Антиквар - Вопрос в том, как мы этой неупокоенностью распоряжаемся, к чему мы ее направляем.
Вы уточняете это направление неупокоенности – в правилах, молитве, уставе, богослужении, чтении и жизни вообще. Мне показалось (возможно, я неправильно вас понял?), что это скорее стремление к новизне, как очередному эгрегору.
В.Свенцицкий - Когда юный пустынник поселяется в уединении, первое искушение, которое его посещает, заключается в том, что место, выбранное им, ему начинает казаться неудобным для подвига. Если он поддастся искушению и выберет другое место - погиб. Враг его замотает. Так и начнет водить с одного места на другое, пока не вымотает душу.
Поспешное, преждевременное оставление устоявшихся правил, молитв, устава, богослужения, основанное на стремление к прорыву к Господу одним рывком, мне кажется, опрометчивым. Правила, уставы, богослужения вырабатывают терпение и выправляют по назначению своему.
Как раз сегодня я для себя вспоминал этот пример о послушнике, которого водит дьявол.
Думаю, должна быть внешняя статика при внутренней динамике. Внешняя статика - это несение своего креста по жизни - в семье, на работе, в общении и т.д. Семья, работа, круг общения, даже отношения с земной церковью - все это восстает против внутренних перемен в тебе (пусть даже везде к тебе прекрасно относятся и желают добра). То есть надо не искать себе лучшей кельи во внешнем мире, а оставаться там, где застал тебя зов Господа. Иначе "дьявол замотает" и будешь ходить "от эгрегора к эгрегору".
Оставаясь на месте, начинаешь глубже проникать в себя и острее чувствовать окружающий мир. Этот мир начинает распинать тебя ежедневно и ежечасно множеством самых обыденных ситуаций.
Но условием для этого явлется внутренняя динамика или неупокоенность. Неудовлетворенность собой, все более острое ощущение страстей, стянувших тебя ремнями и привязавших к миру, неспособность совладать со своим умом, слабость молитвы, ужас от осознания того, что в тебе самом таится черная бездна, готовая тебя поглотить - очень многое, что трудно выразить словами.
А также понимание того, что все найденное тобою в себе самом и кажущееся на первый взгляд жемчужинами, на самом деле - мишура или мусор, и все это не идет ни в какое сравнение с тем, что обязательно должно быть где-то, с тем запредельным, что однажды должно нам открыться.
Озарения, благостность, покой, радость - все это в лучшем случае слабые отблески, которыми не стоит очаровываться, в лучшем случае оазисы в пустыне, но и вода в оазисах может быть отравлена.