"Христианский волхв" сегодня астролог? Или богослов, историк, философ, филолог? Кто бы объяснил…А пастух? Наверно, и сегодня всё тот же…
Мне кажется, "волхвы" - это далеко не только те, кто пытается "пробиться" к Богу с помощью силы интелллекта. "Волхвы" - это еще и множество тех, кого можно принять за "простецов".
Потому что "дорога волхвов" - это не только чтение богословских и исторических книг, но это - и обрядовая жизнь множества воцерковленных людей.
В этом смысле интелллектуал, предающийся где-нибудь на руинах римского Колизея высокоумным размышлениям об исторических судьбах христианства, и простая бабулька, ставящая свечку в обычном приходском храме и хорошо знающая, где надо креститься, а где - только кланяться, оба этих персонажа - могут быть волхвами. И "православнутый" паломник, разъезжающий по старцам и монастырям - тоже волхв.
Выскажу совсем уж "опасную" мысль - многие Святые Отцы тоже были "волхвами".
Потому что состояние "волхва" - это внутреннее сотояние, которое внешне может проявляться очень по-разному.
Сложившаяся за века христианская культура ориентирует нас именно на "дорогу волхвов" - когда в небе светит Вифлеемская звезда, но мы идем по земле - долго-долго, кружа, петляя по запутанным лабиринтам, где полно всего - от византийских руин до приходских суеверий.
"Дорога пастухов" - она, наверное, короткая, но крутая, как пастушья горная тропа. Начинается она с короткого усталого вздоха: "Господи, помилуй!". Но каждый шаг по этой тропе для "волхва" очень тяжел: даже собственный ум начинает распинать молитву, вбивать в нее гвозди тяжелым молотом, чтобы вернуть тебя на привычный путь волхвов.