Византия, Каппадокия, Константинополь - это лишь частный случай, в котором проявляется общее. Можно вместо этих мест поставить Афон, Валаам, Киев, в конце концов даже свой приходской храм.
Привязанность к святым местам и эпохам - это ведь путь евангельских волхвов, долгий, извилистый и опасный. Волхвы - это не обязательно носители какой-то мудрости, это все мы, любящие святые места, поездки "к мощам", ищущие идеал в Византийской империи, "Святой Руси" и прочем.
И волхвы, петлявшие по времени и пространству, добрались таки до святого города Иерусалима, но встретил их там не Младенец, а Ирод. И несмотря на свою книжную мудрость, житейскую смекалку и все прочее - волхвы не распознали коварства Ирода.
Такого Ирода (много-много иродов) встречаем и мы на своих дорогах - в приходах возле своего дома или где-нибудь в Иерусалиме, или на Валааме... И наш ум не позволяет нам их распознать. Наш ум не позволяет отыскать незаметную пещеру, где родился Младенец, мы готовы и дальше блуждать по лабиринтам времени и пространства, находя все новые святые и несвятые места, встречая все новых иродов, сбиваясь с пути.
Лишь промысел Божий - Вифлеемская звезда ведет нас все дальше. Но и волхвы видели звезду, однако же расспрашивали всех: где родился Царь Иудейский? А почему спрашивали волхвы? От недостаточной веры путеводной звезде - промыслу Божию. И мы делаем тоже - пишем письма на Афон, ездим к старцам, мощам, боимся сделать шаг без "благословения батюшки" и тд и тп.
Такой путь возможен, его никто не запрещает - волхвы ведь в конце концов приходят к Младенцу. Более того, вся нынешняя церковная культура ориентирует нас именно на "дорогу волхвов".
Но, как мы помним, есть и другой путь - путь евангельских пастухов.