спасения. В этом опыте христианин уже просто "смиряется до зела".
А вот далее идёт совершенство, приводящее в полную меру смирения (святость): Улыбка
"Преподобный Петр Дамаскин говорил: когда увидишь грехи свои, как песок морской, знай, что ты положил начало покаянию."
"Мера смирения – это и есть мера совершенствования человека"
И по причине этого смирения Бог даёт уже настоящее, истинное Смирение.
Т.е. ещё и ещё раз христианин должен понять, что путь к Богу лежит только через смирение, а борьба со страстями является одним из средств приобретения его.
http://www.wco.ru/biblio/books/dobmir/H07-T.htm"
1. Некоторый брат пришел в Хермейскую гору к авве Феодору, старцу великому по жизни и добродетелям, и сказал ему: отец! что мне делать? душа моя погибает. Старец на это: почему так, сын мой? Брат отвечал: когда я проводил жизнь мирянина, - много постился и упражнялся в бдениях, имел обильные слезы и умиление, ощущал в себе ревность: ныне же, когда отрекся мира и сделался иноком, не вижу в себе ни одной добродетели. Старец сказал ему: поверь мне, сын: то в чем ты преуспевал в мирской жизни, преуспевал по причине гордыни и похвалы человеческой; они споспешествовали тебе, тонко действуя в тебе. Делание твое неприятно было Богу, и диавол пренебрегал тобою, не воздвигая против тебя браней и не препятствуя такому преуспеянию твоему; ныне же, видя, что ты вышел на войну против него, он вооружился против тебя. Но Богу угоднее один псалом, ныне произносимый тобою со смирением, нежели тысяча псалмов, которые ты произносил, находясь в мирской жизни; также приятнее ему нынешний незначительный пост твой всенедельного поста, которым ты постился, находясь в мирском житии. Брат сказал на это: отец! ныне я вовсе не пощусь: все добродетели взяты от меня! Старец: брат, довольно тебе того, что имеешь: терпи с благодарением, и будет тебе благо. Но брат настаивал на своем: точно, говорил он, погибла душа моя. Тогда старец сказал: брат! опасаясь, чтоб не ослабить твое смиренномудрие, я не хотел говорить тебе того, что вижу себя вынужденным высказать, по причине состояния уныния, в которое ты приведен диаволом. Выслушай внимательно слова мои. Мнение твое, что ты имел добродетели, пребывая в мирской жизни, принадлежит к отраслям гордости: так и фарисей погубил все свои добрые дела.
Теперь же, когда ты думаешь, что решительно не имеешь ни одного доброго дела, - этой одной смиренной мысли уже достаточно для твоего спасения: так был оправдан и мытарь, не сделавший ни одного доброго дела. Грешный или ленивый человек, сокрушенный и смиренный сердцем, угоднее Богу человека, делающего много добрых дел и зараженного по причине их самомнением. Брат, услышав это, ощутил в душе своей утешение и разрешение недоумения своего. Он поклонился старцу до земли и сказал: ныне, при посредстве твоем, спасена душа моя .